UusiMaailma

UusiMaailma

На Пикабу
рейтинг 0 подписчиков 39 подписок 7 постов 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Фонд «Сохраним Тибет» издал книгу Сергея Александрова «Буддизм глазами физика»

Фонд «Сохраним Тибет» издал книгу Сергея Александрова «Буддизм глазами физика» Буддизм, Квантовая физика, Длиннопост, Книги
Фонд «Сохраним Тибет» издал книгу Сергея Александрова «Буддизм глазами физика» Буддизм, Квантовая физика, Длиннопост, Книги

Александров С. Буддизм глазами физика. – М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2019. – 176 с. – (Серия «Буддизм и наука»).


ISBN 978-5-905792-35-9


В серии «Буддизм и наука», которую выпускает Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет», вышла новая книга Сергея Александрова «Буддизм глазами физика».


Книга «Буддизм глазами физика» представляет собой описание буддизма с точки зрения физика-теоретика. Структура буддизма сравнивается в ней со структурой научной теории, а основные положения – с современным пониманием законов Вселенной. В частности, автор в доступной форме объясняет, как попытки построить теорию квантовой гравитации привели к открытиям, которые до сих пор не освещались в научно-популярной литературе, кардинально меняют наше представление о природе материи, пространства и времени и как возникающая на этой основе картина мироздания согласуется с буддийским учением о пустоте.


Сергей Юрьевич Александров – физик-теоретик, специализирующийся на вопросах квантовой гравитации и теории суперструн. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет в 1999 году со степенью магистра. В 2003 году там же защитил кандидатскую диссертацию и одновременно получил степень PhD в университете Париж-Юг XI во Франции. С 2005 года работает в университете Монпелье, где занимает сейчас должность руководителя научных исследований. Автор более 70 научных публикаций. С.Александров – практикующий буддист в традиции кагью тибетского буддизма.


ВСТУПЛЕНИЕ


Я физик и одновременно буддист. Нет ли в этом противоречия? Как религиозные взгляды буддизма могут уживаться с научным мировоззрением? Каково буддийское и научное видение реальности и абсолютной истины? Что общего между квантовой гравитацией и буддийским пониманием «пустоты»? Вот некоторые из проблем, которые я бы хотел затронуть в этой книге.


На самом деле эти проблемы, конечно, не новы. С самого начала знакомства западного мира с буддизмом многие были поражены практически полным отсутствием в этом учении мистических элементов и веры в сверхъестественное. Вместо традиционных религиозных верований они нашли, что буддизм основан на логике, знании и опыте, и поэтому даже предлагали рассматривать его не как религию, а как набор психофизических техник или как чистую философию. Более того, в последние десятилетия происходит непрерывный диалог между буддизмом и западной наукой. С одной стороны, все больше проводится исследований, посвященных изучению влияния буддийских медитативных практик на мозг человека, его психическое и моральное состояние и даже физическое здоровье. Результаты этих исследований доказывают на объективном уровне потрясающую эффективность таких практик. С другой стороны, достаточно широко обсуждаются захватывающие аналогии между различными аспектами буддийского мировоззрения и той картиной мира, которая возникла благодаря открытию квантовой механики в начале XX века. Например, подробному анализу этих аналогий посвящена книга американского астрофизика Вика Мэнсфилда [1]. Всевозможные стороны взаимодействия между буддизмом и наукой рассматриваются также в книгах знаменитого буддийского наставника Йонге Мингьюра Ринпоче [2] и Его Святейшества Далай-ламы XIV [3], где, помимо прочего, можно найти обсуждение огромной практической пользы, к которой может привести такое взаимодействие.


Однако, как мне кажется, ни одно из этих направлений деятельности не дает исчерпывающих ответов на поставленные выше вопросы. Ведь буддизм не сводится ни к набору практик, помогающих при стрессе, ни к абстрактным представлениям о нашем физическом мире. Собственно говоря, он потому и является одной из мировых религий, что объединяет глубочайшую философию, основанную на определенных принципах и охватывающую как материальные, так и духовные аспекты мироздания, с конкретными методами, ведущими к духовному совершенству. В отрыве друг от друга или будучи редуцированы до каких-то ограниченных и прикладных целей, эти части теряют свой первоначальный смысл, становятся сухими и безжизненными. Именно поэтому мне кажется важным рассмотреть, как соотносятся с научным мировоззрением не только отдельные аспекты буддизма, но и сама структура этого учения, а также его основные принципы. Скромная попытка сделать это и представлена в этой книге.


