krasmax

krasmax

пикабушник
пол: мужской
поставил 338 плюсов и 3 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
10К рейтинг 3 подписчика 13 комментариев 3 поста 1 в "горячем"
9755

Футболка из ГДР

Футболка из ГДР Качество, ГДР, Хорошее качество, Футболка, Длиннопост

Что объединяет эти фотографии, сделанные в разные годы с разными людьми.

Одна детская вещь надета на детях с фотографий – это красочная мультяшная футболка. Футболка, которая куплена в, уже несуществующей стране - ГДР (Германской Демократической республике) в далеком 1980 или 1981 г. А купили ее в ГДР мои родители, в бытность прохождения срочной и сверхсрочной службы там моего отца. Футболку родители покупали мне (верхнее фото). Я благополучно ее относил и она по наследству перешла к моему брату на донашивание, как впрочем и все мои вещи. Брат за пару лет из нее вырос, а футболка, оставалась как новая. Ее не выкинули и не отдали в другие семьи, как другие вещи, видимо из-за ее отличного состояния, или из-за необычной для советских вещей красочности, или занимала мало места, а шкафов хватало, или просто затерялась в вещах шкафов – не знаю.


Но году 2005 ее достали и одели на мою дочку. В которой она отходила в садик и играла дома (среднее фото). После того как она выросла мы уже сами ее оставили, как раритет, который даст фору современным вещам. Сейчас эту футболку носит моя младшая доча. Футболку также не стыдно одевать в садик или куда-то в гости. И выглядит чаще лучше новых современных вещей. Сама футболка синтетическая, но точного состава не знаю – этикетка не выжила. Суперфутболка пережила, думаю не менее 300 стирок, разными стиральными порошками: старыми советскими, новыми иностранными. Но на ней со временем не поблекли яркие краски, ткань не вытянулась, швы не расходятся. На ткани наблюдается только несколько затяжек.


Что это, отсутствие запрограммированного износа в вещях в те времена? Или качество вещи из ГДР. Современные футболки и не только получается носить от силы полгода-год, ну еще с год дома, подальше от посторонних глаз. Она растягивается, блекнет, расползается…


А эта футболка… я не удивлюсь если в ней будут ходить мои внуки ☺

Футболка из ГДР Качество, ГДР, Хорошее качество, Футболка, Длиннопост

Так выглядит сейчас...

Показать полностью 2
3

Как мы ездили на Грушинский фестиваль

Давно собирались посетить Грушинский фестиваль. И вот, наконец, собрались семьей в этом году съездить. 30 июня у старшей дочери был выпускной в девятом классе, поэтому выехать решили первого июля с утра, по-раньше. Младшую, пяти лет, хотели взять с собой, но не стали, и, как оказалось, очень правильно! Ехать предстояло 560 км, около 7 часов, как показывал навигатор. Часа в три дня должны были быть на месте. В Воскресенском районе заехали за водой на известный в Саратовской области родник "Белый ключ", вода из которого разливается даже в бутылки коммерсантами. С родника на трассу выезжали кратким путем, километров пять по грунтовке. Много пришлось ехать, шкрябая пузом машины. Далее ехали почти без остановок, не считая 2-3 пробки на ремонтных участках трассы, до населенного пункта Терса, это за г. Вольском, где остановились пообедать в кафе у трассы. В кафе, за едой много смеялись. Насчет чего, у жены была примета – как много посмеешься так, что-нибудь случится. О чем, она сквозь слезы смеха предупредила). Но мы, конечно продолжили ржать. После обеда за руль села жена.

Проехали Сызрань и остановились у кафе на трассе, километрах в трех от города, для туалета и разминки. При пуске двигателя, дочка заметила какой-то звон двигателя. Я вышел осмотреть и увидел что под бампером и радиатором и сам бампер были в масле! Сперва подумал, что пробили поддон по грунтовке. Присмотревшись понял, что масло течет из небольшого радиатора ГУРа. Видимо, пробили камнем на трассе - снизу у бампера большие продувочные окна, а защитной сетки не стоит. К кафе подъехал на шестерке не молодой кавказец и остановился рядом с нами. Он, похоже, был местный и я поинтересовался у него о ближайших СТО. Сказал: «Назад по трассе, в километре». Узнав о нашей проблеме, предложил дотащить. СТО оказалось в паре км назад вместе с АЗС «Лукойл». Ехать на "галстуке" с выключенным двигателем, а значит без ГУРа и с очень тугими тормозами, очень напряжно. На СТО поблагодарил водителя шестерки и попытался дать ему денег - наотрез отказался, махая руками: "Все мы на трассе... Сам постоянно езжу... ничего не нужно".


