Как издать книгу, написав её в Pages?
Всем привет. Я долго собирал информацию по своему профилю, около 16 лет кропотливого труда. И этим летом 23го настало время напечатать бумажную книгу.
Как оказалось впоследствии, всё не так уж и просто, но и не сложно, как пытаются это декларировать на некоторых форумах.
Первое, с чем я озадачился, это поиск нормальной типографии. Я не искал издательство, т.к. они забирают часть или все авторские права, я не это был не согласен. Поэтому искал просто типографию. Здесь я столкнулся с таким моментом, что нельзя нажимать на рекламу после того, как в Яндексе поискал типографию, т.к. там все объявления оказывались сборщиками электронных адресов и телефонов. Как-то раз мне даже позвонили якобы из типографии, сыпали терминами и прочее, очень много говорили, я практически даже повёлся, но всё же вовремя слез с этой “типографии”, т.к. очень уж красиво на том конце провода мне пели в уши. Ведь это была уже далеко не первая типография, поэтому я примерно понимал, как там разговаривают менеджеры. Бывало и так, что просто отправляли технические требования и даже толком не общались со мной. И так было в 85% случаев.
Типография - это не дизайнерский дом, это не издательство, это люди, у которых есть станки. Поэтому требовать от них приятного и лояльного общения весьма тяжело. Да, у них есть специальные для этого менеджеры, но и они часто попадались в стиле: “Вот технические требования, идите и подгоняйте под них свои бумажки”.
Поэтому приготовьтесь к тому, что либо вам понадобится дизайнер, который поможет и который разбирает в полиграфии и типографских услугах, либо вам придётся разбираться самостоятельно, либо в самой типографии найдётся человек, который вам поможет, но это может стоить очень хороших денег.
Но прежде, чем искать саму типографию, вам придётся узнать, какая печать вам нужна. Офсетная или цифровая.
Здесь очень просто: до 100 шт - цифровая, от 100 шт - офсетная. Правда, нюанс в том, что если вам надо как раз на рубеже - около 100-150 шт, то в цифре будет УЖЕ дорого печатать, а в офсете - ЕЩЁ не очень дёшево. У офсетчиков ценник начинает дешеветь от 400 шт (конечно же, я говорю исключительно про тех, чьими услугами пользовался сам).
Я попробовал и ту и другую типографию. По качеству печати претензий нет (хотя картинок было достаточно много, около 120 шт на 500 страниц). Почему? Потому что сначала решил напечатать всего 1 книгу, чтобы понять, как это вообще будет выглядеть. Затем напечатал там же, в цифре около 50 штук, чтобы смог купить самый близкий круг читателей. А уже затем напечатал в офсетной типографии тираж побольше.
В цифровой печати я печатал книгу с полной заливкой чёрным цветом и поэтому мне сказали, что обязательно будет печататься пробный образец, т.к. вообще не понятно, как будут выглядеть полностью чёрные страницы с белым (серым) шрифтом. Выглядит в итоге супер! Очень рад, что решил напечатать именно так.
Для компоновки текста и фотографий, а их было много, как я писал выше, я поставил себе задачу не использовать ничего, кроме встроенной программы Pages. И здесь было несколько подводных камней. Изначально эта программа не предназначена для вёрстки книг или журналов, она вообще для вёрстки не предназначена. Но! Я решил для себя так. Либо я использую именно её, либо не использую вообще ничего. Почти именно так и вышло, но с некоторыми дополнениями в Акробате. Зачем мне понадобился Акробат?
В Pages есть глюки, с которыми я не справился. Например, есть функция - Двигать изображение вместе с текстом. Т.е., например, нужно что-то поправить в середине всего массива. Находишь это место, нажимаешь Enter и вместо того, чтобы весь нижний массив просто сдвинулся вниз на одну строку, там может произойти всё, что угодно и на грани непоправимости. Может всё пойти по ….Поэтому. Каждый раз, когда нужно было в середине массива сделать поправку я её уже сделать не мог. Поэтому я делал так.
Написал главу. Перечитал. Сохранился и пошёл дальше. Обратно уже не возвращался. И так далее. А новую главу начинал с нового листа, чтобы если что, я мог всё же нажимать Enter или Baсkspace. Но это никак не могло помочь, если нужно исправить что-то где-то наверху, что уже давно ушло. В этом жирный минус Pages. Но не забывайте тот факт, что у меня очень много изображений и в итоге файл весил к концу вёрстки 2 Гб.
Ещё из минусов Pages: картинка не всегда встаёт на нужное место, как в любом верстальщике графики. Иногда тоже глючит и просто не хочет устанавливать картинку в нужное мне место. Но это было не очень часто, поэтому не сильный минус, хотя иногда и здорово бесивший.
Больше как таковых минусов толком и нет. Меня всё устроило. Итоговая книга получилась на 500 страниц формата А5. Я даже думать не хочу, как это можно всё сверстать в условном InDesign. Даже так скажу: не понимаю, зачем нужно так извращаться при вёрстке обычной книги. Хотя в одной типографии мне позже сказали, что этот макет (который я в итоге печатал в другой типографии позднее) - это вовсе не макет и что это всё очень ещё сыро и прочее бла-бла-бла, что нужна дизайнерская доработка. Я ничего не дорабатывал. Просто разместил как считал нужным изображения в нужных местах и отдал в печать.
