Ответ на пост «Мне не подняли зп, я уволился, теперь платят больше...»

Чтож, давайте порассуждаем.

Работодатель занимает сотрудника для выполнения определённой работы на 8 часовой рабочий день за 20.000 руб в месяц.

Проходит год. Средние зарплатные ожидания по рынку на аналогичную вакансию вырастают до 30.000 руб. Сотрудник приходит к работодателю и просит увеличить ЗП до рыночной.

Предположим, сотрудник продолжает выполнять свою работу за 8 часов, то есть, он не вырос как специалист, не вырос в компетенциях, остался на прежнем уровне.

1) Работодатель может согласиться, но несёт риск, что другие сотрудники об этом знают и тоже потребуют увеличения ЗП. Для работодателя - это увеличение расходов при, возможно, оставшемся прежним уровне прибыли.

2) Работодатель отказывается.

2.1) Сотрудник остаётся работать за прежнюю зарплату, но вряд ли доволен. Перспективы не ясны, сотрудник может работать долго, а может уволиться в любой момент и получится ситуация 2.2.

2.2) Сотрудник увольняется, находит себе аналогичную вакансию в другой организации за 30.000 руб по рынку и работает дальше. Работодатель вынужден искать нового сотрудника на открывшуюся вакансию, по рынку, тоже за 30.000 руб. При этом один рискует не найти быстро новую работу, второй рискует не закрыть вакансию в ближайшее время и, возможно, терпеть какие-то убытки из-за неисполнения нужной работы.

В целом, обычная ситуация, по которой возникает текучка кадров.

Предположим, что сотрудник вырос как специалист, он выполняет свою работу не за 8, а за 4 часа. Это его личное достижение, он может позволить себе 4 часа на рабочем месте ничего не делать. У работодателя есть дополнительный достаточно выгодный вариант:

3) (Р) предлагает сотруднику увеличение должностных обязанностей так, чтобы нагрузка снова составила 8 рабочих часов, но при этом увеличивается ЗП до какого-то выгодного обоим уровня. Работодатель закрывает по сути две вакансии, но за меньшие деньги, сотрудник получает доп. оплату.

Для сотрудника всегда выгоднее только вариант 1, так как он просто получает больше денег за тот же объем работы. Для работодателя наиболее выгоден вариант 2.1, но в определенных случаях и вариант 3. Варианта, выгодного обоим, как правило, нет, из-за этого обычно и возникают разногласия.

Иногда бывает так, что работодатель выстраивает собственную политику индексации заработной платы на определённых условиях, изначально доносит её сотрудникам и не принимает никакие торги по ЗП. Если политика правильная, сотрудники будут удерживаться на своих местах и текучка не возникнет.

Показать полностью

Мне не подняли зп, я уволился, теперь платят больше...

Когда рядовой человек читает такое сообщение, он обычно впадает в испанский стыд, за тупое руководство, которое отказалось доплачивать 20 000 и теперь доплачивает 50 000. Ну не дебилы ли?

История №1

Я когда только начинал карьеру предпринимателя, думал точно также, пока не попал в эту ситуацию и согласившись доплачивать 15 000, стал доплачивать 120 000.

У меня в один момент контора разрослась до 35 человек. 10 офисных и 25 монтажников. Мы делали большие объекты, работа спорилась, все было хорошо. Но по факту был один локомотив в офисе и 2 локомотива среди монтажников, первый охеренно считал сметы и генерил отличные инженерные решения, вторые отлично организовывали работу на местах, были автономны и в целом молодцы. Конечно я им платил побольше, чем остальным, и это оставалось тайной.

Однажды ко мне приходит один из моих хороших монтажников и просит повышение зп на 15 000 рублей (я тогда не сделкой, а посменно платил). Монтажник хороший, работает не плохо, почему бы и не повысить ему зп, 15 000 у меня роли никакой не сыграет, а он только женился, жена на сносях, деньги очень нужны.

Через неделю у нас корпоратив, на котором этот персонаж крепко выпивает, и начинает рассказывать коллективу, что он меня прогнул, теперь нормально получает, как белый человек, не то что Вы, обсосы.

И у меня начался лютый пиздец. Первыми пришли мои самые крутые, типа у нас выработка в 1,5 раза выше, ты ему поднял и нам подними. Я пошел на это. Один из крутых тоже оказался слаб на язык, в итоге где-то на середине своих сотрудников я остановился на подъем зп, потому что мы перестали попадать в цену контракта. Офисники возбудились, им поднимают, а нам нет. В итоге бунт на корабле, народ начал увольняться, потому что я им не поднимаю зп. Полный пиздец. Из 35 человек под конце бунта осталось 10. 4 в офисе и 6 монтажников.

