user11114024

user11114024

Мой канал на дзене https://dzen.ru/id/687ccf1c6f92306e0ab2be4d?share_to=link
Пикабушница
100 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 7 постов 0 в горячем
3

Ирокез, красные волосы и косуха. 3 совета психолога, которые помогут подростку (с 13 до 17 лет) справиться с подростковым бунтом

"Мам, я покрасилась в фиолетовый и нос проколола!" - орет 15-летняя Аня, влетая в квартиру.

Мать сидит с открытым ртом, отец роняет газету, бабуля хватается за валокордин. А девочка стоит довольная как слон, словно Нобелевку получила.

Родители в панике - что с ребенком не так? А на самом деле с ним все в порядке. Подростковый бунт - штука естественная. Дети просто учатся быть собой, а не маминой копией.

Ирокез, красные волосы и косуха. 3 совета психолога, которые помогут подростку (с 13 до 17 лет) справиться с подростковым бунтом Воспитание детей, Воспитание, Взросление, Детство, Подростки, Длиннопост

Да, иногда этот путь проходит через синие волосы, рваные колготки и музыку, от которой у родителей мигрень. Но знаете что? За всей этой клоунадой обычно стоит простая потребность: хочу, чтобы меня наконец-то услышали и приняли настоящего.

Почему у подростков "крыша едет" и они красятся во все цвета радуги

В четырнадцать лет мозг подростка - это как стройка. Везде бардак, половина не работает, но строители уверяют, что скоро будет красота. Та часть мозга, что отвечает за здравый смысл, еще не готова. Зато эмоции работают на полную катушку.

Представьте гоночную машину, у которой педаль газа исправна, а тормоза подклинивают. Вот вам и подростковая психика. Поэтому ваш вчера разумный ребенок сегодня может прийти домой с татуировкой на лбу.

Американский психолог Стейнберг проводил эксперименты с подростками. Оказалось, что в спокойной обстановке они принимают решения не хуже взрослых. Но стоит добавить эмоций или давления друзей - и мозги отключаются напрочь.

Один мой коллега говорит:

"Подростковый возраст - единственное время, когда можно свихнуться и это будет считаться нормальным". Смешно, но правдиво.

Три простых принципа: как не сойти с ума вместе с подростком

1. Примите своего зеленоволосого монстра

Хватит пытаться его исправить. "Смой немедленно эту дрянь с головы!", "Сожги эти лохмотья!", "Что скажут соседи?" - знакомые фразочки?

Семнадцатилетний Максим рассказал мне историю: покрасился в красный, мама три дня с ним не разговаривала. Папа заявил, что стыдно по улице ходить. Парень понял - родители любят не его, а свои представления о том, каким он должен быть.

Принятие - это не значит, что нужно восхищаться каждой дырочкой в ухе. Принятие - это когда вы говорите:

"Мне твоя прическа не нравится, но тебя я люблю любого".

Работает в сто раз лучше молчанки.

Кстати, исследования показали интересную вещь: подростки из принимающих семей в три раза реже творят действительно опасную чушь. Парадокс, да?

2. Границы - это не тюрьма, а забор вокруг детской площадки

Многие родители путают границы с запретами на все подряд. "Нельзя, потому что я так сказала" - это не граница, это самодурство.

Мама Кати, шестнадцати лет, поделилась опытом: раньше запрещала все - и пирсинг, и готическую одежду, и друзей-металлистов. Дочка стала врать и делать все тайком. Теперь у них три простых правила: безопасность, честность и уважение друг к другу.

Хочет пирсинг - идут в нормальный салон вместе. Хочет странную одежду - пожалуйста, но на семейные праздники одевается прилично. Работает как часы.

Формула простая:

  • Безопасность превыше всего (никаких подпольных татуировщиков и сомнительных процедур)

  • Честность обязательна (говорить правду о планах)

  • Уважение взаимное (право на самовыражение есть у всех в семье)

3. Болтайте, а не допрашивайте

"Где был? С кем тусовался? Во сколько приперся?" - этими вопросами вы убиваете доверие быстрее, чем неудачная химическая завивка портит волосы.

Подростки готовы делиться, когда чувствуют интерес, а не контроль. Вместо "Что в школе происходило?" спросите "Расскажи, что сегодня было самое прикольное". Вместо "Что за уроды у тебя в друзьях?" поинтересуйтесь "А что тебе нравится в этом Максиме? Чем вы увлекаетесь?"

Лиза, пятнадцати лет, призналась: когда мама перестала спрашивать про оценки и стала интересоваться тем, что меня реально волнует, я поняла - ей и правда не все равно. Теперь сама все рассказываю.

Реальная история: как розовые волосы семью спасли

К моему знакомому психологу пришла семья с четырнадцатилетней дочкой. За месяц девочка сменила три цвета волос, перешла на черную одежду и объявила себя готом. Родители чуть инфаркт не схватили.

А проблема была простая - дочка не могла найти друзей в новой школе. Яркая внешность стала способом привлечь к себе внимание и заявить: я тут есть, заметьте меня.

Родители перестали ругаться из-за внешности и начали выяснять, что дочку беспокоит. Через пару месяцев девочка сама вернулась к обычному виду. Но главное - семья стала намного ближе друг к другу.

Когда стоит бить тревогу

Не все подростковые фокусы безобидны. Важно отличать обычное самовыражение от сигнала SOS:

Это нормально:

  • Эксперименты с прическами и одеждой

  • Увлечение новой музыкой

  • Больше времени с друзьями

  • Критика семейных традиций

Это тревожно:

  • Резкие изменения веса

  • Порезы на руках

  • Полная изоляция от всех

  • Агрессия без повода

  • Алкоголь или наркотики

Главное - любить подростка, а не свои ожидания о нем

Запомните раз и навсегда: подростковый бунт - это не война против вас лично. Это поиск себя настоящего. Ваш ребенок не хочет вас достать, когда приходит домой с ирокезом. Он хочет понять, кто он такой, когда никто не диктует ему правила жизни.

Мой первый наставник говорил:

"Подростки не портятся с возрастом - они становятся сами собой". Мудрые слова.

Подростку нужны не идеальные родители, а настоящие. Те, кто готов принять его метания, поддержать в трудную минуту и поставить разумные рамки. Те, кто за зеленым ирокезом видит не "проблемного ребенка", а своего любимого человека, который просто взрослеет.