Кроме того, я хочу еще раз критически проанализировать те аналогии и параллели, которые часто проводятся между некоторыми буддийскими понятиями, с одной стороны, и научными представлениями – с другой. В частности, большинство таких аналогий опирается на выводы, полученные в результате развития квантовой механики и квантовой теории поля. Эти выводы достаточно широко известны, так как многократно освещались в научно-популярной литературе и становились объектом философских дискуссий. Однако со времени открытия этих теорий наука продвинулась достаточно сильно вперед. Сегодня ее передний фронт, отражающий наше понимание фундаментальных основ физического мира, пролегает там, где находится проблема квантовой гравитации. Суть этой проблемы в том, чтобы объединить законы квантовой механики с общей теорией относительности Эйнштейна или каким-либо ее обобщением, описывающим гравитацию. Решению этой проблемы и посвящена моя основная работа как физика-теоретика. И хотя она до сих пор остается нерешенной, в ходе исследований было получено много новых результатов, которые способны изменить наше представление о Вселенной таким же кардинальным образом, как открытие квантовой механики. Как мне кажется, некоторые из них замечательно вписываются в буддийскую концепцию, и я бы хотел вынести эти новые аналогии на суд читателя.


Наконец, я использую эту книгу как возможность очередной раз обсудить распространенные заблуждения по поводу буддизма и различных его аспектов. Я лично сталкивался с ними, когда разговаривал о буддизме и его мировоззрении с разными людьми. Порой эти заблуждения могут принимать самые неожиданные формы и появляться там, где их совсем не ждешь. Надеюсь, что эта книга поможет развеять хотя бы некоторые из них.


Стоит отметить, что, хотя в книге обсуждаются основные принципы буддийской философии, она ни в коем случае не должна рассматриваться как введение в буддизм. Для этого существуют куда более авторитетные авторы и их работы. Например, для тех, кто хочет всерьез заняться изучением буддизма, я бы рекомендовал замечательные лекции профессора Е.А.Торчинова [4]. Цель же моей книги – показать непротиворечивость и даже близость буддийского и научного взглядов. Условно ее можно разделить на три части, каждая из которых состоит из трех глав. Первые три главы посвящены обсуждению основ буддийского учения и используемых им методов познания, которое перемежается многочисленными сравнениями с научным подходом и тем, что мы знаем сейчас о Вселенной. Во второй части я рассматриваю более сложные вопросы, которые концентрируются вокруг буддийского учения о пустоте. Наконец, в третьей части анализируются самые последние достижения в понимании фундаментальной структуры нашего мира, достигнутые за последние годы в теоретической физике, и их связь с буддийским пониманием пустотности. Многие из них невозможно найти в научно-популярной литературе, и поэтому, мне кажется, они могли бы вызвать интерес как у только начинающих интересоваться буддизмом, так и у буддистов со стажем, которые смогли бы для себя почерпнуть кое-что интересное из мира науки или те новые аналогии, которые я здесь предлагаю.


Для удобства читателя, мало знакомого или с буддийской, или с научной терминологией, в конце книги есть два словаря-указателя: санскритских терминов, встречающихся в тексте, и терминов из области физики. Каждый термин сопровождается очень кратким определением. Хотя в большинстве случаев определения и не отражают всей глубины этих понятий, они должны помочь читателю не потерять нить рассуждений, если он забыл значение одного из таких терминов. В основном тексте эти термины выделены курсивом при первом появлении в каждой главе. Чтобы подчеркнуть значение некоторых слов или выражений, используется полужирный шрифт.


В заключение я должен предостеречь: в буддизме существует множество школ и направлений. Хотя есть определенный набор принципов, которые принимаются всеми из них, что и позволяет рассматривать их как части единой буддийской традиции, существуют между ними и различия. В частности, наиболее существенно различаются школы махаяны (или Великой колесницы) и тхеравады. Сам я придерживаюсь традиции тибетского буддизма, который является частью махаяны. Поэтому взгляды, представленные в книге, излагаются с точки зрения этой традиции и могут в некоторых аспектах не совпадать с воззрениями, принятыми в других. Если же здесь содержатся какие-то ошибки, то они возникли только вследствие моего несовершенного понимания буддийской философии, и я хочу заранее попросить у читателя прощения за это.