В итоге дав парню прибавку к зп в 15 000, потому что жена вот вот родит, я получил развал всей конторы и остался конченым гандоном вообще для всех.

История №2:

В 2020 году я платил в среднем 40 000 оклад и 20 000 премии для линейного персонала типа бухгалтеров, снабженцев, делопроизводителей. Но в головах у моих сотрудников я платил 60 000, они нормально работали, я премии не лишал. Наступает ковид, у меня 70% клиентов - рестораны, бизнес летит в тартарары. Понятно я снимаю все премии, и плачу всем по 40 000, потому что работы нет вообще, люди просто сидят, за что платить премию, и главное с чего, я не понимаю.

У меня был топовый монтажник, который был хорош не только в монтаже вентиляции, мог делать также другие работы и делал их хорошо. Мы брались за любые объекты, где есть инженерные системы, чтобы хоть как-то быть на плаву. Госпитали строили, очень много медицины. В итоге монтажник чувствуя свою силу начал потихоньку выкручивать мне руки и я добавил ему зп, обходя бухгалтерию, чтобы никто не видел, был уже прошлый опыт. А потом он трахнул нашу снабженку, и похвалился перед ней, что я ему доплачиваю, причем почти на 50% относительно других монтажников (по факту платил как всем троим в офисе). Это был пиздец №2. Офис просто весь уволился, монтажники ушли в залупу и бригады развалились, этот монтажник поверил в себя и объявил, что никто ему не нужен, у него теперь своя фирма. Понятно фирмы никакой не появилось, часть офиса я вернул, состав набрал заново. Но потерял достаточно много денег, времени и нервов.

Сейчас я твердо убежден, что нехер поднимать зп без 3х факторов:

  1. Подъем цены на такую работу на рынке, как входную, так и выходную.

  2. Повышение эффективности труда, которое реально измерить.

  3. Получение уникальных навыков, что делает человека более ценным специалистом, чем остальные (но тут надо аккуратно, только если это реально увеличивает прибыль компании, и это можно посчитать). Тут есть нюанс. Например мой монтажник вентиляции стал еще и кондерщиком, но по факту он выполняет либо ту работу, либо другую, доплачивать не за что. А вот если он был вентиляционщиком и стал разбираться в автоматизации вентиляции, подтянул электрику и может выполнять более высококвалифицированную работу, которая лучше оплачивается, есть смысл платить больше.

Особенно меня забавляет, когда человеку даешь новые обязанности, и он требует за них доплачивать. Работодатель платит вам за работу в час, если он Вас догружает и вы справляетесь с обязанностями, то значит он просто часть своих денег платил просто так. Конечно мы не говорим, когда секретаря грузчиком делают. Но если кадровик вел 20 человек, ему сверху навесили охрану труда, и он справляется и с тем, и с тем, почему ему надо платить больше? Он работает те же 8 часов.

Кто-то скажет, значит надо растягивать свою работу. Может быть да, с точки зрения работника, это выгодно, но если придет более эффективный кадр, вас уволят моментально, и в повышении зарплаты вы будете в самом конце.

Касаемо историй, когда выполнял 1, а теперь трое еле справляются. На своем примере видел оба варианта ситуации, в первом все было действительно так, просто оказалось, что я троим платил за работу, которую может выполнять успешно один. Во втором случае видел ситуацию, когда после одного пришли три и выяснилось, что тот один в каждой сфере своей деятельности делал только 30% работы, в итоге нихрена нормально не делалось и фирма теряла сотни тысяч. Я стал платить трем людям 250 000, вместо одного за 100 000 и стал экономить 400-500 тысяч на косяках, недокупах, проблемах с поставками, логистикой.

P.S. Про доп обязанности не прописанные в договоре. Уточню, что я имею ввиду. Если выясняется, что человек реально работает 4 часа в день, то ему надо либо снижать ЗП, либо уменьшать рабочий день, либо добавлять обязанности. На работе человеку платят за работу, а значит он должен работать, а не просиживать штаны. Комменты пошли про Трудовой договор и Должностную инструкцию Значит увольняешь человека со всеми положенными выплатами, меняешь трудовой договор и должностную инструкцию и нанимаешь нового. Затраты на компенсации закладываешь в цену или берешь с чистой прибыли, как опыт. Либо пересогласовываешь все это со старым сотрудником и он работает по новой схеме, если не хочет терять работу.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!