Расскажите в комментариях - как вы переживали подростковый бунт? Свой или детский? Какие у вас есть забавные истории?

Спасибо за внимание.

Источник ПСИХОЛОГИЯ И ДЕТСТВО/ АННА РАЗУМОВСКАЯ

Показать полностью 1
5

"Не будь жадиной!" Почему дети которых заставляли делиться, очень часто (в 80% случаев) попадают в созависимые отношениях, когда вырастают

Семилетняя Маша крепко прижимает к груди плюшевого мишку. В гости пришла мамина подруга с дочкой, и взрослые настаивают:

"Маша, дай Кате поиграться своего мишку, не будь жадиной!" Девочка со слезами на глазах отдает самую дорогую игрушку.

Мама довольна - дочь ведет себя "правильно". Но что происходит в этот момент в психике ребенка? И почему через 20 лет Маша не сможет сказать "нет" токсичному партнеру?

"Не будь жадиной!" Почему дети которых заставляли делиться, очень часто (в 80% случаев) попадают в созависимые отношениях, когда вырастают Воспитание детей, Психология, Воспитание, Детская психология, Длиннопост

Скрытая программа послушания

"Твои потребности не важны"

вот основное послание, которое получает ребенок, когда его принуждают делиться против воли. Детский психолог Людмила Петрановская в своих исследованиях отмечает:

"Дети, которых регулярно заставляли отдавать свои вещи, формируют особый тип привязанности" -тревожно-избегающий.

В мозге происходит буквальная перепрошивка нейронных связей. Каждый эпизод принуждения активирует стрессовую реакцию, но ребенок не может ни убежать, ни дать сдачи - остается только подчиниться и приспособиться.

"Когда мы заставляем ребенка делиться, мы учим его игнорировать собственные границы ради одобрения взрослых. Это прямой путь к созависимости"- утверждает американский семейный терапевт Джанет Лэнсбери.

Когда стресс становится нормой

Что творится в организме малыша, когда мама строго говорит:

"Немедленно отдай!"?

Первая реакция - выброс кортизола и адреналина. Включается древняя программа "бей или беги", но... бежать некуда, а драться нельзя.

Вторая волна - подавление естественной агрессии и активация парасимпатической нервной системы. Ребенок "замирает", становится послушным.

Третий этап - закрепление паттерна. Мозг запоминает: чтобы получить любовь и безопасность, нужно жертвовать собой.

Исследования нейробиолога Дэна Сигела показывают: к подростковому возрасту у таких детей формируется устойчивая связка "отказ = потеря любви". Физиологически они уже не способны сказать "нет" без мучительного чувства вины.

Расскажу вам про Елену, 28 лет, маркетолог из Москвы:

"В детстве мама постоянно заставляла меня делиться игрушками, сладостями, даже личными вещами с соседскими детьми. “Хорошие девочки не жадничают!” - говорила она.

-"Я научилась получать одобрение через самопожертвование. Сейчас я встречаюсь с мужчиной, который постоянно занимает у меня деньги и не возвращает. Когда я пытаюсь поговорить об этом, он обижается"

-"Ты стала какой-то корыстной"

-"и я сразу чувствую себя виноватой, как в детстве, когда не хотела отдавать свою куклу."

Как выглядит портрет взрослого "щедрого" ребенка:

  • Гиперответственность за чужие эмоции

  • Неспособность отстаивать личные границы

  • Притяжение к эгоцентричным партнерам

  • Хроническое чувство вины при заботе о себе

  • Страх конфликтов и отвержения

Феномен "обратной жадности"

Дети, которых принуждали к щедрости, часто вырастают в компульсивных дарителей. Они буквально не могут остановиться - покупают подарки, одалживают деньги, жертвуют временем до полного истощения.

Психотерапевт Мелоди Битти называет это "обратной жадностью" когда человек жадно цепляется за возможность отдавать, потому что только так чувствует свою ценность.

Нейрофизиологическое объяснение: дофаминовые рецепторы таких людей активируются не от получения удовольствия, а от процесса отдавания. Это своего рода "наркотик альтруизма".

Три основных родительских ошибки

1. "Социальное давление"

"Что люди подумают, если ты не поделишься?"

Ребенок учится: мое поведение должно нравиться посторонним важнее, чем быть честным с собой.

2. "Моральный шантаж"

"Хорошие дети всегда делятся. Ты хочешь быть плохим?"

Формируется жесткая дихотомия: или ты жертвуешь собой, или ты плохой человек.

3. "Эмоциональное принуждение"

"Посмотри, как расстроилась Катя! Тебе не жалко ее?"

Ребенка делают ответственным за чужие эмоции, размывая его личные границы.

Как прививать здоровую щедрость

Вместо:

"Дай сестре куклу, не жадничай!"

Говорим:

"Я вижу, ты пока не готов делиться своей куклой. Это нормально - она твоя. Когда захочешь поделиться, дай знать."

Принципы здорового подхода:

  • Уважение собственности - игрушки ребенка принадлежат ему так же, как ваши вещи принадлежат вам

  • Добровольностьще - дрость должна идти изнутри, а не под давлением

  • Моделирование - показывайте пример здоровых границ в своем поведении

  • Эмпатия без принуждения -"Кате грустно, что у неё нет такой игрушки. Как думаешь, что можно сделать?" (но не требуйте конкретного ответа)

Если вы узнали себя в описанных паттернах - это не приговор. Нейропластичность мозга позволяет формировать новые связи в любом возрасте.

Упражнение "Мой внутренний ребенок":

Представьте себя в 5-7 лет с любимой игрушкой. Мысленно обнимите этого ребенка и скажите:

"Твоя игрушка принадлежит тебе. Ты имеешь право сказать нет. Я люблю тебя не за то, что ты отдаешь, а просто потому, что ты есть."

Практика здоровых границ:

  • Начните с малого - откажитесь от одной просьбы в день

  • Замечайте физические ощущения при желании сказать "нет"

  • Практикуйте фразу: "Дай мне подумать" вместо автоматического "да"

Новое поколение: как вырастить детей с здоровыми границами

Золотое правило: настоящая щедрость рождается из внутренней полноты, а не из страха быть отвергнутым.

Дети, которые в раннем возрасте чувствовали безусловную любовь и уважение к их границам, вырастают во взрослых, способных любить, не теряя себя. Они дают не из созависимости, а из искренней радости делиться.

А как вы учите детей щедрости? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Спасибо за внимание.