Мастера посмотрели, загнали машину на подъемник. Время тем временем, было уже три часа. Обнаружилась протертость на резиновом шланге высокого давления, соединяющим насос ГУРа и радиатор! Протертость эта была от вентилятора охлаждения, который с рамкой слетел со скоб крепления и болтался между радиатором и картером двигателя. Но место потертости и шланг были сухими только в отдельных брызгах, как и вся подкапотная передняя часть. Плюс был сильно забрызган бампер, с лужицами масла на горизонтальных поверхностях. А шланг находится за двумя крупными радиаторами: охлаждения и кондиционирования. Поэтому я склонялся к тому, что перебита металлическая часть радиатора, находящаяся сразу за бампером, низко к земле. Приемщик СТО сказал, что отремонтировать (запаять) сегодня - в субботу, после обеда, почти не реально, аргонщики либо отдыхают, либо заняты. Мастер предлагал оставить машину, а в понедельник отвезут радиатор в город для опрессовки и ремонта в какую-то мастерскую грузовых авто, которая сейчас закрыта. Я уже обдумывал варианты с отправкой жены с дочкой на Грушу с какой-нибудь оказией или вызвать ее родственницу Марину, чтобы их забрала – она ждала нас уже на Груше, самому остаться в Сызрани в гостинице до понедельника. Другой вариант вызвать брата жены или отца для буксировки машины, но это опасный вариант - 400 км без ГУРа и с тугими тормозами, так как ехать придется с заглушенным двигателем, чтоб насос ГУРа не развалился.


С самого начала, как нас дотащили, вместе с мастерами живо интересовался нашей проблемой, какой-то парень. Оказался клиентом мастерской и зовут его Слава. Он предложил помощь - отвезти меня в город к аргонщику. Так как в мастерской ничем помочь до понедельника не могли, я попросил снять радиатор и согласился на предложение Славы. Предварительно попросил жену незаметно сфоткать Славину машину с рег.номерами. И мы со Славой отправились в город искать аргонщика. В мастерской куда мы приехали аргонщик оказался на рабочем месте, но без аргона. Подсказали другого повелителя аргона в частном доме неподалеку. Зашли туда, мастер был на месте, пообещал посмотреть и мы подождали пока освободится. Мастер в годах с помощником попытались опрессовать воздухом радиатор с трубкой, но это у них не получилось, ни сразу, ни после нагрева радиатора горелкой :(. Вернули радиатор, сказали, что помочь не могут. Как мне сказали, в мастерской на трассе, давление масла в системе в районе сотни атмосфер, поэтому опрессовать небольшое отверстие воздухом, затыкая соединительные отверстия пальцами, не получилось. Слава предложил проехать по магазинам, посмотреть радиатор или хотя бы трубку с аналогичным соединениями для байпаса. Без радиатора, с ГУРом ничего бы не случилось на нескольких сотнях километрах. Проехали с десяток магазинов запчастей - радиаторы, конечно же, только под заказ, трубок подходящих нет. Тем временем, как я уехал прошло 2,5 часа. Жена периодически интересовалась не завез ли меня Слава в подпольную хирургию, по изъятию органов. Я, тем временем наказал ей сообщить ее брату место где они находятся со скиншотом из Гугл карт. В одном из магазинов, спросил у Славы - сколько буду должен, он сказал: «Ничего», чем сильно удивил. Посмеялись на мое предположение, что по субботам он выезжает творить добрые дела. В телефон я его, кстати, так и записал - "Слава - добрый человек" ! Пока катались по Сызрани, позвонил отец, узнал о нашей проблеме от жены. И сказал что, купит трос и выезжает за нами. Через некоторое время все обдумав и послушав, приемщика с трассы, который уверял, что в понедельник в обед будете с машиной, решил оставить машину в мастерской до понедельника, а самим добираться до фестиваля. Позвонил отцу, вернул его домой. После попросил Славу довезти нас (около 130 км) - он согласился, после того как привезет мать с дачи.


