16

Продолжение поста «Краткая история китайского автопрома»

Great Wall

(он же Hover, он же Haval, он же Tank и т.д.)

История компании начинается с кооператива по ремонту сельскохозяйственной техники, основанного в 1976 году. В 1984 г. кооператив начинает выпуск автомобилей на базе внедорожника Beijing BJ212 (типа УАЗика). Производились они в единичных экземплярах, тем не менее, это не тюнинг какой-то - они штамповали свои кузова, переделали подвеску и чё-то там ещё.

Great Wall C130

Great Wall C130

Great Wall CC513

Great Wall CC513

В 1993 Great Wall начинает выпускать тойотообразные легковушки. К сожалению нет информации, было это полностью сборочное производство или что-то сами производили.

Но коммунистов ведь рисом не корми - дай подушить талантливых предпринимателей, и в 1994 году в КНР был принят закон, позволявший только ограниченному числу компаний выпускать легковые автомобили. Great Wall их число не вошла.

Однако пикапы не входили в класс легковых. В 1996 году Great Wall выпускает пикап Deer и тут им как попёрло!

 Пикап Deer производился с 1996 до 2013 года, было выпущено более 400 000 штук

Пикап Deer производился с 1996 до 2013 года, было выпущено более 400 000 штук

В 1998 году кооператив был преобразован в компанию Great Wall Motor Group Co Ltd, при этом директор получил 25 % акций. В в 2001 году семья Вэй (отец, мать и жена директора также получили по несколько акций) увеличила свою долю до 56 %, а остальная часть осталась за посёлком, в котором создан кооператив. В 2003 году акции Great Wall Motor были размещены на Гонконгской фондовой бирже, вырученные средства были направлены на расширение завода и создание собственного конструкторского бюро

В конце 2000-х годов Great Wall снова выходит на рынок легковых автомобилей с семью моделями, напоминающими автомобили других производителей. Вот что об этом пишет блогер, у которого я позаимствовал информацию для данного поста:

Компания использует технологии, срок действия патентов на которые истек, в качестве основы для собственных разработок. Например, небольшие четырехцилиндровые двигатели были позаимствованы у Toyota, но такие компоненты, как системы впрыска и выхлопа, были полностью модернизированы самой компанией Great Wall или при участии таких признанных фирм, как Bosch. К тому времени научно-исследовательский институт Great Wall набирал опыт, и через десять лет компания полностью изменила свой подход. Сегодня Great Wall разрабатывает основные элементы своих автомобилей самостоятельно. Её двигатели и аккумуляторные технологии широко используются конкурентами.

Haval H6 рестайлинг 2024

Haval H6 рестайлинг 2024

В 2011 компания представляет полностью оригинальную модель Haval H6, его продажи уже превысили три миллиона единиц.

Пикапы Great Wall по-прежнему тоже выпускает.

Great Wall Poer

Great Wall Poer

Из-за ужесточения норм выхлопных газов в Китае в 2017 Great Wall Motor открыла совместное предприятие по производству электромобилей, выпускавшее электрический кроссовер Linktour K-One, но уже в 2019 году модель была снята с производства, завод закрыт, а в отношении Linktour начата процедура банкротства. В 2018 году был запущен другой бренд электромобилей, ORA, который оказался более успешен.

В 2017 году был запущен бренд люксовых внедорожников Wey, который продавался не очень до выпуска модели Танк 300. Теперь это новый бренд.

Сейчас Great Wall Motor это компания с оборотом в 21,5 миллиард долларов, с заводами в нескольких странах, в том числе в РФ.


Концепты Great Wall Wey

А вот этот матёрый человечище - Вэй Цзяньцзюнь, глава и владелец Great Wall Motor

А вот этот матёрый человечище - Вэй Цзяньцзюнь, глава и владелец Great Wall Motor

Источники:

https://chinacarhistory.com/2017/12/18/about-the-cars-made-b...

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.5c713423-...

Показать полностью 10
11

Краткая история китайского автопрома

Все тут знают, что Запад инвестировал в Китай. Ну а почему нет? Маркс говорил, ради выгоды капитал продаст верёвку, на которой его повесят.

Dongfeng CA71, 1958 год

Dongfeng CA71, 1958 год

Проблема в том, Китай был очень беден, инвестировать в него не было никакого смысла - всё равно, что в Пакистан или Бангладеш. Возможно у населения иногда на штаны не было денег, не то, что на легковушки.

На фото 1970-х ещё можно видеть много китайцев в одинаковых синих робах.

На фото 1970-х ещё можно видеть много китайцев в одинаковых синих робах.

Но из-за коммунистов в Китае таки появились автозаводы

Shanghai SH211A. Согласно официальной статистике, завод выпустил 3243 внедорожника в период с 1969 по 1977 год.

Shanghai SH211A. Согласно официальной статистике, завод выпустил 3243 внедорожника в период с 1969 по 1977 год.

Shanghai SH760, Модель 1974—1991 годов

Shanghai SH760, Модель 1974—1991 годов

Beijing BJ750, 1974-1981, произведено 134 штуки.

Beijing BJ750, 1974-1981, произведено 134 штуки.

