Вопиющий случай произошёл в Санкт-Петербурге. (Оригинал статьи) Если в двух словах, няня уронила ребёнка во время купания. Никак на это не отреагировала и никому не сообщила. В результате ребёнок 6 месяцев скончался от внутричерепной гематомы. Родителям и родственникам погибшего малыша приносим соболезнования. С няней разберётся следствие и суд. История ужасная, но вместе с тем не уникальная, а оттого крайне поучительная.
Самое первое, о чём нужно обязательно напомнить, это особенности травмы головы у детей. У малыша черепная коробка, скажем так, не совсем «закрыта». Взрослый человек, получив сильный удар по голове, приводящий к образованию внутричерепной гематомы, достаточно быстро продемонстрирует некие симптомы, по которым можно догадаться о серьёзности состояния, связано это с тем, что изливающаяся кровь начинает сдавливать головной мозг. У маленького ребёнка ещё не закрыты роднички, а значит, гематома не будет сдавливать мозг. В голове — «катастрофа», а самочувствие ребёнка прекрасное и поведение самое обычное. Именно поэтому при диагностике черепно-мозговой травмы, кроме симптомов, всегда оценивается механизм травмы. Куда, как упал малыш, обо что ударился и как себя вёл после падения. При этом, когда есть малейшее сомнение в том, что можно исключить травму, всегда предлагается госпитализация ребёнка. Даже если явных симптомов не наблюдается.
В данном случае, при своевременном обращении за медицинской помощью, я считаю, что были значительные шансы малыша спасти. Вывод — падение ребёнка в ванной и удар головой крайне опасно. Особенно с высоты выше роста ребёнка. В такой ситуации нужно не «мыслить позитивно и надеяться на лучшее», а срочно обратиться к специалисту.
Второй весьма неприятный и тоже крайне характерный «штрих» данной истории — факт травмы пытались скрыть даже в момент обращения в скорую. Пытаясь выдать появившиеся симптомы за реакцию на обезболивающий сироп. Таким образом, диагностический поиск коллег пошёл по ложному следу и попытки спасти ребёнка, которые при наличии верной информации всё ещё были, сошли на нет. Истинную причину гибели малыша выяснил только судмедэксперт. Опять же, случай не уникальный. На практике, к сожалению, мы иногда встречаемся со скрытием обстоятельств происшествия. Ребёнок маленький и рассказать ещё не может.
Могу вспомнить историю от коллег, когда вызывали СМП на повод «кричит». У маленьких детей чаще всего болит живот или уши (отит). Врач исключил «острый живот», отоскопов у нас нет, поэтому был заподозрен отит и ребёнка госпитализировали в ЛОР-отделение. Где после более детального обследования был обнаружен закрытый перелом бедренной кости. Оказалось, что мама (с лишним весом) во сне придавила ребёнка, проснулась от его крика, но никому о произошедшем не сказала. Пожалуйста, не надо так делать!
У меня был немного другой случай. Ребёнок чуть постарше, 1,5–2 года. Ещё не говорит. Повод к вызову «кричит» или вообще «боль в животе». Начинаю выяснять у мамы, что случилось. Ребёнок купался с бабушкой в ванной, после этого начал кричать. Спрашиваю, травмы не было, ребёнок не падал? Не было, не падал! Осматриваю — вывих локтевого сустава. Супер характерная травма для детей. Чаще всего получается, когда ребёнка резко дёргают за одну руку. После того, как я подробно описал механизм травмы, бабушка созналась. Скрывала информацию, поскольку было стыдно перед мамой ребёнка. В результате, когда всё вскрылось, ситуация оказалась ещё более неприятной с моральной точки зрения. Кстати, травма несерьёзная и такое может произойти действительно с каждым.
И в конце хочу вспомнить очень похожую историю, когда врач приехал к уже по сути агонирующему пациенту. Успел отвезти в реанимацию, но там спасти не удалось. Мы тогда очень долго обсуждали разные варианты, почему такое могло произойти: отравление, аллергия, сепсис. Ну не бывает такого, чтобы 5-летний ребёнок на фоне полного здоровья просто взял и умер! И правда, не бывает! Причиной стал разлитой перитонит. Оказалось, что ребёнок несколько дней жаловался на боль в животе, его «кормили обезболивающими» и не воспринимали жалобы всерьёз. Разумеется, врачу об этом никто не сообщил и «вспомнили» только после получения результатов вскрытия.
Все эти печальные истории я вспомнил и рассказал с одной целью — призвать вас честно рассказывать врачам обстоятельства произошедшего. К сожалению, если попытаться скрыть, это может привести к диагностическим ошибкам, цена которых может оказаться крайне велика. Желание скрыть понятно. Отрицание — обычная реакция. Но беда в том, что сначала скрыли от медиков, которые с точки зрения медицинской этики и пожурить как следует не имеют права, с точки зрения профессиональной этики. А потом рассказывать пришлось следователю и отвечать за содеянное по всей строгости закона...