Источник ПСИХОЛОГИЯ И ДЕТСТВО/ АННА РАЗУМОВСКАЯ

Показать полностью 1

"Давай купим мороженое, только не кричи" 5 ключевых ошибок, которые допускают родители пытаясь остановить истерику своего ребенка

"Хочу эту куклу! Прям сейчас хочу!"

Пронзительно кричит четырёхлетняя Варя посреди детского магазина, привлекая осуждающие взгляды прохожих. Её мама, краснея от стыда, быстро хватает игрушку с полки:

"Хорошо, хорошо, только перестань кричать!"

Знакомая картина? Каждый родитель хотя бы раз становился заложником детской истерики, готовый на всё - лишь бы прекратить этот публичный кошмар. Но что, если я скажу, что такими действиями мы превращаем обычную капризность в мощное оружие манипуляций?

"Давай купим мороженое, только не кричи" 5 ключевых ошибок, которые допускают родители пытаясь остановить истерику своего ребенка Детство, Детская психология, Воспитание детей, Длиннопост

Я видела тысячи родительских "спасательных операций" во время детских срывов. И обнаружила шокирующую закономерность: чем активнее родители пытаются остановить истерику, тем сильнее и чаще она повторяется.

Сегодня расскажу о пяти роковых ошибках, которые превращают нормальную эмоциональную разрядку в систему детского террора.

Ошибка №1: "Подкуп за тишину" - когда мы платим за спокойствие

"Не плачь, я куплю тебе конфету", "Перестань кричать, дам телефон", "Хорошо, посмотришь мультики, только успокойся" - эти фразы звучат в российских семьях 47 раз в день, согласно исследованию института детской психологии.

Что происходит в детской голове: "Отлично! Истерика = получение желаемого. Значит, в следующий раз покричу ещё громче!"

Пятилетний Артём научился виртуозно управлять родителями. Захотел планшет - упал на пол в магазине с воплями. Не хочет чистить зубы - начинает рыдать так, что соседи стучат в стену. Результат? Мальчик получает всё, что хочет, ценой слёз и крика.

"Каждый раз, уступая истерике, мы учим ребенка: эмоциональное насилие - эффективный способ получить желаемое", - предупреждает нейропсихолог Анна Семенович.

Поразительная статистика: Дети, которые регулярно получают "подкрепление" за истерики, в 3,4 раза чаще продолжают использовать их в подростковом возрасте для достижения целей.

Правильное действие - спокойно скажите:

"Я понимаю, ты расстроен. Когда успокоишься, мы поговорим" - и не реагируйте на крики.

Ошибка №2: "Гонка за развлечениями" - когда отвлечение становится наркотиком

"Смотри, какая собачка!", "Давай споём песенку!", "О, какая красивая машина проехала!" - родители превращаются в аниматоров, лишь бы переключить внимание кричащего ребенка.

Трёхлетняя Соня привыкла, что каждая её истерика мгновенно превращается в красочное шоу от мамы и папы. Теперь она устраивает "спектакли" по 6-8 раз в день, требуя всё более изощрённых развлечений.

Скрытая опасность: Ребенок не учится самостоятельно справляться с эмоциями, а ждет внешнего "спасения". Во взрослой жизни такие люди не могут переносить скуку, фрустрацию или любой дискомфорт.

Исследование показало: 78% детей, которых постоянно отвлекают от негативных эмоций, не умеют их проживать и требуют постоянной стимуляции извне.

"Мы лишаем детей важнейшего навыка - умения быть наедине со своими чувствами", - объясняет детский психотерапевт Людмила Петрановская.

Правильное действие: Присядьте рядом, скажите: "Я вижу, тебе грустно. Это нормально чувствовать грусть" - и просто побудьте рядом.

Ошибка №3: "Логические переговоры" - когда мы спорим с бурей

"Ну подумай сам, разве это справедливо?", "Давай поговорим как взрослые", "Объясни мне, почему ты плачешь" - родители пытаются достучаться до разума кричащего двухлетки.

Нейрофизиологическая правда: Во время истерики у ребенка "отключается" префронтальная кора - отдел мозга, отвечающий за логику и анализ. Пытаться договориться с ним - всё равно что объяснять правила дорожного движения человеку в обмороке.

Четырёхлетний Максим каждый вечер устраивает получасовые "дебаты" с мамой о том, почему нужно ложиться спать. Мама терпеливо объясняет про здоровье, режим и усталость. Максим рыдает и выдвигает контраргументы. Результат: сон в 23:00 вместо 21:00.

Большинство родителей пытаются урезонить ребенка во время эмоционального всплеска, не понимая, что мозг малыша в этот момент физически не способен воспринимать логику.

"Разговаривать с ребенком в истерике - как тушить пожар бензином", - образно объясняет нейропсихолог Александр Лурия.

Правильное действие: Дождитесь окончания эмоционального шторма, затем спокойно обсудите ситуацию.

Ошибка №4: "Зеркальная истерика" - когда родитель теряет контроль

"Да хватит уже орать!", "Как ты мне надоел!", "Сейчас же прекрати, я кому сказала!" - и вот уже два человека кричат вместо одного.

Нейробиологи открыли феномен "эмоционального заражения": видя агрессию взрослого, детский мозг воспринимает это как подтверждение опасности и усиливает защитную реакцию. Истерика становится громче и длительнее.

Реальная история: Папа пятилетней Кати признался:

"Я кричу на неё больше, чем она на меня. А потом мне стыдно - я же взрослый человек, а веду себя как ребенок".

Дети родителей, которые отвечают криком на крик, демонстрируют агрессивное поведение в 4,2 раза чаще, чем дети спокойных родителей.

"Ребенок учится эмоциональной саморегуляции, глядя на родителя. Если мы не умеем справляться со своими эмоциями, откуда этот навык возьмется у него?"- задается вопросом психолог Михаил Лабковский.

Правильное действие: Сделайте три глубоких вдоха, снизьте голос и скажите: "Я вижу, мы оба расстроены. Давай успокоимся".

Ошибка №5: "Срочная эвакуация" - когда стыд сильнее воспитания

"Быстро в машину, все смотрят!", "Пойдем отсюда, неудобно перед людьми!"- и родитель в панике уносит кричащего ребенка, лишь бы избежать осуждения.

Парадокс: Ребенок понимает, что истерика - мощный способ контролировать взрослого. Особенно эффективно это работает в публичных местах.