Я с женой и дочкой выгрузили вещи из машины и остались ждать у мастерской. Слава вернулся где-то через час. В восьмом часу мы выехали. По дороге связался с родственницей, которая ждала нас на Груше. Она предупредила, что бы не прозевали после Тольятти поворот на Винтай и Прибрежный, а то потом развернуться не вариант, также, как и ехать другой дорогой, которую рисуют навигаторы, после поворота на следующем населенном пункте. Они так поехали и три с лишним часа потеряли добираясь до фестиваля: застревали, блуждали и спускались по крутому склону к фестивальной поляне.


Навигатор Navitel с нормальным GPS датчиком остался в машине. Вел нас навигатор из Гугл карт в моем телефоне. Из-за крыши автомобиля, спутники периодически терялись. И вот при приближении к нужному повороту, метка, обозначающая нас, зависла на какие-то мгновения, а потом перескочила и уже появилась за поворотом. Я грустно посмотрел на поворот – мы его проскочили... Навигатор бодро нарисовал новый маршрут с поворотом через 11 км. Растерянные и уставшие, не останавливаясь поехали дальше, доверив судьбу навигатору.


Проехали поворот по новому маршруту, населенный пункт, множество дач, спустились к озерам, асфальт кончился, под колесами был какой-то песчаный суглинок с лужами после дождей. Проехав длинную вереницу припаркованных у края дороги машин, уперлись в шлагбаум, оказалось одна из многочисленных здесь турбаз. Навигатор показывал до фестивальной поляны еще больше 2 км. Встречающая нас родственница, после наших объяснений не понимала, где мы находимся и куда идти нас встречать, впрочем как и мы. Как я понял потом, они заезжали через верх где проходит железная дорога, а мы спустились до озер и двигались вдоль них. На шлагбауме договорился с охраной, чтобы пропустили машину, с условием, что она быстро выедет. Проехали по турбазе метров 300, уперлись в шлагбаум, который давно видать не открывался, да и дальше была только пешеходная дорожка. Выгрузились. Расплатились со Славой – Добрым Человеком, отпустили его. Стоим со всей этой кучей вещей и не знаем, что делать дальше. Рук не хватает (жена еще и одеяла взяла, хорошо что подушки уговорил не брать), да и по весу за раз не унесем. Увидел в стороне стоят какие-то деревянные тележки большого объема. Взяв одну, загрузили ее до верху и покатили с пронзительным скрипом колес по дорожке элитной турбазы, толкая и тяня тележку с двух сторон, под удивленные, недовольные взгляды местных постояльцев.


Спускались сумерки. Где фестиваль мы не знали, только предполагали. Спрашивали у встречных людей о Груше, «да там - правильно идете»; «но там грязно»; «да далеко, километра 2» или пройдя метров 200 другой встречный «еще километров пять!»... В конце турбазы дорожка заканчивалась, мы уперлись в забор с проходом, за которым была тропинка через лес. Навстречу выходили люди с ногами в грязи по колено. Мы с женой, взяв побольше вещей, оставив дочку и тележку с оставшимися вещами, пошли по тропинке. Навстречу периодически выплывали люди в разной степени подпития. Мы по инерции спрашивали - правильно ли идем. Люди на веселе отвечали: «Ага», «Там делать не чего…», или «Одумайтесь там – ад!», или «Там круто, торопитесь», вообщем, кто во что горазд.. Жена как слышала, типа не ходите туда, спрашивала доверчивым испуганным голосом: «Почему там делать нечего?», «Почему там ад?»... Эти короткие реплики былы в движении, пока мы расходились на узкой сырой тропинке, и в основном эти вопросы оставались без ответов.