Выражаю глубокую благодарность своим учителям, благодаря которым я приобрел те знания по физике и буддизму, о которых пойдет речь в этой книге. Если бы не они, это увлекательное путешествие в мир, где буддийские истины встречаются с завораживающими научными идеями о фундаментальной структуре мироздания, вряд ли бы состоялось. Я также признателен Вячеславу и Наталье Барляевым за ценные советы, позволившие сделать эту книгу чуть более понятной. Особую благодарность я бы хотел выразить Андрею Терентьеву за его подробные и точные комментарии, касающиеся тонких вопросов буддийской философии. Наконец, эта книга никогда бы не появилась на свет без моей драгоценной жены Татьяны, дарившей мне вдохновение все эти годы. Спасибо тебе за то, что ты есть!


1. Мэнсфилд В. Тибетский буддизм и современная физика: На пути к единству любви и знания. М.: Новый Акрополь, 2010.


2. Йонге Мингьюр Р. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему: Практическое руководство. М.: Открытый мир, 2009.


3. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2018.


4. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.


Издание можно приобрести в интернет-магазине «Горный ветер»:


https://www.mwind.ru/

ИСТОЧНИК: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6353

Фонд «Сохраним Тибет» издал книгу Сергея Александрова «Буддизм глазами физика» Буддизм, Квантовая физика, Длиннопост, Книги
Показать полностью 2
5

Сообщение Международного Центра Рерихов

Сообщение Международного Центра Рерихов


5 августа 2019 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (аукционная площадка) опубликованы сведения о том, что для погашения задолженности Международного Центра Рерихов перед налоговым органом на торги выставлена картина Н.К. Рериха «Черная Гоби», принадлежащая нашей общественной организации (описание прилагается).


Международный Центр Рерихов обращается ко всем физическим и юридическим лицам России и других стран, которые в состоянии приобрести картину Н.К. Рериха «Черная Гоби» в рамках вышеуказанного аукциона, с предложением купить этот живописный шедевр Николая Рериха.


Приобретая данную картину, вы спасаете Международную общественную организацию «Международный Центр Рерихов» (МЦР) от банкротства и способствуете возрождению общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, основанного Святославом Николаевичем Рерихом и разрушенного чиновниками Министерства культуры РФ в 2017 году.


Заявки для участия в торгах принимаются до 2.09.2019 года.


Просим тех, кому не безразлична судьба Наследия Рерихов в России, довести данную информацию до всех заинтересованных лиц.


Описание картины


Рерих Н.К. Черная Гоби. 1928–1929. Холст, темпера. 74,5х117



gobi3.jpg


Картина создана Н.К. Рерихом в самом начале его знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928).


На картине «Черная Гоби» в предрассветный час запечатлена пустынная территория, простирающаяся на юге и юго-востоке Монголии и в прилегающих районах Китая, – Великая монгольская Гоби. Свое название эта огромная область получила за черный цвет мелкого щебня, покрывающего ее. Круглый год здесь поразительно голубое небо, усеянное ночью мириадами звезд. «Бесконечна Центральная Гоби. И белая, и розовая, и синяя, и графитно-чёрная. Вихри устилают пологие скаты потоком камней. Не попадайте в этот каменный вихрь», – записал в путевом дневнике Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих. Древняя Гоби хранит следы великого переселения народов. «Район Монголии и Центральной Гоби, – уверен Николай Рерих, – еще ожидает исследователей и археологов…


По пути мы встретили прекрасные образцы оленьих камней, высоких менгирообразных гранитных и песчаных глыб, иногда орнаментированных». В лучах заходящего солнца на фоне темно-фиолетовых отрогов гор древние камни кажутся молчаливыми стражами, хранящими тайну прошедших здесь когда-то народов.


Публикации в СМИ


Антон Надточеев. В шаге от банкротства // Версия, 1.02.2019


https://versia.ru/nalogovaya-trebuet-ot-mezhdunarodnogo-cent...


Решение Совещания участников Международного Рериховского движения «Сохранение наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов – дело всенародное» // Сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха


http://www.roerichs.com/14290-2/


Ольга Прокофьева. Наследственный эксперимент // Новая газета, 13.03.2019

https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/13/79859-nasled...