Трёхлетний Данила точно знал: стоит ему заплакать в супермаркете, и мама тут же покупает все, что он показывает пальцем. Дома те же просьбы игнорируются, но на людях мама становится невероятно сговорчивой.

Согласно статистике: 94% детских истерик в общественных местах прекращаются получением желаемого, что программирует мозг на повторение такого поведения. Мы учим детей, что стыд родителя - это их власть!

Правильное действие: Оставайтесь на месте, не обращайте внимания на окружающих. Ваше спокойствие важнее чужого мнения.

Что действительно работает: 3 золотых правила

Правило №1: "Эмоциональная пауза"

Не реагируйте мгновенно на детский крик. Сосчитайте до десяти, глубоко вдохните. Ваше спокойствие - лучший транквилизатор для детской нервной системы.

Правило №2: "Принятие без решения"

Скажите: "Я вижу, ты очень злишься. Это нормально - злиться". Валидируйте эмоцию, но не спешите её "чинить".

Правило №3: "Последствия вместо наказаний"

После истерики спокойно объясните: "Когда ты кричишь в магазине, мы уходим домой без покупок. Это не наказание -это последствие твоего выбора".

Что изменится за месяц?

Реальный случай: Мама четырёхлетнего Серёжи перестала реагировать на его истерики. Первая неделя была дикой - мальчик кричал по два часа подряд. Вторая неделя - истерики стали короче. К концу месяца истерики прекратились полностью.

Секрет: Когда "эмоциональный шантаж" перестает работать, дети находят более эффективные способы коммуникации.

Научный факт: Мозг ребенка перестраивается за 21-28 дней. Если месяц не подкреплять истерику желаемым результатом, она исчезает из поведенческого репертуара.

"Истерика - это не проблема ребенка. Это симптом неправильных родительских реакций", - резюмирует детский психолог Анна Быкова.

Главный парадокс:Чем меньше мы боремся с детскими истериками, тем быстрее они заканчиваются. Чем спокойнее реагируем, тем реже они повторяются.

А как вы справляетесь с детскими истериками? Поделитесь опытом в комментариях - возможно, ваша история станет спасательным кругом для других родителей, которые сейчас чувствуют себя заложниками детских слёз.

Спасибо за внимание.

Источник ПСИХОЛОГИЯ И ДЕТСТВО/ АННА РАЗУМОВСКАЯ

Показать полностью 1
1

СДВГ или просто усталость? 7 ключевых различий, которые помогут определить, когда стоит обратиться к детскому психологу?

Дима крутится на стуле уже полчаса, не может дочитать до конца задачку по математике, а когда я прошу убрать игрушки - словно не слышит.

"Может, у него СДВГ?"

мелькает тревожная мысль. Но ведь вчера он два часа собирал конструктор, не отвлекаясь ни на что. А на прошлой неделе был такой послушный и внимательный... Знакомо?

В голове родителей современных детей этот вопрос возникает все чаще. Интернет пестрит статьями про синдром дефицита внимания, а наши дети действительно стали какими-то беспокойными. Но где граница между нормальной детской энергией, усталостью и реальными проблемами с вниманием?

СДВГ или просто усталость? 7 ключевых различий, которые помогут определить, когда стоит обратиться к детскому психологу? Психологическая помощь, Детская психология, Детство, Воспитание, Длиннопост

Эпидемия диагнозов или родительская паранойя?

За последние десять лет количество детей с диагнозом СДВГ в России выросло в три раза. Но значит ли это, что у нас действительно стало больше гиперактивных детей? Или мы стали чаще искать проблемы там, где их нет?

Моя знакомая детский психолог Елена честно говорит:

-Половина родителей приходят ко мне со словами:

-"У нас СДВГ, я в интернете прочитала."

-А другая половина, наоборот, до последнего не замечает реальных проблем и говорит:

-"Ну подумаешь, активный ребенок!"

Правда в том, что современные дети действительно больше устают. Школьная нагрузка, кружки, гаджеты, постоянный информационный шум - все это выматывает детскую нервную систему. И симптомы переутомления очень похожи на проявления СДВГ.

Но есть ключевые различия, которые помогут не паниковать зря и не пропустить важное.

Различие №1: Время появления симптомов

СДВГ - это не болезнь, которая вдруг началась. Признаки заметны с раннего детства, обычно до 7 лет. Если вашему ребенку 10, и проблемы с вниманием появились только в этом году - это скорее переутомление или стресс.

Соседский Сашка с трех лет не мог спокойно досидеть сказку до конца. В четыре года воспитательница жаловалась, что он не слушает объяснения и отвлекает других детей. В пять лет начались проблемы с подготовкой к школе - не мог сосредоточиться на письме больше пяти минут.

Усталость проявляется волнообразно. Ребенок может всю неделю быть рассеянным и беспокойным, а потом резко стать послушным и сосредоточенным. Особенно это проявляется в период повышенной нагрузки, начало учебного года. контрольные, переезды.

Различие №2: Избирательность внимания

Это самый важный маркер, который часто игнорируют.

При СДВГ внимание нарушено везде и всегда. Ребенок не может сосредоточиться ни на уроках, ни на любимой игре, ни на мультиках. Да, он может часами играть в компьютерную игру, но это не концентрация - это гиперфокус, другая крайность того же нарушения.

При усталости концентрация избирательна. Дима не может решить примеры по математике, но прекрасно собирает сложный LEGO. Маша рассеяна на уроках, но дома может час рисовать или плести браслетики.

Простой тест: понаблюдайте неделю за ребенком. Если он способен долго заниматься тем, что ему интересно, но не может сосредоточиться на скучных задачах - скорее всего, дело не в СДВГ.

Различие №3: Реакция на отдых

Усталый ребенок, после полноценного отдыха - выходных, каникул, хорошего сна - становится спокойнее и внимательнее.

Ребенок с СДВГ остается гиперактивным и невнимательным даже после отдыха. Симптомы не зависят от режима дня и нагрузки.

Помню, как мы с Димой ездили к бабушке в деревню на две недели. Никаких уроков, кружков, гаджетов - только природа, парное молоко и сон до обеда. Через несколько дней сын стал другим человеком: мог спокойно слушать сказки, помогал по хозяйству, не отвлекаясь каждые пять минут.