Наконец, мы с несколькими передышками дошли до края фестивального городка - не далеко от часовни, как объяснили ребята, у которых мы спрашивали. Уже изрядно стемнело и явно собирался дождь. Родственница, после множества попыток наших и ее связаться, друг с другом, стала совсем «абонент не абонент»! Отчаяние, в очередной раз за сегодня, повисло над нами.. Я оставил вещи с женой у одного из палаточных лагерей и, попросив одного из его жителей помочь, направился с ним назад за дочкой и остатками вещей. На обратном пути уже с дочкой и вещами, встретили жену с еще одним откликнувшимся, на просьбу о помощи мужчиной. Придя в лагерь, возобновили попытки связаться с родственниками. В какой-то момент вызов прошел и мы наконец-то договорились встретиться у ориентира, который был понятен всем - у часовни. Наконец, мы встретились. Практически стемнело. Начал моросить дождь. Ее дети, а их у нее на Груше было семеро, нам помогли донести вещи до их палатки. Она у них располагалась в спортлагере, за футбольным полем. Эта женщина, эта родственница жены – Марина, сама по себе уникальный человек. У нее трое собственных детей, и семеро приемных! Двое своих, уже взрослых парней и живут своей собственной жизнью. На Грушу она приехала со своей дочкой и шестью приемными детьми. Также с ней была ее сноха с маленькой дочкой. Ездили сюда они в прошлом году, очень понравилось и вот приехали в этом году во второй раз.


Место под нашу крупную палатку в лагере практически не было. Рядом с палаткой Марины была тропа из спортлагеря. Вот и пришлось ставить частично на нее, покрытую тонким слоем грязи. Получилось палатку ставили прям по ленте лагеря с выходом на грязную дорогу. Но в двенадцатом часу ночи было не до этих мыслей. Быстрее бы разбить палатку, поужинать, пройтись по фестивалю и залечь спать.


В этот вечер фестиваль произвел не лучшее впечатление, последствия тяжелого дня, дождливой погоды, грязи, и толп людей мешающих пройти с тяжелыми сумками.))


На Грушинскую гору мы уже не полезли, послушали немного концерт с другой стороны озера. Походили по фестивальному городку. Поразили размеры этого палаточного города. А также серьезность отношения официальной власти (если можно так сказать) к фестивалю. Количество милиции. Полукапитальные постройки взвода или даже роты ОМОНа и ППС МВД. Пара машин спасателей МЧС. А по другую сторону поля пара красных пожарных машин МЧС.


На следующий день пригрело солнышко, подветрило, подсушило. Походили, послушали по разным сценам. Покупались, в Головном озере. Пошатались по ярмарке, выбирая сувениры. Маринкины пацаны и девчонки получали награды и грамоты за призовые места в разных соревнованиях и по результатам сдачи ГТО, проходившим в субботу. А ближе к вечеру даже скатились по канатной подвесной дорожке. Я этого делать не собирался, потому что даже глядеть с земли на летящих, подвешенных на ролике за еле заметную веревку людей на высоте, как было написано до 100м, было жутковато и хотелось просто их фотографировать, а не лезть в гору. Дочка хотела скатиться, мы давали добро, но она не решалась. Она с ребятами сходила узнать насчет цены. Билет стоил 800 рублей. Но, так как у организаторов аттракциона сильно уменьшился поток желающих, они сообщили, что, если наберете четверых, продадут билеты по 500 р. Поэтому моя доча решила, что первым должен лететь я, для примера, и как первопроходец, вселяющий во всех остальных отвагу и уверенность. Так и пришлось лететь первым. Наверху был порывистый ветер и отвага, как-то покинула меня. Но под подбадривающие и неуверенные голоса, следующих адреналинщиков, я полетел над пропостью. Страшновато оказалось только первый десяток метров. Далее от набора скорости и встречного потока воздуха тебя разворачивает спиной вперед, к горе лицом, а это уже не пропасть. Пытаешься развернуться, но тебя опять отворачивает ветром. После спуска снимал остальных на фотоаппарат. Также скатились: моя дочка, Марина и ее дети.


На следующий день, в понедельник городок значительно поредел. Уехали почти все спортивные организации. Демонтировались шатры операторов связи и сцены. Я позвонил на СТО, где оставили свое авто. Сказали, что радиатор отвезли в город в мастеркую и теперь ждут звонка от них. После завтрака я стал искать и обзванивать авторазборки в Сызрани. Интернет выдал их три штуки. Радиатора нигде не оказалось. Я взялся за Тольятти, там оказалось 18 авторазборок. Обзвонил все. Только в трех был Шевроле Круз, но в одной из трех был также перетертый шланг радиатора, в двух других радиатора не было вообще. Тем временем с поляны выезжали маршрутные автобусы до Тольятти и Самары. Узнал, что ездить они будут не до вечера.