Прежде, чем печатать текст, я нашёл типографию (здесь я специально не пишу никаких названий, чтобы не было рекламы), чтобы согласовать с ними ещё даже не макет, а все эти отступы, спуски, выпуски, отрезы и прочую хрень. В каждой типографии мне просто давали список требований, который нужно выполнить. А что делал я? Я искал новую типографию до тех пор, пока мне простым языком не объяснят, как именно в Pages мне сделать правильных размеров макет с правильными отступами и прочее. Ведь нельзя было приступать к печати текста, пока нет понимания, какой взять макет.
И чудо свершилось. В одной из цифровых типографий, нашёлся менеджер (девушка), с которым в итоге мы напереписывали около 400 писем в электронной почте. 400! Почувствуйте разницу! Везде мне просто кидали технические требования, а тут - вот вам скриншот такой, вот сякой, вот здесь сделайте так, а там так. Это было чудесное отношение ко мне, как к клиенту. Мне настолько это понравилось, что я им даже лично привёз в пятницу вечером немного приятных напитков. Это было реальное чудо!
И вот только найдя такого менеджера я смог спокойно приступить к набору текста. Ах да, Акробат. Иногда я с помощью него подклеивал новые PDF листы и вносил корректировки. Там удобно это делать тем, что ты точно знаешь, что правки текста или изображений на данной странице не повлечёт за собой никаких изменений на других страницах. Очень удобно. Но очень тормознуто. Акробат не заточен, видимо, под Мак и PDF на 2 Гб прокручивать туда - сюда то ещё занятие, скажу я вам!
Так, я напечатал книгу в цифре. А затем надо было печатать офсетную версию и искать новую типографию. Снова я начал получать на свой запрос о печати книги лишь отписки в просьбе соблюсти технические требования: “Старый макет, который вы печатали для цифры, нам не подходит, делайте другой! Какой? Вот технические требования! Идите читать!”. Я читать с детства не очень люблю, но люблю писать. Вот я и написал в цифровую типографию. Говорю: ребята! Выручайте! Вы можете подогнать мне мой макет под требования офсетной печати? Да, можем, это стоит немного денег. Отлично! Вот вам пару страниц моего макета, давайте их подгоним, если ок, то сделаем весь макет. Так и поступили. И я им заплатил немного денег за подгонку нового макета.
А теперь самый любопытный нюанс. После цифровой типографии я и у офсетной типографии хотел заказать чёрный вариант. Но это уже совсем другая печать, поэтому залить чисто чёрным очень сложно. И как мы только ни мудрили с дизайнерами из цифровой типографии, в итоге цвет вышел тёмно-тёмно синим. Красиво? Да, нормально, но мы хотели чёрный! А потом мы поняли, что не складывается чёрный потому, что надо в этот раз делать белый, классический вариант. Его в итоге и сделали, но!
Когда мой макет был готов после печати в цифре, мне все офсетные мастерские говорили, что нельзя напечатать RGB цвета на машинах CMYK (в офсетных типографиях везде нужен CMYK). Я говорил, это не проблема, я сам переведу все изображения в CMYK. Но оказалось, что программа Pages всё равно потом выводит PDF с изображениями в RGB формате. Но это ещё полбеды. Основная была загвоздка в том, что фон чёрный (синий в итоге), а это тоже по сути своей картинке в RGB. Во всех типографиях мне говорили, что нужно перевёрстывать весь макет, т.к. нужно фон делать в CMYK. Что??? ФОН в CMYK??? Да это невозможно же!? Ну почему же. В индизайне каждую страницу делайте в CMYK и делов…Ну-ну…Если что, мы можем вам сделать такую перевёрстку за очень много рублей (это стоило столько же, сколько весь тираж по итогу!). И мне говорили, что нельзя никак из Pages выгнать с чёрным фоном PDF - ку так, чтобы потом нормально напечатать на офсете (в CMYK). Я даже пошёл на специальный форум, где….лучше бы я туда не ходил, меня хватило всего на пару сообщений…В общем, цифровая печать с чёрным фоном? Отлично, но вот если офсетная, то только через Индизайн.
Но не тут-то было, ребята из цифровой типографии перевели мне макет вместе с фоном в CMYK без потери качества и макет полностью подошёл мне для печати в офсете, но… мы всё же решили печатать с белым фоном и чёрным текстом (по классике), поэтому это не пригодилось. Но сам факт! Это было очень здорово, что в итоге из Pages можно печатать хоть цифру, хоть офсет (но если вдруг вы захотите чёрные страницы, они всё равно будут немного синими).
Закругляясь. Сначала я нашёл цифровую типографию. Потом офсетную и ребята из цифровой помогали мне на всех этапах офсетной печати и взяли за это совсем небольшую плату.
Так что. Pages можно обойтись. И не нужны по сути никакие Акробаты или Индизайны, если нужно просто напечатать книгу.
На фото - что в итоге получилось.
Цифровая печать
Офсетная печать