А. Стеценко. Как Министерство культуры при помощи Верховного Суда разрушает негосударственное музейное пространство России

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6130


А.В. Стеценко. История разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха, созданного по инициативе С.Н.Рериха. Причины и последствия

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6105


Фильм  Рубеж на Знаменке: Дозор во имя Культуры

https://www.youtube.com/watch?v=LbcEL6SSpf0

Сообщение Международного Центра Рерихов Москва, Видео, Длиннопост, Международный центр Рерихов
Показать полностью 1 1

Заявление Международного Центра Рерихов по поводу публикации статьи Ю.Избачкова и К.Рыбака в журнале «Наследие веков», № 2/2019

Заявление Международного Центра Рерихов по поводу публикации статьи Ю.Избачкова и К.Рыбака в журнале «Наследие веков», № 2/2019 Министерство культуры, РПЦ, Культура, Жизнь, Длиннопост, Международный центр Рерихов

Международный Центр Рерихов выражает решительный протест в связи с публикацией в электронном научном журнале «Наследие веков» Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва материала, порочащего честь и достоинство Елены Ивановны Рерих, 140-летний юбилей которой российская и международная культурная общественность отмечает в 2019 году.


Мы считаем, что статья К.Рыбака и Ю.Избачкова [1] под названием «Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих» (2019, № 2) [2] носит бездоказательный, вульгарный и откровенно оскорбительный характер по отношению к выдающемуся философу и мыслителю ХХ столетия, соавтору Пакта Рериха – первого международного договора по защите учреждений и памятников культуры как в мирное, так и в военное время.


Именно Елене Ивановне Рерих современная Россия обязана наличию в своих музейных фондах богатейшего собрания картин Н.К.Рериха и его научно-философского наследия. Речь идет о цифре более чем в тысячу художественных полотен (!), находящихся в ведущих российских музейных собраниях, включая Государственную Третьяковскую галерею и Государственный Русский музей. Рерихи жили и творили для России, они всегда стремились передать свое наследие на Родину. Их воля была исполнена сыновьями, выдающимся востоковедом Ю.Н.Рерихом и художником с мировым именем С.Н.Рерихом, которые в 1957 и 1990 годах возвратили на Родину богатейшее наследие своих родителей.


Защищая доброе имя Елены Ивановны от необоснованных нападок на страницах журнала «Наследие веков, необходимо привести слова ее сыновей, свидетельствующие о жизненном подвиге матери: «Описание жизни и творчества Елены Ивановны могло бы заполнить целые тома. Оставленное ею литературное наследство, ее философские исследования, которые она вела на протяжении долгих лет, явятся лучшим памятником этой замечательной жизни, посвященной исканию творчества Духа. <…> Она глубоко любила свою Родину, пламенно верила в ее великое призвание и прекрасное будущее. И в самые страшные годы великого ратного напряжения непреклонно утверждала победный исход великой борьбы. Она твердо верила в братство народов, в возможность мирного сотрудничества и созидания, которое придет через осознание культурных ценностей человечества. Вместе с Николаем Константиновичем она подняла Знамя Мира и активно участвовала в создании Пакта Защиты Культурных Ценностей. Их голос в предвоенные годы явился как бы предостережением идущих разрушений и утраты бесценных сокровищ» [3].


При подготовке своего материала К.Рыбак и Ю.Избачков пустились в область бездоказательных фантазий. Они сознательно проигнорировали труды основателей современного научного рериховедения П.Ф.Беликова и Л.В.Шапошниковой. Авторы статьи прошли мимо целого корпуса научных работ о Рерихах, созданных в течение нескольких последних десятилетий (диссертации, монографии, философские словари, материалы научных конференций).


Между тем творческое наследие Е.И.Рерих вызывает огромный интерес во многих странах мира. Так, в Международной научно-общественной конференции «130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих», которая проходила в Москве с 8 по 11 октября 2009 года, приняло участие 450 человек из 20 стран: Австрии, Белоруссии, Болгарии, Германии, Израиля, Индии, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Эстонии. Среди них: 7 академиков РАЕН, РАКЦ, РАО, других академий, 14 докторов наук, 22 кандидата наук.


Современные ученые высоко оценивают труды Елены Ивановны. Приведем несколько примеров:


Труды Елены Рерих – завершенный продукт литературного гения. Это не просто труды выдающегося ученого и великого философа, но прежде всего послания просвещенного провидца, в чьем сострадательном сердце живет стремление к совершенствованию этого мира, желание донести до нас благословение высокой Истины.


