puma.floridskaya

Пикабушница
поставилa 0 плюсов и 0 минусов
123 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Электронные чеки -- право или обязанность?

Привет, Пикабу! Хочу поднять тему, которая появилась буквально пару месяцев назад, но лично мне уже принесла достаточное количество испорченных нервных клеток. Речь пойдёт о переходе магазинов на электронные чеки и соблюдении прав покупателей в этой части.
Я посещаю разные магазины, и в большинстве из них электронные чеки добровольные, то есть в приложении есть кнопка "не печатать бумажный чек", её в любой момент можно активировать либо деактивировать, в последнем случае бумажный чек печатается без проблем и танцев с бубнами. Но есть одна сеть, а именно Вкусвилл, которая, видимо, решила, что раз в марте ФНС приняла решение не штрафовать магазины за невыданные чеки (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12030622/?...), то можно отключить печать чеков в принципе (https://vkusvill.ru/media/journal/nedelya-otkaza-ot-bumazhny...). Хотя даже в этом решении была оговорка, что не выдавать чек можно только если нет бумаги, а на отправку электронного чека нужно согласие покупателя. Но факт остаётся фактом -- печать чеков отключили. Сейчас данное решение отменено (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12204924/), то есть действует тот же порядок расчётов, что был до известных событий.

Как на это отреагировала сеть? А никак. В приложении сети есть ползунок "Не печатать бумажный чек", то есть логично, что если он находится в положении "выкл", то чек должен быть напечатан? Логично, но не для Вкусвилла. При покупке с картой лояльности чек не печатается в принципе, единственная возможность получить хоть какой-то документ о покупке -- нажать (при покупке на КСО) еле заметную и очень быстро пропадающую с экрана кнопку "Распечатать копию чека". В этом случае печатается действительно именно копия чека, а не оригинал, то есть получить последний невозможно в принципе. При покупке на кассе ситуация похожая: по умолчанию чек не предусмотрен, его можно попросить, но получить оригинал опять же не получится, только копию. Оригинал отсылается либо на электронную почту (если она введена), либо в "Мои чеки онлайн", но во-первых, это удобно далеко не всем, а во-вторых, далеко не все умеют пользоваться Интернетом, и по факту, часть покупателей не видит своего чека в принципе. И главное -- чеки приходят далеко не сразу, то есть если нужно перепроверить свои покупки, то сделать это на месте, скорее всего, не получится, потому что чек ещё не пришёл.

Что говорит на этот счёт закон? Согласно ч. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
>> 2. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Налоговая несколько раз разъясняла, кто выбирает тип чека -- логично, что это покупатель (https://www.nalog.gov.ru/rn54/news/activities_fts/12253275/)
>> При направлении покупателю электронного чека обязательно его согласие, в этом случае чек направляется на номер телефона или адрес электронной почты.
Как трактует этот пункт Вкусвилл?
>> Отметим, что ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 N 54-ФЗ ст. 1.2. предусматривает, что пользователь ККТ (ПАО "Вкусвилл") обязан выдать либо бумажный чек либо бумажный и электронный чек либо электронный чек. Единственным условием является условие предоставления покупателем телефонного (абонентского) номера и (или) адреса электронной почты. Про согласие покупателя в ФЗ-54 нет ни слова. ФНС России в своем письме упоминает про согласие покупателя - но такое пояснение не соответствует требованиям ФЗ-54. Если вы считаете, что ПАО "Вкусвилл" нарушает законодательство в части применения ККТ - вы можете обратиться к нам с письменной претензией, на которую наши юристы предоставят ответ.

При покупке без карты лояльности тоже не всё гладко: по закону (всё тот же 54-ФЗ) магазин обязан выдать чек, то есть если не введены контактные данные, чек должен быть напечатан по умолчанию. Тем не менее, и при покупке на КСО, и на обычной кассе задаётся (в лучшем случае) вопрос "А нужен ли вам чек". На вопрос "А на каком основании вы позволяете себе не выдать чек даже если он покупателю не нужен?" я получаю невразумительные ответы плана "В законе нет пункта, запрещающего покупателям отказываться от чека." Хотя в 54-ФЗ чётко прописана обязанность магазина выдать покупателю чек, и вариант "Пользователь имеет право не направлять/не выдавать клиенту чек с его согласия" там отсутствует. Вкусвилл же утверждает, что
>> И всё же в законе нет такого пункта, который запрещал бы покупателям отказываться от чека. Мы обязаны предоставить чек, однако покупатель может отказаться от него, если захочет. Возможно, так действует не во всех торговых точках, но мы постараемся довести этот сервис до ума.

Собственно, проблема: я делаю покупки с картой лояльности, мои родственники делают покупки без оной. Я не получаю чек в принципе (хотя согласия на электронную версию не давала, а сканирование карты лояльности таковым, на мой взгляд, не является), мои родственники получают чеки через раз, и то в большинстве случаев по собственной просьбе, а то и требованию. Меня это не устраивает. Я писала и на сайт, и в группу ВК (https://vk.com/vkusvill_ru) Вкусвилл посты на эту тему, получала процитированные ответы (их можно увидеть в комментариях к статье по ссылке выше и в группе ВК по поиску поста "бумажный чек"). Жалобы в ФНС отправляю по факту каждого невыданного чека, но меня не уведомляют ни о проверках, ни о решениях. Пока воз и ныне там. Просить чек после каждой покупки тоже так себе вариант, во-первых, это надо держать в памяти, а во-вторых, а почему, собственно, я должна что-то просить, если по закону это и так должны делать?! Тем более, что даже по просьбе можно получить только копию, оригинал можно получить только если покупать без карты лояльности, то есть необходимо об этом помнить, и не применять её, если нужен бумажный оригинал чека. На мой взгляд, сеть должна вернуть прежние настройки и печатать чеки всем, кроме тех, кто явно отказался от них в приложении. Но как это сделать? Или сеть и правда ничего не нарушает, навязывая покупателям электронный чек без их согласия и выдавая бумажный только по просьбе (хотя налоговая говорит противоположное)?

Рейтинг не нужен, лучше пост повыше поднимите, знаю, этот вопрос интересует не только меня (это видно по комментариям к моим сообщениям).

P. S. Да, мне плевать на экологию, я умру от токсинов краски, а планета задохнётся в отходах термобумаги. Всё из-за меня. Пост о законе, а не об экодвижениях. Всем мир.
Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!