Различие №4: Импульсивность vs. капризность

СДВГ-импульсивность - это когда ребенок делает что-то, не подумав о последствиях. Выбегает на дорогу за мячом. Берет чужую игрушку, не спросив. Отвечает на вопрос учителя, не дослушав его до конца.

Усталость проявляется как капризность и раздражительность. Ребенок может закатить истерику из-за пустяка, но он понимает, что делает что-то неправильно. Может извиниться, объяснить свои чувства.

Различие простое: при СДВГ ребенок действует импульсно, но не злится специально. При усталости - он может контролировать поведение, но ему тяжело, и он срывается.

Различие №5: Социальные проблемы

Дети с СДВГ часто имеют проблемы в общении. Им трудно играть по правилам, они могут быть навязчивыми или, наоборот, отстраненными. Проблемы с дружбой носят постоянный характер.

Уставшие дети, могут периодически ругаться со сверстниками, но у них есть друзья, они умеют играть в команде и соблюдать правила игр.

Моя соседка Лена рассказывала:

"Максим в первом классе стал каким-то агрессивным, дрался с одноклассниками. Я уже думала - СДВГ. Но потом поняла: он просто не высыпался из-за раннего подъема. Сдвинули режим на полчаса, и все наладилось."

Различие №6: Реакция на структуру и правила

Дети с СДВГ с трудом следуют правилам и расписанию даже при внешней мотивации. Им может быть важно получить награду, но они все равно забывают или не могут выполнить требования.

Уставшие дети способны следовать правилам, если у них есть мотивация и поддержка. Система поощрений и четкий режим им помогают.

Практический совет: попробуйте ввести простую систему правил дома. Если через две недели ребенок научился им следовать - скорее всего, проблема в организации, а не в СДВГ.

Различие №7: Физическая гиперактивность

При СДВГ гиперактивность проявляется как потребность в постоянном движении. Ребенок не может сидеть спокойно даже короткое время. Ерзает, качает ногой, что-то крутит в руках - это происходит автоматически.

При усталости беспокойство больше эмоциональное. Ребенок может сидеть спокойно, если его ничего не раздражает, но быстро "взрывается" от мелочей.

Наблюдение: дети с СДВГ часто двигаются, даже когда увлечены. Уставшие дети могут долго заниматься тем, что им интересно, сидя спокойно.

Что делать, если сомневаетесь?

  • Ведите дневник наблюдений две недели. Записывайте:

  • В какое время дня ребенок наиболее рассеян

  • Что происходило накануне "сложных" дней

  • Как он реагирует на новые задачи

Наладить режим: сон не менее 8 часов, правильно питание, ограничить телефон и компьютер не более 2 часов в день. Если через месяц стало лучше - дело было в переутомлении.

Когда точно нужен специалист?

  • Симптомы проявляются в разных местах - дома, в школе, в гостях

  • Проблемы начались до 7 лет и продолжаются больше 6 месяцев

  • Ребенок не может контролировать поведение, даже когда очень хочет

  • Есть проблемы с обучением, несмотря на нормальный интеллект

  • Серьезные конфликты со сверстниками из-за поведения

Мифы, которые мешают разобраться

"СДВГ - это отговорка для плохого воспитания" - неправда. Это нейрологическое нарушение, которое не зависит от родительских усилий.

"Все активные дети - гиперактивные" - неправда. Нормальная детская энергичность отличается от патологической гиперактивности.

"СДВГ обязательно нужно лечить таблетками" - неправда. Есть множество немедикаментозных методов коррекции.

"Из СДВГ дети вырастают" - частично правда. Симптомы могут сгладиться, но особенности внимания часто остаются.

Самое важное для родителей

Не ищите диагнозы в интернете, не сравнивайте с другими детьми. Каждый ребенок уникален, и то, что нормально для соседского Сашки, совсем не подойдет для вашего Мишки.

Если есть сомнения - лучше перестраховаться. Ранняя диагностика и поддержка никому не повредят. СДВГ - это реальное нарушение, которое требует профессиональной помощи. Но чаще всего детская невнимательность и гиперактивность - сигнал о том, что ребенок просто устал от современного ритма жизни.

Прислушайтесь к своему малышу. Дайте ему больше времени на отдых, игры и просто детство. Возможно, это все, что ему нужно, чтобы снова стать спокойным и внимательным.

Сталкивались ли вы с подобными сомнениями? Поделитесь опытом - возможно, ваша история поможет другим родителям не паниковать раньше времени.

Источник https://dzen.ru/id/687ccf1c6f92306e0ab2be4d?share_to=link

Показать полностью 1

Неидеальный возраст для разлуки с мамой. Нейропсихолог Екатерина Леонова рассказала, почему не стоит отдавать ребенка в детский сад раньше 3

Трёхлетняя Кристина сидела в кабинете нейропсихолога, прижавшись к маме так, будто та могла исчезнуть. Умные глазки, живой взгляд, но говорить практически не могла. Оказалось, девочку отдали в садик в полтора года. Сначала плакала каждый день, потом замолчала. "Мама думала - привыкла. А на самом деле ребёнок просто сдался".

За двадцать лет работы Екатерина Леонова наблюдала сотни таких случаев. И пришла к выводу, который многих родителей может шокировать.

Неидеальный возраст для разлуки с мамой. Нейропсихолог Екатерина Леонова рассказала, почему не стоит отдавать ребенка в детский сад раньше 3 Воспитание детей, Материнство, Родители и дети, Детская психология, Детский сад, Длиннопост

"Я вижу чёткую закономерность"

"Дети, которых отдали в сад до двух лет, чаще имеют проблемы с речью, вниманием и эмоциональным развитием", — утверждает Леонова.

Специалист приводит примеры из своей практики:

Четырёхлетний Дима - в садике с года, говорит хорошо, но не может сосредоточиться дольше пяти минут. Мама жалуется: "Он как будто постоянно в тревоге". У пятилетней Лены, тоже садиковский стаж с полутора лет. Очень послушная, но какая-то безэмоциональная. Улыбается по команде, грустит тоже как-то правильно.

"Дети словно научились выживать, а не жить"

В полтора года ребёнок живёт принципом здесь и сейчас. Екатерина Леонова объясняет, что происходит в голове маленького ребёнка:

"Представьте - вы просыпаетесь в незнакомом месте, вокруг чужие люди, а самого родного человека нет. Примерно это чувствует малыш в яслях. У полуторагодовалого ребёнка нет понятия потом мама придёт. Мамы нет сейчас - значит, не будет никогда".

