Маршал Македонский
Те, кто помоложе, наверное, не знают, а более старшие товарищи помнят, что к службе в армии советскую молодежь начинали готовить со школы.
Особенно интенсивной подготовка становилась в старших классах. Проводились спартакиады призывной молодежи. Школьников вывозили в воинские части, где им проводили экскурсии, читали лекции и устраивали показательные выступления.
Не миновала чаша сия и меня.
В один из апрельских дней повезли нас - десятиклассников из трех или четырех читинских школ - в знаменитый Брежневский полк, что в поселке Атамановка. Сам-то Леонид Ильич к тому моменту уже почил в бозе, но по привычке все называли эту танковую учебку его именем.
Дорога прошла без особых происшествий - Министерство обороны не бедствовало и арендовало дял школяров пол десятка ЛиАЗов. По приезду всю нашу ораву повели в солдатский клуб, как сказали, на очень интересную лекцию.
Но лекция как-то не задалась с самого начала. Лектор в образе майора не первой свежести вызывал большие сомнения. Уж больно мятый был на нем китель и еще более мятые форменные брюки.
Впрочем, большинству из присутствующих внешний вид лектора был до лампочки. Все расселись по школам и продолжали вести разговоры, начатые в автобусах.
Лектор начал с дисциплины и его вступительное слово никому не понравилось.
- Товарищи школьники! Попрошу соблюдать на моей лекции строгую дисциплину. Никаких посторонних разговоров. Кто будет мешать, о тех я доложу вашему школьному руководству и они применят к вам меры дисциплинарного характера.
Кто-то из присутствующих прошептал "стукачок хренов". По залу пробежал смешок, но майор на это не обратил внимания - он приступил к лекции.
Самое поразительное, что он читал ее по бумажке, точнее - по целой кипе бумажек, которые лежали перед ним на трибуне. И ладно бы что-то интересное. так нет - почти целый час он нудным голосом рассказывал о роли коммунистической партии в победе над фашистской Германией.
Тут поясню - дело происходило в 1985 году, в год 40 летия Победы. Любое мероприятие было посвящено теме Победы. Это все понимали, но рассказывать завтрашним выпускникам вещи известные любому советскому первокласснику - это было лишним.
В завершение своей лекции майор призвал всех присутствующих задавать вопросы на тему лекции. После небольшой паузу встает Женька К. Он в другой школе учился и познакомился я с ним уже на первом курсе педа, а в тот момент мне хотелось съездить ему по уху, так как еще десять минут заунывной говорильни от лектора-майора я бы не выдержал, как и все присутствующие.
Гарод, кстати, тоже загалдел, зашумел, зашевелился, но вопрос заставил всех затихнуть.
- Товарищ майор, расскажите, пожалуйста, о роли в Победе доблестного маршала Александра Филипповича Македонского!
- Спасибо за вопрос, - ответил майор и уткнулся в свои бумажки. Он перелистывал, перекладывал из одной стопки в другую, смотрел на обороте и при этом отвечал на поставленный вопрос:
- Товарищи, маршал Македонский... да где он у меня... сыграл большую роль в Великой Отечественной войне... ах, да, вот здесь должно быть... под его руководством... - в этом момента майор открыл тетрадь и начал водить по ней пальцем:
- Так, вот здесь. Малиновский, Маке..., - лицо майора начало багроветь. - Что? - заорал он так, что те, кто сидел на последних рядах ринулись на выход из клуба.
За ними устремились все остальные. Что там дальше было с майором, я не знаю. До нашего отъезда из Брежневского полка он так и не показался нам на глаза.
Но это еще не все. Дальше события развивались еще интереснее...
(продолжение следует)