Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий

Кликбейтный заголовок, ага. Но я так подумал, что сделаю еще пару постов о кладбищах для начала. Этот пост тоже о нем, ну и немного о


Татары в Беларуси давно, с 14 века и появлялись тремя путями: самая крупная доставка - князь Витовт договорился с Тахатамышем, у которого были проблемы в Золотой Орде, тот привел свое войско и получил земли и привилегии. В обязанностях было активно воевать, когда надо. В Орде вообще было неспокойно, так что второй путь - бегство и поиск защиты. Но отряды были не такими большими. Ну и третий путь - военнопленные.


Расселились татар и стали в Новогрудке (там самые знатные жили), Ивье, Смиловичах, Мяделе, много еще где в Западной части Минской и Витебской областей и в Гродненской. И тут хорошо проявилось несколько факторов, главными из которых было два - религиозная терпимость Беларуси и феодальные отношения.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

Люди как свою национальность определяли до 19 века? Никак. Спроси у француза, откуда он, тот свою деревню назовет, как немец, беларус или татарин. Ты про эту деревню не слышал никогда, он назовет ближайший большой город. А если и это не поможет, то короля своего вспомнит, а потом может и страну. Так что название страны - оно для иностранцев и прочих врагов. Другое дело - религиозные проблемы. Но тут повезло - в 15ом веке проблема была между католиками и православными, которые разных князей поддерживали. Но тогда правительство на белорусских землях договариваться умело, православных уравняли в правах с католиками, католиков с православными. А когда позже появились церковные реформаторы, магнаты со шляхтой меняли свою конфессию, тем самым протестуя против действующей власти. И без междоусобной крови обходились обычно. Ну кто в такой ситуации станет обращать внимание на мусульман, которые свою знать конечно имеют, но во власть не лезут?


Концептуально служба верховном хану Орды не слишком отличалась от службы верховном князю. После смерти Витовта, когда прошло несколько междоусобиц, татары не успели адаптироваться и не занимали ничью сторону. А в последующем их воинская сила была не значительной и сведений, что они участвовали во внутренних разборках, нет.


С религией вышло более интересно. Татары имели свободу вероисповедания, изначально жили общинами (к слову они сохранили свои общины и до сих пор). Ислам был важной частью общины, деревянные мечети 19 века стоят до сих пор. Зато появились уникальные книги - китабы. В них писали на белорусском, используя арабский алфавит

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

Книги Корана на белорусском сохранились с 17о века, хотя считается, что первые появились на 100 лет раньше.  И уже по этим книгам видно, что происходило со страной. Если первые версии Корана написаны на "чистом" белорусском, то позже там появляются польские слова, которые вновь исчезают к концу 19о века.

Я попал на кладбище под Смиловичами. И там можно ощутить влияние глобализации двадцатого века и то, как важно для общины, а по сути диаспоры, которой уже 600 лет, сохранить что то свое.


Это столетняя фотография из Ивья.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

А это мои фото из Смилович

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

К сожалению мой фотоархив остался в Беларуси, не могу показать эту фотографию с другого ракурса, но если присмотреться, то вверху на плите изображена звезда. Это еще старые захоронения и звезда в сочетании с полумесяцем имеет отношение к исламу. Но в 30-50х есть ряд могил красного цвета с красными звездами, очевидно что там уже религии намного меньше. Однако опять же все написано вязью.


С 60х по 70е приходит русский язык. Аутентичности становится меньше. Однако у диаспоры появляется свой историк - член КПСС, преподаватель исторического факультета Ибрагим Конопацкий, который ведет спецкурс по национально-культурному многообразию Беларуси в 70е.


И вот уже с начала 80х  появляются новые надписи, сделанные на белорусском языке, естественно со своей спецификой. В 90е их становится намного больше, где-то белорусский сохраняется до сих пор.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

И на данный момент, если судить по информации с кладбища, у белорусских татар есть два направления. Одно отходит от своей истории и религии, появляются фотографии людей на надгробьях.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост

Есть и другой путь. Там полностью исчезают записи на кириллице, остается только арабская вязь и никаких картинок, не то что фотографий.


Но в Беларуси существует уникальная диаспора, которая смогла сохранить себя на протяжении столетий, у них хорошие отношения с соседями, хотя и не без конфликтов (был случай, когда жену татарина, христианку, пробовали похоронить с мужем на татарском кладбище, что повлекло за собой скандалы). При этом общность особенная и отношением к исламу. По неподтвержденной информации в свое врем приезжала делегация из Саудовской Аравии, которая хотела поддержать финансово белорусскую общину. Однако расхождения в религии оказались настолько сильными, что всякое общение было свернуто.


Кладбище выглядит ухоженным. Могилы, которым явно больше 100 лет убранные, люди стремятся поддерживать порядок, хотя камни постепенно и уходят под землю.

Белорусские татары. Интеграция мигрантов и сохранение традий Республика Беларусь, Татары, Кладбище, История, Религия, Ислам, Фотография, Этнография, Этнология, Длиннопост