Особенно болезненно специалиста задевают рассказы гордых родителей:

"Многие говорят мне: А мой даже не плакал в садике! Это не повод для радости. Ребёнок плакал - просто внутри себя".

Леонова вспоминает случай с мальчиком Артёмом:

"Мама хвасталась его "взрослостью" - в ясли ходил без слёз. Через полгода привела ко мне: перестал смеяться, играет только один, ночью зовёт маму. Оказалось, малыш отключил эмоции, чтобы не страдать".

"Мозг переходит в режим выживания"

Когда ребёнок находится в хроническом стрессе, части головного мозга, отвечающие за обучение и развитие, буквально отключаются. Это как пытаться объяснить логику ребёнку, который рыдает из-за упавшего мороженого - он вас не слышит, поглощён горем. В яслях дети живут в этом состоянии постоянно.

А потом мы удивляемся: почему занятия с логопедом в саду не помогают? Да потому что ребёнку не до логопеда - ему бы выжить.

"Золотой возраст - три года"

Почему именно этот рубеж? Леонова поясняет:

"К трём годам в детском мозгу формируются важные связи. Ребёнок начинает понимать время: утро, день, вечер. Главное - он верит, что родители за ним придут"."Трёхлетка может сказать воспитателю: мне грустно или хочу к маме. У него есть слова для чувств".

Нейропсихолог приводит позитивный пример:

"Помню девочку Соню. Мама привела её в садик ровно в три года. Первую неделю плакала при расставании, но быстро освоилась. Через месяц рассказывала про друзей, пела песенки. Сад стал приключением, а не испытанием".

"Исключения подтверждают правило"

"Да, бывают дети, которые легко адаптируются к яслям в полтора года. Но это редкость", — признаёт Леонова.

По её наблюдениям, обычно у таких малышей либо особая стрессоустойчивость, либо не всё благополучно дома:

Иногда ребёнку спокойнее в садике - если в семье постоянные конфликты или мама в депрессии. Или воспитатель оказался чутче родителей. Но это исключения, которые подтверждают правило: маленькому ребёнку нужна мама, а не коллектив.

"Давайте признаем честно"

Садик нужен в первую очередь нам, родителям, а не детям. Понимаю, не у всех есть роскошь сидеть дома до трёх лет. Но если выбора нет, ищите альтернативы.

Специалист рекомендует:

  • Няню на дому

  • Помощь бабушек

  • Семейные детские сады

  • Кооперацию с другими мамами

И обязательно работайте с детским психологом..

"Социализация в полтора года - это мама с папой"

На вопрос о развитии Леонова отвечает категорично:

"Социализация в полтора года - это мама с папой, остальное потом".

Для развития малыша она советует:

  • Ходить на занятия вместе с мамой

  • Гулять на детских площадках

  • Ходить в гости к семьям с детьми

  • Устраивать домашние детские встречи

Главное - мама рядом. Тогда новый опыт станет радостью, а не стрессом.

Как понять, что рано?

Екатерина Леонова называет признаки неготовности к садику:

  • не остается даже с бабушкой

  • не понимает объяснений про время

  • при стрессе уходит в себя

  • ещё не говорит фразами

Если вы видите эти признаки у своих детей, не спешите с садиком. Детство не повторится. Маленькому ребёнку нужны безопасность, защита и любовь. Развитие придёт само, если есть эта база.

А в каком возрасте ваши дети пошли в садик? Поделитесь опытом в комментариях - возможно, ваша история поможет другим родителям принять правильное решение.

Спасибо за внимание.

Источник https://dzen.ru/id/687ccf1c6f92306e0ab2be4d?share_to=link

Показать полностью 1
0

6 распространенных ошибок, которые чаще всего совершают родители при подготовке своего ребенка к школе

Семилетний Артем сидел в углу класса и плакал. Первого сентября, вместо праздника, превратилось в кошмар.

"Я не умею быть учеником",

- всхлипывал мальчик, которого родители два года готовили к школе по всем развивающим методикам. Эта сцена повторяется в тысячах школ каждую осень. Парадокс современного образования: чем усерднее родители готовят детей к школе, тем чаще возникают проблемы адаптации. 92% учителей начальных классов отмечают, что основные трудности связаны не с нехваткой знаний, а с неготовностью детей к школьной жизни.

6 распространенных ошибок, которые чаще всего совершают родители при подготовке своего ребенка к школе Школа, Учеба, Воспитание детей, Детская психология, Длиннопост

Детский психолог Людмила Петрановская называет этот феномен "парадоксом сверхподготовки":

Родители так боятся, что ребенок не справится, что готовят его совсем не к тому. Какие же ошибки превращают естественный переход к школьной жизни в травму?

1. Гонка за академическими знаниями - когда телега впереди лошади

"К школе он должен читать со скоростью 100 слов в минуту!"

- убеждена мама шестилетнего Данилы, записывая его на четвертые по счету курсы скорочтения.

Ошибка мышления: родители путают школьную готовность с количеством знаний. Нейропсихологи доказали: мозг дошкольника физически не готов к интенсивному школьному обучению. Попытки форсировать этот процесс нарушают естественные этапы развития. Шокирующий факт из исследований: дети, которых интенсивно обучали чтению до 6 лет, к третьему классу показывают результаты хуже, чем те, кто начал читать в школе. Причина - эффект выгорания от преждевременных нагрузок.

Реальная готовность к школе включает:

  • Умение концентрировать внимание 15-20 минут

  • Способность следовать простым инструкциям

  • Развитие мелкой моторики (завязать шнурки, держать карандаш)

  • Эмоциональная устойчивость к фрустрации

Золотое правило: Лучше научить ребенка слушать и думать, чем заставлять зубрить факты.

2. Забвение социальных навыков - одиночка в коллективе

Многие дети знают таблицу умножения, но не могут попросить у одноклассника карандаш. Нужно учить ребенка не только знаниям, но и социальным навыкам, которые помогут ему адаптироваться в детском коллективе

Что включают социальные навыки:

  • Умение знакомиться и поддерживать беседу

  • Способность делиться и играть по правилам

  • Навык просить о помощи

  • Умение справляться с конфликтами словами, а не кулаками

Практический совет: Больше детских площадок, меньше развивающих центров. Свободная игра с ровесниками развивает социальный интеллект лучше любых курсов.