До обеда звонка не было. Позвонил сам – раздраженно сказали, что еще не было звонка с городской мастерской, ждут - нечего названивать. Объяснил, что мне нужно определиться - что делать дальше, так как, во-первых они работают до 6 вечера и надо успеть до закрытия, во-вторых жене на работу завтра, да и у меня самолет на работу во вторник. Товарищ из СТО успокоил насчет закрытия – если сделают сегодня и я не успею, то оставят наряд-квитанцию на АЗС, касса которой в одном здании с СТО и машину заберу со стоянки. Я решил, что если звонка не будет до трех, буду выезжать до Тольятти. Позже будет проблематично уехать с фестивального городка и далее от Тольятти до Сызрани. Собрали, по-максимуму вещи, стол, стулья, одну комнату палатки. Чтобы жене потом было проще собираться к моему приезду. И, налегке, с полупустым рюкзаком я пошел к стоянке маршруток.


В три часа дня автобусы уже не стояли в ожидании людей. Люди ждали автобусы. Забрался в ближайший. В автобус вместо девяти человек с рюкзаками, как говорил водитель, набилось восемнадцать! С сумками, вещами, палатками до потолка. В основном, как я понял, московские пенсионеры. Ехали они на ж/д вокзал в Тольятти. В маршрутке ехали весело с песнями. Я, слушая песни, как дурачок улыбался, вспоминая наши приключения, но они, пока и не думали заканчиваться.


В Тольятти вылез на автобусной станции «Жигулевское море». В кассе попросил билет на ближайший автобус до Сызрани. Кассир созвонилась с центральным вокзалом, узнать о наличии мест, оказалось - мест нет! Следующий автобус через 1,5 часа. И не факт, что также будут места. Постоял, потупил. Спросил у себя: «Что делать дальше?». Потом тот же вопрос кассирше. Показала куда идти на ж/д станцию. Поплел туда. Идти недалеко, минут 15. На путях не было составов, хотя их не менее десятка. Было непривычно тихо для ЖД вокзала. В зале вокзала находились человек пять ожидающих и пара касс. Попросил билет на ближайший скорый до Сызрани. Тетка в окне предложила на 17:30 по Москве, т.е. 18:30 местного. Прибытие 21:45 местного! Ждать еще нужно было более двух часов. Купил билет. Уточнил по возврату, на всякий случай: удержат 210 руб. - за то-то, еще 15% за то-то, короче вернут рублей сто. Посидел, перекусил, подышал свежим воздухом. И решил сходить на автостанцию узнать о наличии мест-билетов на следующий автобус. Места были! Купил билет и уже через 20 минут я ехал в небольшом китайском бусике на Сызрань. План был такой: еду, жду звонка с СТО, высаживаюсь на трассе, иду пешком до СТО, забираю машину. Хотелось успеть до закрытия, чтобы пообщаться с мастерами. Но даже если не успевал, ничего страшного расплачусь на АЗС и заберу со стоянки. На трассе, на паре участках велись ремонтные работы и было организовано поочередное реверсивное движение. Время было потеряно. К закрытию я не успевал и в 17:50 я позвонил на СТО с небольшой надеждой. Но радиатор не отремонтировали и не привезли. По дороге до автовокзала начал поиск недорогой гостиницы. У автовокзала взял такси, с неуклюжим мужичком который долго не мог завести свой ВАЗ, из-за забытых включенных фар. Потом ему еще показывал на карте, где находится нужная гостиница и какие там рядом улицы.


Гостиница оказалась хоть и не дорогая, но далеко не хостел. В номере большая кровать, тумбочка, трюмо, телевизор большой и рабочий, с несколькими каналами. Два санузла с душевыми были в корридоре. Бросил рюкзак и пошел в ближайшую кафешку поужинать, которую сложно назвать ближайшей, так как гостиница находилась в тупике тихой улочки, вдалеке от маркетов и кафе. На обратном пути закупил немного съесного на завтак в «Магните».


От жены узнал, что еды у них практически не осталось, как и денег, да и торговые палатки по продаже еды свернулись и съехали. Вокруг нашей палатки стало пустынно, все посъезжали, а не далеко расположилась мужская компания на "веселе". Жене было страшновато рядом с ними. Она прошлась до центра фестивальной площади и попросилась переехать к одной семье. Те радушно согласились. Вот они с дочкой, нашу не маленькую палатку, неразбирая, за прутья, перетащили метров на 200, да еще и под проливным дождем(.


