Ребенок изначально принимает на веру все, что услышал от родителей. Потому особо сначала и не задается вопросом правдивости высказывания родителей. Почему? Потому, что родители изначально хорошие, они врать не могут потому что это плохо. Значит они говорят только правду, потому что они хорошие. Замкнутый круг получается. А набора фактов для работы критического мышления еще не хватает.
Привожу пример - конец семидесятых прошлого века. Ребенку 4 года. Флегматик, довольно развит физически, начал рано ходить, осознанные воспоминания проскакивают примерно с полугода( а то и раньше), научился читать в 3. Не потому что учили специально, а потому что интересно как это - уметь читать? Вообще - ребенок исследователь. Интересно ВООБЩЕ все. Заинтересовался писей. Рано, но тут оно у всех по-разному бывает. Понял, что что-то интересные и необычные ощущения получаются. Скрывать от родителей смысла не видел еще, в результате получил по рукам и внушение, что "не трогай - пися отвалится" в подробностях. Через полгода увидел на пляже мелких девчонок без трусов (тогда это было в норме вещей). Подметил - реально писи нет, значит правы были - отвалилась.
Пример два. В то же время примерно, чуть позднее, ребенку попадаются мультики где мелькает кадр с пиратами и связанными пленниками. Что-то или в картинке или в атмосфере мульта зашло. Он начинает играть в игры с подобным сюжетом. Видит мать - ребенок получает пиздюлей. Максимум объяснений, которые получают - это так фашисты делали. Знает, что фашисты - это такие плохие люди были. Фиксирует - это плохо. Почему - не понятно, но плохо. Делись ли игры куда-то? Нет, у ребенка отличная фантазия и довольно богатый внутренний мир, просто именно эти стоит скрывать от родителей. Плюс комплекс вины непонятно за что, но за что-то видимо плохое. Плюс начало недоверия к родителям. Логика - есть интересные вещи, которые почему-то считаются плохими. Думаю, что если бы объяснения были - все бы сошло на нет.
Пример три. Примерно через полгода. Большая комната, день, в окно светит яркое солнце. На полу во всю комнату ковер. На ковре - игрушки. Три или четыре конструктора, куча солдатиков, машинки. Ребенок играет уже два или три часа. У него не ковер с игрушками - огромный мир, в котором пять или шесть персонажей, несколько городов, какая-то история. На диване сидит прабабушка, которой вроде бы интересно. Ребенок рассказывает ей, что происходит, спрашивает совета, обсуждает с ней какие-то детали, даже пару раз меняет события и откатывает их назад, потому что прабабушка подсказала очень интересные моменты, которые сам он не углядел. Приходит с работы мать. Вероятно уставшая. Вероятно у нее тяжелый день был. Ребенок получает пиздюлей за разбросанные по комнате игрушки. Игрушки раскидываются ногами. На возражения, что это ребенок играл во все это - фраза "не ври, так не бывает, неужели не можешь играть как все дети - поиграть в одно, затем убрать и начать в другое?". Заступается прабабушка, на что получает ответ, "не защищай этого лентяя". Результат - искреннее непонимание как мать может не понять того, что играть в одну игру не интересно, и непонимание почему он лентяй.
Пример четыре. Ребенку пять. Мать выращивает на даче физалис, тогда называет его "японскими фонариками". Они яркие, красивые, полупрозрачные, с приятными на ощупь гранями, прожилками, их очень приятно держать в руке, водить пальцем, а внутри что-то проглядывается маленькое и плотное. Если попытаться оторвать от ветки, то все интересное заканчивается - ломаются и превращаются в некрасивые шуршащие обломки.Вместо того, чтобы объяснить ребенку весь кайф созерцания этого (а он бы, вероятно, понял уже, потому что вот это прям его), - рассказывается, что они жуть какие ядовитые и если трогать, а тем более есть, - умрешь. Но не сразу, а через месяца два, но внезапно, когда накопится яд в организме. У ребенка шок и истерика - он же трогал их. Есть даже не думал, ибо глупо, но трогал. Месяц ждет, что все. Два. Ребенок флегматик, процессы идут медленно, но с подробностями. На третий начинает понимать - где-то наебали. Не понимает, как могли наебать родители. Но еще через месяц, продумав предыдущие ситуации, приходит к шокирующему для себя выводу - родители врут, причем (по его мнению) без причины.
Пример пять. Ребенку 6, первый класс школы. Уроки он делает, но долго. Почему? Да потому, что это скучно, это он уже все знает, но у него кроме уроков еще куча интересных игр в голове. Естественно, родителям об этом не рассказывает. За что регулярно получает нагоняи от родителей. Мать рассказывает подруге о том, что с ребенком что-то не так. Подруга советует обратиться к психиатру ибо это может быть аутизм. Мать разрывает отношения с подругой. "Ты назвала моего сына ненормальным!". Весь разговор происходит при ребенке. Ему вообще пофиг.
Это не придуманные истории, если что)
Как Вы думаете, может ли сохраниться у ребенка уважение вера к родителям после этого?
Думаю, что нынешнее отношение его к родителям "ну есть такие неприятные люди, но я их не трогаю и они меня тоже" - вполне логичное следствие.