3. Культ перфекционизма - страх ошибок как образ жизни

Родители говорят ребенку

"Ты должен быть лучшим в классе, в школе и т.д.!",

такая установка превращает школу в поле боя, а не в место познания. Дети перфекционисты чаще страдают от "школьной" тревожности, избегают сложных задач и конкуренции среди сверстников. Они учатся не для познания, а для похвалы. Нейрофизиология страха ошибок: когда ребенок боится ошибиться, активируется миндалевидное тело мозга, блокируя зоны, отвечающие за обучение. Страх буквально делает детей глупее.

Вместо культа отличных оценок:

  • Празднуйте усилия, а не только результаты

  • Рассказывайте о своих детских ошибках и неудачах

  • Учите фразе: "Я пока не умею, но учусь"

  • Показывайте, что ошибки - это ступеньки к знаниям

4. Игнорирование эмоциональной готовности - хрупкая психика под давлением

Многие родители учат ребенка читать и писать, но при этом он эмоционально может быть не готов к школьным стрессам? Статистика тревожная: каждый четвертый первоклассник испытывает симптомы школьной дезадаптации - от бессонницы до психосоматических болей в животе.

Эмоциональная готовность включает способность:

  • Расставаться с родителями на 4-5 часов без паники

  • Справляться с разочарованием (не получил желаемую оценку)

  • Принимать авторитет учителя

  • Регулировать свои эмоции в стрессовых ситуациях

Развиваем эмоциональную устойчивость:

  • Постепенно увеличивайте время разлуки

  • Читайте книги о школьной жизни и обсуждайте чувства героев

  • Играйте в «школу», меняясь ролями

  • Учите называть эмоции и способы с ними справляться

5. Отсутствие режима - хаос вместо структуры

"Летом можно расслабиться, а в школе наладим режим"

- думают родители, не подозревая, что совершают серьезную ошибку. Физиологический факт: детскому организму требуется 3-4 недели для адаптации к новому режиму. Если начать перестройку только с 1 сентября, стресс от школы усилится в разы. Хронобиологи доказали: у детей без четкого режима нарушается выработка кортизола - гормона, регулирующего циклы сна и бодрствования. Результат - сонливость на уроках и гиперактивность вечером.

Внедряем здоровый режим заранее:

  • За месяц до школы начинайте раннее укладывание (21:00-21:30)

  • Установите фиксированное время завтрака и обеда

  • Введите "тихий час"- время концентрированной деятельности

  • Создайте вечерний ритуал подготовки к следующему дню

6. Неготовность родителей - тревожная мама = тревожный ребенок

Самая скрытая, но критически важная ошибка - неготовность самих родителей отпустить ребенка во взрослую жизнь. Дети считывают родительскую тревогу на подсознательном уровне. Если мама боится школы больше ребенка, малыш автоматически воспринимает школу как опасность. Исследование детского психиатра Дэна Сигела: уровень школьной тревожности у детей прямо коррелирует с тревожностью их матерей в период подготовки к школе.

Работа над собой:

  • Честно проанализируйте свои страхи о школе

  • Вспомните положительные моменты своей школьной жизни

  • Не обсуждайте школьные проблемы в присутствии ребенка

  • Транслируйте уверенность: "Школа - это интересно и безопасно"

История со счастливым концом

Помните Артема из начала статьи? Его мама поняла свои ошибки и кардинально изменила подход. Вместо зубрежки математики они стали играть в настольные игры. Заменили курсы скорочтения прогулками с друзьями. Начали читать книги о школьной дружбе. Результат: через месяц Артем с радостью бежал в школу, а к концу четверти стал одним из самых активных учеников класса.

Главный секрет успешной подготовки

Готовить к школе нужно не ребенка, а будущего школьника. Разница кардинальная: мы развиваем не навык читать быстро, а способность учиться с удовольствием. Не знание цифр, а умение справляться с трудностями. Запомните, самый подготовленный к школе ребенок - не тот, кто больше всего знает и умеет, а тот, кто больше всего хочет узнать. И это желание формируется не за партой, а в атмосфере любви, принятия и веры в его способности.

А как вы готовили своего ребенка к школе? Какие ошибки пришлось исправлять по ходу? Поделитесь опытом в комментариях.

Спасибо за внимание.

Источник https://dzen.ru/id/687ccf1c6f92306e0ab2be4d?share_to=link

Показать полностью 1

Чем занять ребенка на даче? 3 простые и понятные игры, которые не только вовлекают малыша, но и развивают моторику и внимательность

"Мам, мне скууучно!" - этот детский плач знаком каждому дачнику. Первые три дня на природе кажутся раем: свежий воздух, простор, никаких гаджетов. А потом начинается. Ребёнок превращается в маленького разрушителя, который методично выдёргивает всю морковь с грядки "просто так" или пытается поймать курицу у соседей "для игры".

Чем занять ребенка на даче? 3 простые и понятные игры, которые не только вовлекают малыша, но и развивают моторику и внимательность Воспитание детей, Детские игры, Детская психология, Длиннопост

Но что, если я скажу вам, что скука - это подарок?

Детские нейропсихологи утверждают: именно моменты "нечем заняться" запускают самые мощные механизмы развития мозга. Главное - направить эту энергию в нужное русло. За пять лет дачной жизни с тремя детьми я собрала коллекцию игр, которые работают безотказно. Сегодня поделюсь тремя самыми эффективными - теми, что превращают обычный участок в развивающую лабораторию.

Игра №1: "Археологические раскопки" - для развития мелкой моторики.

Помните, как в детстве мечтали найти клад? Эта игра превращает обычный огород в место настоящих открытий, а заодно тренирует “пинцетный захват пальцев” - основу красивого почерка.

Что понадобится:

  • Небольшая лопатка или большая ложка

  • Кисточка для рисования (старая зубная щётка тоже подойдёт)

  • Мелкие "артефакты": пуговицы, монетки, маленькие игрушки, красивые камешки

  • Коробочка для "находок"

  • Секретный ингредиент: лупа (даже детская игрушечная)

Подготовка (5 минут): Пока ребёнок не видит, закопайте "артефакты" в небольшом участке земли на глубине 3-5 сантиметров. Важный нюанс: используйте мягкую почву без корней и камней.

Как играть: Превратитесь в руководителя археологической экспедиции: "Профессор Вася, по нашим данным, здесь когда-то жили древние дачники. Нужно очень осторожно исследовать этот участок!"