А я в гостинице посмотрел финальный матч Кубка Конфедераций Германия – Чили и лег спать. С утра не надеялся на ранний звонок с мастерской, поэтому встал в девятом часу. А уже в девять позвонила жена и сообщила, что они ей позвонили и машина готова! Заказал одно такси прождал минут 30, заказал машину из другой фирмы. Через минут семь подъехали, конечно же… обе! Подошел спросил, кто от какой фирмы и сел в ту машину, которая приехала за семь минут.


На СТО сказали, что все-таки был перетертый резиновый шланг подвода масла к радиатору. Они его заменили на новый аналогичный с помощью сварки металлических обжимов шланга. Отдал 5100 рублей за все и поехал обратно за моими горемыками.


Они уже все собрали и были счастливы меня видеть. Все были голодные и мы остановились пообедать в кафе до Тольятти. Там я созвонился со своим однокурсником по Саратовскому университету из Жигулевска, он пригласил заехать в гости. Мы решили не отказываться от приглашения. Друг долго объяснял как доехать, но я запомнил только адрес, понадеясь на навигатор и не зря, он проложил дорогу прямо до ворот. Погостили, он нас еще накормил и поехали. По дороге сделали еще одну остановку на роднике «Белый ключ», набрать воды. Родник на удивление здорово оборудован. Лестница, дорожки в плитке, купели летняя и две, мужская и женская зимние, небольшая часовенка. Все ухожено и с цветочными клумбами. Хотя ближайшая деревня, судя по карте километрах в пяти. Искупался в ледяной родниковой воде летней купели и поехали дальше. Ближе к дому стали думать о том чтобы успеть до 22:00 – до закрытия большого супермаркета, купить хотя бы пельменей, поесть с дороги. Пришлось немного добавить скорости.


Успели, купили, поели. На часах - 12 ночи. В 4 утра мне вставать ехать в аэропорт, лететь на работу. А сейчас еще нужно собрать сумку.



После всех этих приключений и, больше, злоключений, спрашиваю своих: «Ну как вам? Поедем еще на Грушу?». Ответ хором: «Конечно! Обязательно! Было круто!». Н-да! Ну... в принципе, согласен! Если буду не на работе на следующий год, то обязательно поедем на Грушу, и кого-нибудь из родственников или друзей позовем!

Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Как мы ездили на Грушинский фестиваль Приключения, Поломка, Смешное, Интересное, Отдых, Отпуск, Длиннопост, Грушинский фестиваль
Показать полностью 8

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О клееном брусе для строительства домов ходят легенды. Кто-то считает, что дом из такого дерева «не дышит», кто-то — что прочнее материала не сыскать. Ниже история записана со слов Михаила, который построил себе дом из клееного бруса через компанию АПС ДСК. Он делится инсайтами про стройку и дает советы, как не пролететь на дорогом, но любимом многими стеновом материале.


Из чего делать стены для жилья — это практически религия. Кого-то здесь убеждать и спорить — обогревать космос. Я в строительном бизнесе уже 14 лет. И три года назад, изучив все про клееный брус, заказал себе дом именно из него. Вот вам краткая анатомия этого материала и мой опыт работы с ним, а дальше решайте сами, надо оно вам или нет.

Забудьте про «сэкономить»


Хороший брус действительно стоит денег. С самого начала примите это. Цены начинаются от 25 000 рублей за кубометр. У «Слонов» (АПС ДСК) брус мне обошелся в 28 000 рублей. Еще и 4 месяца пришлось ждать в очереди, чтобы взять именно с их завода.


Квадратный метр двухэтажного дома в Подмосковье (под ключ, с сантехникой, заходи – и живи), если заказывать его в строительной конторе, обойдется в среднем в 45-60 000 рублей за квадратный метр. У меня вышло с отделкой ровно 50 000 рублей. Тепловой контур (фундамент, стены, крыша, окна) 27 500 р. за кв. м. Если вам где-то предлагают сильно дешевле — не ведитесь. Наверняка есть подводные камни.


Весь дом мне встал в 8 000 000 рублей. Это заезжай и живи.


