концептуальное искусство нечаянно создал вадим его стошнило в эрмитаже перформанс зашептал народ
Хорошо сформулировано тут: О современном искусстве. (К статье "Как Малевич до Чёрного квадрата дошёл") А вообще, это все маркетинг и раздутое осознание собственной значимости. Если не аукционы, выставки, галереи и прочее - кому нахрен сдались тысячи «критиков», «экспертов» и прочих прихлебателей аукционных домов?! Куда девать излишки «накопленных капиталов»?! Не своим же работникам раздавать! А тут ты якобы сразу «меценат», «ценитель высокого искусства», «творческая личность». Клоуны. Эксперты по натягиванию совы на глобус.
Давайте ещё раз про Чёрный квадрат. А то текст больше вопросов чем ответов оставляет.
Что такое Чёрный квадрат Малевича?
Чёрный квадрат — финальная точка на пути упрощения и стилизации живописи. От гиперреалистичного Ренессанса через импрессионизм и кубизм — вот к этому. Чистая форма и всё. Никакого смысла кроме этого в нём нет, никакой битвы негров, разумеется, тоже. Это большая точка. Конец старого искусства.
Но и начало нового. Базовый элемент формы, из которой новые творцы соберут новое искусство, уже по другим законам и принципам. Чёрный квадрат иногда в шутку называют «Первый пиксель». Поэтому он и висел у Малевича в красном углу на выставке. Бог — начало всего для верующих, Чёрный квадрат — начало нового, конец старого для художников-авангардистов.
Ценность картины именно в этом — она ценна не как предмет живописи, а как исторический документ, фиксирующий этот этап трансформации искусства и общества, где искусство хотели сделать более доступным и народным.
Нет никакой особой невероятной игры теней/трещин, никакого высокого мастерства живописи. Есть — важное высказывание, фиксирующее социальные и культурные изменения начала прошлого века. Малевич их не столько инициировал, сколько зафиксировал.
Епте бля, суть то в чем сцуко, как то накиданные факты можно соеденить, не? Были те, эти, было такое время, вот эти вот это делали, вот эти то и-и-и - а что да малевича, то эт просто стечение обстоятельств.
Блть мы пока бухие с другом пару дней обсуждали какой то его ссаный реп, где чел поет - нужно больше фрешменов, фьють фьють фьють, да да да, кря, ча ча ча. Ну вот я говорил что это хуита, а он говорил что это надо понимать и что чел с этим треком прям знаменит в их тусовке.
Поразбирались под чудесное пиво мотор 8. Условные звуки без объективной литературной ценности, какую то ценность будут иметь только в контексте чего то. Как и кружки на холсте. Метаскусство короче, жмых блть. И шо тот пидор, шо малевич просто залетают в тусовку понимающих челов со своим мемасиком, в тусовку серьезных дядь с бабками, подскакивают к публике - во зацените оксимирон поет много текста, я просто жидким сераул, потом обрыгался, это все с намеком на оксимиронов. И все такие - хераааа, сечешь, тонко рубишь фишку малевич, вот тебе отдельный зал в третьяковке. Фсе. Хайп в нужное/удачное время, осознанный или неосознанный. Всякого говна этого было спето и написано тонны, знамениты из них несколько только. Можем мы порассуждать здесь о технике мазка, смысле, всем таком прочем? Нет, только можем поговорить о контексте. Об историческом влиянии этого конкретного мема спустя время в конце концов. Ну поговорили разок, посему все остальные черные круги, ромбы и прочее говно идут нахуй.
Это ж не васнецовы там всякие, где можно плеваться, лазить по картине вдоль и поперек, спорить, восхищаться и все такое. Будет десять картин от васнецовых -будет десять таких прям историй, легенд, хороших крепких продуктов. Ну, мб не десять, своя раскрутка там тоже имеет место быть. Короч механика такая в случае с малевичем.
В комментариях к статье про импрессионизм нас попросили написать про Малевича. Ну, это просто. Тут никаких секретов нет. Есть только путаница...
Некоторые считают Малевича мошенником, провернувшим фокус вроде того, что устроили в книжке "Приключения Геккльберри Финна" жулики Король и Герцог. Помните, Король скакал по сцене голым, разрисованным в полоску, – вот и весь спектакль. Облапошенным зрителям стыдно было признаться, что их обманули, и они нахваливали представление тем, кто его ещё не видел. Вот и с "Чёрным квадратом" так: ты ничего не понимаешь, но признаться стыдно, вот и говоришь: "Да-а... м-м-м"...
Голый "Король" или первооткрыватель законов вселенной?
Другие, наоборот, считают Малевича гением вроде Эйнштейна или Исаака Ньютона. Дескать, "Чёрный квадрат" – это все-все-все картины за историю человечества, объединённые на одном полотне, – и никак не меньше!
А кто-то утверждает, что Малевич "стянул" идею у французского журналиста Алле Альфонса, автора произведения "Битва негров в пещере глубокой ночью", кстати, вот оно:
Алле Альфонс
На самом деле, всё проще. Малевич не жулик и не гений. Он обычный художник своего времени, занимавшийся тем же, чем и все. Чем? Попробуем объяснить.
Как уже говорилось в предыдущей статье, после изобретения фотографии живопись стала не нужна для того, чтобы оставлять в памяти образ человека, места или события. Теперь она нужна только "для украшения" или "для интереса".