Shanghai SH763, 1980.

Shanghai SH763, 1980.

Однако к 80-м в Китае появился некоторый спрос на автомобили. И предприимчивые китайцы бросились этот спрос удовлетворять...

Beifang QJC7050 из Сианя. 1988 год

Beifang QJC7050 из Сианя. 1988 год

Коммунистические автомагнаты наверняка понимали, что китайский автопром безнадёжно отстал от мирового, и что нет смысла вкладываться в создание собственных моделей. Но и дураками они не были. Буржуям разрешали продавать свои автомобили только при условии создания совместного производства с китайскими компаниями. Так в 1983 году была создана Beijing Jeep Corporation, в 1984 году - совместное предприятие Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) и Volkswagen AG, выпускавшее модель Santana более 30 лет, и другие.

Santana от SAIC-Volkswagen - китайский бестселлер 90-х. В 1986 году доля запчастей китайского производства составляла менее шести процентов. В 1995 году - 89 процентов.

Santana от SAIC-Volkswagen - китайский бестселлер 90-х. В 1986 году доля запчастей китайского производства составляла менее шести процентов. В 1995 году - 89 процентов.

Поначалу это были отвёрточные производства, но коммунисты закручивали гайки и долю локализации приходилось увеличивать. В Китае росло число заводов производителей комплектующих для автомобилей, таких как Siemens, Thyssen Krupp Automotive, TRW, Valeo и др.

Yemingzhu YMZ 5010X был лицензирован только в Сычуане и не мог продаваться за пределами провинции. От этой модели остались только фотографии, и невозможно узнать, какие комплектующие там использованы.

Yemingzhu YMZ 5010X был лицензирован только в Сычуане и не мог продаваться за пределами провинции. От этой модели остались только фотографии, и невозможно узнать, какие комплектующие там использованы.

Доступность комплектующих подстегнула автопром. К 90-м автомобильные производства начали открывать в каждом колхозе и в 1994 году в КНР даже был принят закон, позволявший только ограниченному числу компаний выпускать легковые автомобили. В их число не вошла, например Great Wall, которой из-за этого пришлось выпускать пикапы (типа грузовик).


Также коммунисты без зазрения совести нанимали и продолжают нанимать опытных менеджеров западных компаний для управления производством, выплачивая им космические, по китайским меркам, гонорары.


Но не надо думать, что всегда всё шло гладко с западными партнёрами. Так вполне успешная Brilliance Auto объявила банкротство после того, как BMW приобретела её контрольный пакет в 2022 году.

Кроссовер Brilliance v7

Кроссовер Brilliance v7

Какие-то производители пошли другим путём - купив производственные линии у японцев или корейцев. Например кооператив Great Wall в 1996 году начал производить копию Toyota 4Runner и произвёл более 400,000 штук. А когда подрос, запустил производство моделей собственных брендов Hover, Haval, Wey, Ora и др.

Great Wall Deer первых годов выпуска

Great Wall Deer первых годов выпуска

Также в Китае постоянно появляются новые автопроизводители, которые просто разрабатывают свои модели из доступных в Китае комплектующих.

Но коварные коммунисты не дают развиваться китайскому автопрому (хотя большинство этих бизнесов государственные). В 2016 году Министерство промышленности и информационных технологий Китая объявило требования к производителям автомобилей, среди которых, к примеру, инвестиции в размере не менее 2 млрд юаней (306,2 млн долларов), создание независимого центра исследований и разработок, а также а также сети продаж и послепродажного обслуживания, и закрыло аж 13 компаний, которые не смогли выполнить эти требования.

Shuanghuan SCEO, 2006-2010 годы выпуска. Рама от Исудзу, двигатель Мицубиси, цена Нивы. Стал знаменит обвинениями от BMW в воровстве дизайна Х5 и последующим запретом на продажи в Германии и других странах. Компания закрыта правительством Китая в 2016 г.

Shuanghuan SCEO, 2006-2010 годы выпуска. Рама от Исудзу, двигатель Мицубиси, цена Нивы. Стал знаменит обвинениями от BMW в воровстве дизайна Х5 и последующим запретом на продажи в Германии и других странах. Компания закрыта правительством Китая в 2016 г.


В наши дни Китай - лакомый рынок для любой западной компании. Там можно зарабатывать огромные деньги, это не политика, а чистый бизнес. С 2018 года Китай начал разрешать иностранным автопроизводителям владеть 100% акций своих предприятий. Видимо, решение пролоббировал Илон Маск, который в том же году начал строительство гигафабрики в Шанхае. Но и тут ещё неизвестно кто в кого инвестирует, т.к. Tesla получила кредит на $1,4 млрд от китайских банков.


Зы. Чувствуется какая-то недосказанность. Возможно, последует продолжение.

Ссылки для желающих углубиться в тему:

https://carnewschina.com/category/automaker-story/

https://carakoom.com/blog/kitajskie-vnedorozhniki-1970h-godo...

Продолжение поста «Люди, которые бывали в Китае, есть у вас история из серии "Китай, КАКОГО ЧЁРТА?"» Или почему КНР - не СССР

Китай

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!