Накопите деньги на предоплату. Сумма нужна немаленькая, потому что придется выкупить брус, который нарежут на весь ваш дом. Хранить его долго нельзя, надо сразу строить. Причем долго — это больше недели. Брус должен быть защищен от влаги и вредителей, но при этом к нему нельзя перекрывать доступ воздуха. В общем, сложно.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Совет №1. Выберите подходящий проект или хотя бы фото из интернета с желаемым домом и отдайте его вместе с размерами на просчет в две-три компании. Сравните их предложения по простому чек-листу.


1. Тип фундамента, почему такой выбран. Какая отделка цоколя. Какой пол. Если он на лагах — какой они толщины и с каким шагом. Если тонкие и мало — пол будет как батут.

2. Сколько всего бруса. Если в разных конторах цифра разная, вопрос: а за счет чего сокращают или увеличивают количество высоты потолков, материала внутренних стен?

3. Утепление кровли. Какая пароизоляция и ветрозащита. На качестве пленки экономить нельзя. И упаси вас господь от неумелых строителей, которые мало того, что плохо ее проклеивают, так еще и кладут не той стороной.

4. Стеклопакеты — сколько камер, из чего рамка. У пластиковых меньше теплопроводность. Применяются ли скользящие крепления оконных и дверных коробок.

5. Шлифовка стен, тонировка, антисептик, огнезащита.

6. Инженерка. Первым делом — какое отопление.


Вот минимум позиций, по которым нужно сравнивать предложения строительных компаний. Посмотрите цены и параметры, погуглите нюансы и посоветуйтесь со знающими людьми, если есть возможность.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие риски у работы с клееным брусом


Раньше пролететь с клееным брусом можно было легко. Человеку строили дом, внешне он был как пряник, а через год все расклеивалось и шло винтом. В последнее же время качество бруса выровнялось, хотя за Уралом брак еще встречается. Совсем уж плохой материал продают неадекватно дешево. Скупой платит дважды, а в случае с домом это большие деньги, ошибаться нельзя.


Качество клееного бруса по виду определить сложно. Цепочка производства у него длинная, на каждой стадии можно нахимичить. Могли на внутренние ламели пустить доску какую попало: трухлявую, с дефектом, даже ель под видом сосны. Могли доски взять слишком разной влажности или просто сырые. Чем сырее, тем сильнее ваш дом потрескается от усушки. Молчу уже про схему, когда грузят материал так, что сверху и по бокам брус, как себе бы брали, а внутри паллеты — самая что ни на есть труха.


Некоторые продают под видом добротных пород сущую ерунду. Ангарская и архангельская сосны ценятся в строительстве, потому что структура у них лучше. Деревья растут севернее, и дома из них прочнее получаются. Но ангарской сосны столько не рубили, сколько из нее строили. Часто суют что-нибудь поюжнее и пожиже, а цену ломят.


Совет №2. Берите клееный брус с предприятий, у которых есть история и репутация. Узнайте про производство — где, что, как, откуда лес, какой клей.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О нюансах теплоизоляции


Поставщики вам расскажут, что теплозащита у дерева поперек волокон даже лучше, чем у газобетона. Но сруб есть сруб, он будет студить по углам. А если поведет геометрию — так и между брусьями. Но если брус хороший и все по технологии — будьте спокойны. Двухсотого (толщиной 200 мм) вам хватит, чтобы зимовать с комфортом.


Совет №3. Особенно тем, кто не в теме и хочет отдать все «на откуп профессионалам». Не хотите сюрпризов — придется вникнуть, хотя бы базово. Иначе или смета раздуется ближе к стройке, или вылезут ошибки — замучаетесь переделывать..

Со «Слонами» мне особо вникать в план стройки не пришлось. Менеджеры сразу расписали все плюсы и возможные риски, проконсультировали в нескольких смежных вопросах. Как по мне, это правильно.


Обязательно поинтересуйтесь, как обстоят дела с организацией стройплощадки: есть ли биотуалеты, бытовка и так далее. А то после новоселья еще несколько месяцев будете мусор разгребать.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О сложностях с геометрией


Каким бы качественным ни был брус, это все же дерево. Оно сохнет, мокнет, сужается и расширяется. А значит «гуляет». Причем влажность меняется неравномерно. Внутри, на солнце и зимой — меньше, снаружи, в тени и летом — больше. Деформаций не избежать, вопрос лишь в качестве бруса и пряморукости тех, кто собирал коробку. В первую зиму, помолясь, начинайте топить. Сруб будет потрескивать, это нормально.