П.Шарма

доктор философии, профессор, Индия


Недостаточно оценена в литературе выдающаяся роль творчества Елены Ивановны Рерих. Это была не только красивая, но высокообразованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. <…> Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего.


А.Л.Яншин

Президент Российской Экологической академии,

Советник Президента Российской Федерации, академик РАН


Елена Рерих – удивительная русская женщина, выдающийся писатель и мыслитель, блестящий ученый и отважная путешественница, служившая источником вдохновения для своего легендарного мужа Николая Рериха – великого художника и гуманиста, исследователя и археолога, философа и историка.


Н.Федюкович

Генеральный консул России в Калькутте


Елена Ивановна Рерих внесла неоценимый вклад в развитие русской и международной философской школы, а созданное ею совместно с Учителями Востока учение Живой Этики представляет собой систему познания нового космического мышления.


А.Федотов

Председатель ВАК Республики Болгарии,

профессор, д.ф.н.


Творческое наследие русского философа и культурного деятеля Елены Ивановны Рерих представляет огромную ценность для всех народов, так как насыщено великими идеями, имеющими эволюционное значение для развития сознания людей и мировой культуры.


Н.Е.Скиба,

Ректор Хмельницкого национального университета,

профессор, д.т.н.


Примечательно, что в редакционный совет журнала «Наследие веков» входит старейший академик РАН Е.М.Челышев, который многие годы не только лично знал Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха и его доверенную Л.В.Шапошникову, но и неоднократно выступал в защиту доброго имени семьи Рерихов от различных недобросовестных интерпретаторов [4]. Вероятнее всего, ни он, ни другие члены редакционного совета ничего не знали о готовящейся сомнительной публикации. Как мы предполагаем, она была спущена сверху по указке руководителя Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва В.В.Аристархова, активно проявившего себя в борьбе с Рерихами и общественным Музеем имени Н.К.Рериха. В противном случае подобная антинаучная статья К.Рыбака и Ю.Избачкова, не соответствующая профессиональным критериям, изобилующая предвзятыми и поверхностными оценочными суждениями, никогда не увидела бы свет.


Напомним редакции журнала, что Е.И.Рерих являлась президентом-основателем Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Индии, с которым сотрудничали выдающиеся ученые и культурные деятели с мировым именем: А.Эйнштейн, Луи де Бройль, С.Гедин, Ч.Ланман, Н.И.Вавилов, С.И.Метальников, К.К.Лозина-Лозинский, Р.Милликан, Э.Д.Меррилл, К.Бюнссон, Чандрасекхар Венката Раман, Джагадиш Чандра Бош, Рабиндранат Тагор, Абаниндранат Тагор, А.К.Халдар, С.К.Чаттерджи, Р.Чаттерджи, Сарвепалли Радхакришнан, Свами Саданаид Сарасвати, Тейджа Синг, Дас Гупта, К.П.П.Тампи, Р.М.Равал и другие.


При ее непосредственном участии в США был создан ряд культурных учреждений международного значения: Музей Рериха (Roerich Museum), Мастер-Институт объединенных искусств (Master Institute of United Arts), Международный художественный центр «Corona Mundi» (International Art Center «Corona Mundi»). Ее именем названы малая планета Солнечной системы «Рерих», горная вершина Катунского хребта на Алтае, Международный благотворительный фонд в Москве, общественная библиотека в Уймонской долине, престижная международная премия. В честь Елены Ивановны воздвигнут мемориальный памятник в Москве, выпущены юбилейные медали и конверты, проведены многочисленные международные научно-практические конференции и симпозиумы. В российских и зарубежных музеях, посвященных членам семьи Рерихов, имеются экспозиции и экспонаты, свидетельствующие о ее многогранной творческой и подвижнической деятельности. Книги научно-философского учения Живой Этики, переведенные на многие языки, а также ее письма и другие литературные труды есть практически во всех странах мира и занимают достойное место в национальных библиотеках.


О философии Живой Этики, которая была основой творчества Рерихов, необходимо сказать отдельно. Ученые уже неоднократно выступали с опровержениями и научно доказывали, что она не относится ни к направлению New Age, ни к религии. Эта научно-философская система реализует себя именно через науку. Живая Этика провозглашает свободу творчества и авторитет знания [5].