Для украшения художники принялись писать "красоту красивую" – картины, больше похожие на открытки, чем на картины:
Как на фотографии, "только лучше"
А "для интереса" – стали искать: что может сделать художник такого, чего не может фотограф? Кто-то стал раскладывать видимое изображение на "простые" цвета (красный, синий, жёлтый; кстати, эти эксперименты весьма помогли изобретению кинескопа цветного телевизора):
Жорж Сёра
А кто-то (и среди них Малевич) – выискивать в окружающих предметах их "скелет", "пластическую основу" - те основные плоскости и линии, из которых эти предметы складываются:
Пабло Пикассо
Представьте, что вы машинально что-то рисуете или чертите в блокноте во время скучного собрания, чтобы занять руки. Вы не знаете, что у вас получится, вам самому любопытно это увидеть...
А теперь посмотрим, как это делал Малевич. Вот женский портрет:
А вот крестьянки в поле:
Берём одну из этих крестьянок и "упрощаем" дальше:
А если взять и "упростить" мужика с бородой?
А если дом – тут и думать нечего:
Ну вот, красный квадрат уже есть. Осталось только подравнять и выкрасить его чёрной краской!
Известно, что идея "Чёрного квадрата" пришла к Малевичу в процессе работы над костюмами и декорациями к авангардистской опере "Победа над солнцем".
При жизни авторов эта "опера" выдержала всего два представления: в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1920 – на родине Малевича в Витебске. Выглядело это вот так:
А это её создатели. Сидят: композитор Михаил Матюшин (слева) и художник Казимир Малевич; возлежит – поэт-авангардист Алексей Кручёных.
На фото не хватает автора пролога – Велимира Хлебникова, который не смог приехать на фотосессию из Астрахани по уважительной причине: денег не было. Рассказывают, что кто-то из соавторов (кажется, это был Матюшин) выслал ему денег, но Хлебников перед тем, как купить билет, решил искупаться, а чтобы деньги не украли, взял их с собой в воду, зажав в кулаке. Нырнул, забылся, вынырнул – денег нет. Правда или анекдот, неизвестно.
Велимир Хлебников
Смысл "оперы" был в следующем: взять всё и подели... отменить. Солнце – это то, чему поклоняется "старый мир". Новую красоту символизируют углы и прямые линии. Вместо светящегося круга – чёрный, поглощающий свет квадрат.
Но было ли это революционным искусством?
Футурист Бурлюк и футурист Маяковский
Нет. Это не было революционным искусством. Ни франко-швейцарские дадаисты, ни итальянские футуристы, ни их русские последователи не были революционерами. Они были полубогемой – томящейся от ощущения несовершенства мира и собственной в нём нереализованности интеллигенцией.
Дадаисты Андре Бретон, Поль Элюар (и кто-то ещё)
Взять тех же создателей "оперы": Матюшин, выходец из актёрской семьи, – капельмейстер придворного симфонического оркестра; Малевич – сын управляющего сахарным заводом, Хлебников – сын учёного-орнитолога, Бурлюк – сын графского управляющего, Маяковский – сын чиновника из обедневших дворян. Только Кручёных мог похвастать крестьянским происхождением – да и то был из "зажиточных" (к тому же мать полька).
Блажь и томление авангардистов происходили от многих причин. В атмосфере эпохи веяло "чем-то этаким" (на самом деле – Мировой войной, но казалось, что неведомой "новой жизнью"). До интеллигенции доходили смутные слухи о "кризисе идей в физике" – о том, что "материя исчезла", и это было как праздник непослушания: ведь если уж законы природы отменяются, то законы эстетики и подавно следует отменить!..
Им, наивным, казалось, что скандал – кратчайший путь к известности и успеху, но на самом деле ничего у них не вышло, а все эти жёлтые кофты и куриные косточки в петлицах остались в учебниках лишь по одной причине, у которой есть имя, отчество и фамилия – Анатолий Васильевич Луначарский.
А.В. Луначарский
Он заведовал культурой в большевистском правительстве (как одно время – маркиз де Сад у освободивших его из Бастилии великих французских революционеров) и рассудил так: "Если в буржуазном обществе этих творцов нового искусства зажимали, то не будет лиха, если новая власть их, наоборот, поддержит". Ну а дальше авангард был объявлен "пролетарским искусством", и тот, кто это сделал наиболее убедительно, получил от рабоче-крестьянской власти неплохие буржуазные преференции:
Пролетарский поэт любил хорошо одеться и накрыть хороший стол для друзей
Правда, у Владимира Владимировича хватило ума и таланта вовремя прикрутить фитилёк авангардизма. Маяковский был мастер – а хорошие специалисты всякой власти нужны. Что объединяет две эти постройки?
Правильно, архитектор у них один (Щусев).
Был ли Каземир Малевич большим художником "за вычетом авангарда", вопрос спорный. Судите сами:
Повторим главные слова. Казимир Малевич был нормальный, добротный художник среднего ряда. Не гений и не "глыба" в отличие от Врубеля, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина или Дейнеки. Слава "Чёрного квадрата" (и целый отдельный зал Малевича в "Новой Третьяковке") – это стечение обстоятельств, не относящихся напрямую к искусству. Не будем их называть, чтобы не обидеть и не разозлить никого ещё сильнее.