Хах, я вам из будущего пишу, походу. Мне почти 40 лет, матери почти 70 лет. Высмеивала и высматривала для критики она каждый мой жест лет до 20. Я по ее мнению и ходила не так, и улыбалась слишком широко, и щурилась. Когда уже жила отдельно, поймала себя на том, что приезжая в родной город неосознанно ссутуливаюсь и напрягаю мышцы лица. По возвращению в свой город начинали болеть спина, плечи, височно-челюстные суставы и даже мышцы у глаз.
На психотерапевтов у меня тогда денег не было (да и были они в основном в фильмах только). И не знаю, насколько это хороший совет - получила я его от студентки, которая чего-то там по психологии. Они в наш институт приходили тестировать на психотипы или вроде того, более-менее заобщались с одной из них. Она была увлечена психосоматикой, и я про свои приезды в родной город так ей и рассказала, мол, возможно у меня это психосоматика так проявляется.
Не знаю, насколько профессионален был ее совет, но она посоветовала не говорить матери ничего, кроме того, что мать говорила мне. Не быть умнее матери, не нести в свои с матерью отношения то, что я видела/читала, не нести то, что вынесено из общения с другими людьми. Стать для матери чисто продуктом ее воспитания.
Это было легко, я уже была на последних курсах и редко приезжала. Повторяла матери ее же слова, даже когда она спрашивала мое мнение. Она злилась и спрашивала, чего я такая грубая стала, где такому научилась - я говорила "так от тебя же", и говорила, при каких обстоятельствах услышала это от нее. До нее дошло спустя пару лет, что с другими людьми я веду себя по другому, она предъявила мне это. На что я ответила, что и другие люди ведут себя со мной не так, как она.
Потом у нее около полугода был психоз "так ведь я твоя мать, это естественно, что мне стыдно за тебя! а ты моя дочь, дети должны любить матерей, какими бы они ни были, что бы ни говорили!". И приводила в пример, как дети опустившихся алкашек рвутся к своим матерям. За эти полгода она вывалила на меня кучу всего, как она меня стыдится, какая я близорукая, некрасивая, сутулая, как в моей дебильной улыбке видно мои поганые кривые зубы и так далее.
Потом ее перекосило в сторону "доченька, я так тебя люблю, больше всех", но мне это было уже не надо. И в общем, до сих пор общаемся на перекосе - она ведет себя так же, как я себя вела лет до 20, когда пыталась заслужить ее любовь. А я веду себя так же, как она вела себя до моих 20 лет - смотрю, не стыдно ли мне с ней идти куда-то, как она себя ведет, что говорит.