Ежегодно проводятся международные научные конференции, на которых ученые выступают с докладами, используя методологию Живой Этики, выпускаются научные издания, в которых Живая Этика вводится в научный оборот, защищаются диссертации по этой теме.


Ученый-индолог Л.В.Шапошникова называет Живую Этику философией космической реальности и пишет о том, что она была создана группой Учителей Востока в сотрудничестве с Еленой Ивановной Рерих.


В этой философской системе содержатся основы новой теории познания мира и ее методология. И данная философия имеет такое же право на существование и наличие последователей, как и любая другая. Правда, здесь от пытливого исследователя требуется определенная подготовка – наличие соответствующего уровня культуры, который, как можно увидеть из текста статьи, у авторов К.Рыбака и Ю.Избачкова, отсутствует напрочь. «…Именно просвещенное сознание, – писала своим корреспондентам Е.И.Рерих, – помогает восприятию истин учения Живой Этики – так называем мы наше Учение. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую вмещаемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых истоков Знания и Света. Учение Живой Этики вмещает в себе всю жизнь, все области ее усовершенствования» [6].


Публикуя псевдонаучные фантазии К.Рыбака и Ю.Избачкова, имеющих отношение не только к разрушению общественного Музея имени Н.К.Рериха (Москва), но и к силовому изъятию, а также несвоевременной публикации дневниковых записей Е.И.Рерих, редакция журнала таким образом выступает заодно с теми, кто стремится низвергнуть нашу культуру и ее носителей во мрак средневековья.


Международный Центр Рерихов убежден, что данный материал носит явно заказной и провокационный характер, содержит ложные сведения о Е.И.Рерих и ее философском наследии, бросает тень на всех членов семьи Рерихов. Полагаем, что лучшим извинением перед соотечественниками стала бы публикация в электронном научном журнале «Наследие веков» достоверного материала о выдающемся русском подвижнике Елене Ивановны Рерих в год ее 140-летнего юбилея.


29.07.2019


1. К.Рыбак – советник министра культуры, Ю.Избачков – бывший юрист Государственного музея Востока.


2. Рыбак К.Е., Избачков Ю.С. Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих [Электронный ресурс] // Наследие веков. 2019. № 2. С. 68–80. Режим доступа: http://heritage-magazine.com. Дата обращения: 22.07.2019.


3. Рерих С.Н., Рерих Ю.Н. Памяти Е.И.Рерих // «Будите в себе Прекрасное…». Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2015. С. 24.


4. Журнал «Наследие веков». Члены редакционного совета [Электронный ресурс] // Наследие веков. Режим доступа: http://heritage-magazine.com/?page_id=901. Дата обращения: 22.07.2019.


5. Сборники «Защитим имя и наследие Рерихов». В 7 т. [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов. Режим доступа: http://lib.icr.su. Дата обращения: 22.07.2019.


6. Письмо Е.И.Рерих от 8 сентября 1934 г. // Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: Международный Центр Рерихов, 2013. С. 359.

Заявление Международного Центра Рерихов по поводу публикации статьи Ю.Избачкова и К.Рыбака в журнале «Наследие веков», № 2/2019 Министерство культуры, РПЦ, Культура, Жизнь, Длиннопост, Международный центр Рерихов

ИСТОЧНИК: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6334


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Б.Ю.Соколова, В.Г.Соколов. Научное заключение о содержании статьи Ю.С.Избачкова, К.Е.Рыбака «Реакция последователей “Живой Этики” на публикацию неизданных ранее дневников Е.И.Рерих» («Культурологический журнал», 2018/3 (33))


http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6333

Показать полностью 1

Татьяна Книжник, Дмитрий Ревякин. Дети Торквемады

Татьяна Книжник, Дмитрий Ревякин. Дети Торквемады

Татьяна Книжник, Дмитрий Ревякин. Дети Торквемады Ложь, Международный центр Рерихов, Клевета, Длиннопост
Татьяна Книжник, Дмитрий Ревякин. Дети Торквемады Ложь, Международный центр Рерихов, Клевета, Длиннопост
Татьяна Книжник, Дмитрий Ревякин. Дети Торквемады Ложь, Международный центр Рерихов, Клевета, Длиннопост

Жан-Поль Лоран. Папа и инквизитор. 1882



Испании, от страха онемелой,

Царили Фердинанд и Изабелла,

Но властвовал железною рукой

Великий инквизитор над страной...

Он был жесток, как повелитель ада,

Великий инквизитор Торквемада.