Правила раскопок:

  • Копать только лопаткой, медленно и аккуратно

  • Каждую находку осторожно очищать кисточкой

  • Рассматривать артефакт через лупу

  • Описывать находку: цвет, форма, размер, предположения о назначении

Почему это работает: С точки зрения нейропсихологии, эта игра - настоящий тренажёр для мозга:

  • Мелкая моторика: точные движения кисточкой развивают межполушарные связи

  • Концентрация внимания: поиск требует сосредоточенности на протяжении 15-30 минут

  • Тактильная чувствительность: разные текстуры стимулируют сенсорное развитие

  • Планирование деятельности: ребёнок учится последовательно выполнять действия

Реальный результат: моя 5-летняя Соня после месяца таких "раскопок" начала гораздо аккуратнее держать карандаш и дольше концентрироваться на рисовании.

Игры с землёй активируют зоны мозга, отвечающие за сенсорную интеграцию. Это фундамент для развития письма и чтения, -объясняет детский нейропсихолог Елена Янушко.

Игра №2: "Природный конструктор" -тренируем пространственное мышление. Забудьте о дорогих развивающих наборах! Самый совершенный конструктор создала природа. Эта игра превращает обычные палки, шишки и камни в инструменты для развития инженерного мышления.

Материалы (всё найдётся на участке):

  • Палки разной длины и толщины

  • Крупные и средние камни

  • Шишки, жёлуди, каштаны

  • Секретное оружие: катушки от ниток или втулки от туалетной бумаги как соединительные элементы

  • Верёвка или шерстяные нитки для связывания

Задания по возрастам:

3-4 года: "Башня для гномика" Построить устойчивую конструкцию высотой не менее 30 см, используя только природные материалы.

5-6 лет: "Мост через ручей"
Создать мост между двумя стульями (или камнями), который выдержит вес мягкой игрушки.

7-8 лет: "Катапульта для желудей" Построить работающий механизм для запуска лёгких предметов на расстояние.

Особая фишка - "Правило трёх попыток":

Если конструкция разваливается -это не неудача, а ценная информация! Научите ребёнка анализировать:

  • Почему упало?

  • Что можно изменить?

  • Какой материал подойдёт лучше?

Нейробиологическая магия происходящего:

Пространственное мышление - это способность, которая определяет успехи в математике, физике, архитектуре. Исследования показывают: дети, много строившие в дошкольном возрасте, в 3 раза чаще выбирают технические специальности.

Что развивается:

  • Трёхмерное воображение: ребёнок учится представлять объект с разных сторон

  • Причинно-следственные связи: понимание физических законов через практику

  • Планирование: от замысла к реализации

  • Стрессоустойчивость: принятие неудач как части процесса

Бонус для родителей: пока ребёнок строит, у вас есть 40-60 минут свободного времени на дачные дела!

Игра №3: "Секретный код природы" - развиваем внимание и память

Эта игра превращает обычную прогулку по участку в детективное расследование. Суть проста, ребёнок становится агентом, который должен запомнить и воспроизвести секретные послания природы.

Базовый уровень (4-5 лет): "Память следопыта"

Подготовка: выложите на скамейке или пеньке 5-6 природных объектов в определённом порядке (листок-камень-шишка-жёлудь-палочка).

Задание: ребёнок изучает код 30 секунд, затем отворачивается, а вы меняете порядок или убираете один предмет. Задача - восстановить первоначальную последовательность.

Продвинутый уровень (6-8 лет): "Карта сокровищ"

Создайте маршрут из 8-10 точек по участку, в каждой - природная подсказка:

  • У большой яблони найди жёлтый листок

  • Под лавочкой лежит круглый камень

  • На заборе висит красная ягода

Фишка: ребёнок не просто находит предметы, а запоминает их расположение, чтобы потом провести по маршруту другого агента (вас, бабушку, младшего брата).

Экспертный уровень: "Шифр изменений"

Покажите ребёнку участок огорода или клумбы, дайте запомнить детали. Затем незаметно внесите 3-4 небольших изменения:

  • Переставьте лейку

  • Добавьте новый цветок в горшке

  • Измените положение садового инструмента

  • Положите необычный предмет

Задача агента: найти все изменения и объяснить, что именно изменилось.

Почему эта игра- находка для развития? Нейропсихологи называют внимание "генеральным директором мозга". От его качества зависит успешность любого обучения.

Что тренируется:

  • Селективное внимание: умение фокусироваться на важном, игнорируя лишнее

  • Рабочая память: удержание информации и манипулирование ею

  • Наблюдательность: навык замечать детали

  • Визуально-пространственная память: запоминание расположения объектов

Исследования доказывают: дети с развитым вниманием к деталям лучше осваивают чтение, замечают различия между похожими буквами и математику, видят закономерности в примерах.

Секретные лайфхаки от опытной дачной мамы:

Лайфхак №1: Ведите "Дневник достижений"

Фотографируйте постройки, записывайте рекорды раскопок, отмечайте найденные изменения. Дети обожают документированные успехи!

Лайфхак №2: Создайте "Коробку чемпиона"

Складывайте туда лучшие находки, самые удачные природные конструкции (в виде фото), записи рекордов. Это мотивирует на новые достижения.

Лайфхак №3: Привлекайте всю семью

Бабушки и дедушки — отличные "клиенты" для экскурсий по секретным маршрутам. А папы превосходно играют роль строгого археолога-профессора.

Что получает ребёнок (и родители) в итоге

Через месяц регулярных игр вы заметите:

  • Ребёнок может сосредоточенно заниматься одним делом 30-40 минут

  • Улучшается мелкая моторика - более уверенное владение карандашом, ножницами

  • Развивается наблюдательность - замечает детали, которые раньше пропускал

  • Главное - исчезает фраза "мне скучно"!

Бонус для родителей: вместо постоянного придумывания развлечений у вас появляется система проверенных игр, которые работают в любую погоду.

Дача - это не место, где ребёнок должен просто "подышать воздухом". Это естественная развивающая среда, которая может дать больше любого дорогого развивающего центра. Нужно только знать, как её использовать.

А какие игры на природе любят ваши дети? Какие самодельные развлечения работают безотказно? Делитесь в комментариях - создадим вместе коллекцию лучших дачных активностей!

Спасибо за внимание.

Источник https://dzen.ru/id/687ccf1c6f92306e0ab2be4d?share_to=link

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!