Венцы — конструкции из одного ряда брусьев, уложенных перпендикулярно друг другу — по всей высоте сруба пронизаны металлическими стержнями на 40 мм, по две на стену. Когда сруб собран, гайки на них протягивают специальными домкратами и приотпускают — чтобы дать небольшую свободу для колебаний. Соответственно, ничего не должно сковывать этих колебаний — ни оконные или дверные коробки, ни отсутствие специальных зазоров — даже лестницу рекомендуется крепить независимо или устанавливать ее уже на этапе финишной отделки. А иначе могут быть трещины в стенах — я видел такие с ладонь толщиной.


Тех, с кем я строил, на всякий случай перепроверил, съездил на их объекты, навел справки по клиентам, узнал, что к качеству сборки нареканий нет. Соберетесь строить — советую сделать то же самое.


Еще несколько важных моментов
1. На брусе могут появляться маленькие трещинки — это нормально. Все равно усадка будет 1-2%.
2. Зимой дом из бруса придется топить чаще, по сравнению с домом из того же утепленного газобетона.
3. Со временем наружный лак отобьется дождем и выгорит на солнце. Покрывать заново нужно будет через 6-8 лет.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие плюсы у клееного бруса


Стройка дома из клееного бруса вам сейчас кажется той еще проблемой, но я объясню, почему все же выбрал его. Главное, понятно: дерево — это жизнь, в таком доме есть душа. Тут и спится, и дышится по-другому. Попробуйте как-нибудь, поживите — в каменный мешок обратно не захочется.


Главная фишка — дом собирается быстро, буквально за пару месяцев, как из лего. Заехал и живи. Плюсом экономия времени и денег на отделке. Мокрые процессы заканчиваются на стадии фундамента, никакой грязи на площадке. «Слоны» собрали мне коробку за месяц — все быстро, аккуратно. Дальше дело за малым оставалось.


Клееный брус — вариант не для всех, но кто подошел осознанно, не пожалеет. Главное — не берите лишь бы дешевле и не стройте с кем попало. Как учил меня один состоятельный дружище: можно завести собаку не такую породистую, взять отель звездой ниже, вместо ресторана сходить в столовку. Но когда строишь свое жилье, мелочиться нельзя — из кожи вылезь, но сделай нормально.


И последний совет. Контролируйте стройку на каждом этапе. Хоть у ребят и стояли веб-камеры на объекте, я старался приезжать на площадку минимум раз в неделю. Так спокойнее. Сами не шарите — приглашайте независимых спецов. Но помните, стройки совсем без проблем не бывает. Главное, как ваш застройщик на них реагирует и решает.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Когда строили мой дом, не угадали с погодой. Свежая биозащита пошла потеками. Но технадзор подрядчика отработал, вовремя засекли проблему и все поправили. В остальном все прошло гладко. Я со своим опытом не лезть не мог, но ребята прислушивались. А если не согласны были, аргументировали, чем их решение лучше для проекта.


Дом закончили за 5 месяцев. Еще примерно столько же ушло на обустройство и отделку. За все время я ни разу не пожалел о решении строить из клееного бруса.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Три причины строить дом через АПС ДСК


Во-первых, после того, как внес предоплату — смета не растет, даже если дорожают стройматериалы. Например, контракт заключили зимой, в смете «зимние» цены, а закупка начинается уже по «летним». Бетон может быть вдвое дороже, но клиента это не коснется.


Во-вторых, у компании свое производство клееного бруса и работают они уже 12 лет. Весь процесс от доски на входе до дома на выходе они контролируют сами. Используют финский клей Kiilto и постоянно у финнов учатся.


В-третьих, в течение всей стройки на объекте работает внутренний технадзор. В чек-листе у проверяющего 96 параметров, и все они отражаются на зарплате исполнителей. Плюс к этому — на стройплощадке порядок. Все строго по технике безопасности и оборудовано.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост
Подробнее о строительстве деревянных домов из клееного бруса по доступным ценам читайте на сайте, а также в инстаграм-аккаунте главного «Слона». В копилке компании двухэтажные дома и жилье в стиле hi-tech или классическом стиле.
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!