Г.Лонгфелло


Зачем же Ты пришел нам мешать?

Ибо Ты пришел нам мешать и сам это знаешь.

Но знаешь ли, что будет завтра? Я не знаю, кто Ты, и знать не хочу:

Ты ли это или только подобие Его, но завтра же я осужу

и сожгу Тебя на костре, как злейшего из еретиков…


Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы


Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы,

что если бы Христос появился сейчас на земле,

то Ему не миновать было бы если и не распятия,

то суда Линча, в лучшем же случае

пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.


Е.И.Рерих


Середина лета подарила нам очередной «креатив» двух деятелей, зарекомендовавших себя на поприще уничтожения крупнейшего в России общественного музея, – советника министра культуры и одновременно руководителя нормативно-правового департамента министерства, доктора культурологии Кирилла Рыбака, а также бывшего юриста Государственного музея Востока, а ныне «независимого исследователя» Юрия Избачкова.


Их одиозная статья «Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих» была опубликована в электронном научном журнале Южного филиала Института Наследия [1].


В 2018 году этим же авторам уже предоставило пространство для самовыражения такое серьезное издание, как «Культурологический журнал», несмотря на то, что их предыдущая статья не имела отношения ни к одной научной области исследований, которую освещал журнал, и не отвечала не только критериям научной публикации, но и элементарной этике [2].


Стоит ли задаваться вопросом, по недоразумению ли научные издания пятнают свою добрую репутацию размещением подобных статей или же это хорошо продуманная стратегия? Ведь на этот раз зеленый свет авторам зажег еще один наш старый знакомый: Институт Наследия возглавляет – кто бы вы думали – Владимир Аристархов, опытный борец с Рерихами, их философией и теми, кто этой философией занимается.


Новое «исследование» К.Рыбака и Ю.Избачкова по вульгарности и чудовищному невежеству превосходит всё ранее «сотворенное» ими и их единомышленниками, содержит бездоказательные утверждения и носит откровенно оскорбительный характер по отношению к выдающемуся подвижнику, философу и мыслителю ХХ столетия, соавтору Пакта Рериха – Елене Ивановне Рерих.


Дмитрий Сергеевич Лихачёв, много лет последовательно защищавший имя Рерихов и Международный Центр Рерихов от нападок Министерства культуры, едва ли мог представить, сколь низко падет созданный по его инициативе институт спустя каких-нибудь двадцать лет после его смерти. В письмах к С.Н.Рериху в связи с созданием в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, по мнению ученого, полезного «для развития нашей культуры и наших международных контактов», он писал:


«Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращенное в наше национальное достояние, займет заслуженное место в культурной жизни нашей страны» [3].


Сражаясь в одном строю с директором общественного музея Л.В.Шапошниковой, Дмитрий Сергеевич прекрасно понимал, чем обернется его разрушение для отечественной культуры.


«Нельзя допустить, – писал академик президенту страны Б.Н.Ельцину, – чтобы нарушение воли С.Н.Рериха, провоцируемое определенными кругами в России и Индии, привело к трагическим необратимым последствиям для мировой культуры» [4].


К сожалению, это пророческое предупреждение о необратимых последствиях «для мировой культуры» в результате гибели Музея имени Н.К.Рериха в Москве не было услышано теми, кто, сидя в высоких кабинетах власти, по долгу службы должен был сделать всё для отстаивания воли С.Н.Рериха. Разрушение рериховского музейона, основанного последним из Рерихов и успешно работавшего на благо нашей страны почти четверть века, силами Министерства культуры в 2017 году привело к поистине трагическим и необратимым последствиям.


В этой связи у адекватного читателя не укладывается в голове, как случилось, что Институт Наследия, созданный патриархом отечественной культуры, относившим наследие семьи Рерихов к «национальному достоянию», в лице своего журнала опустился до примитивных, сомнительных с научной точки зрения публикаций откровенных разрушителей культуры, стремящихся любой ценой умалить ценность этого достояния для российской научной общественности. Как это соотносится с редакционной политикой издания, декларирующей актуализацию и сохранение культурного наследия, процедурой обязательного рецензирования материалов, а также с этикой публикаций?


По-видимому, имеет место серьезная деградация научных структур учреждения после того, как после череды разрушительных реформ его возглавил бывший заместитель министра культуры В.В.Аристархов. Заметим, что до разгрома общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве данный журнал, как и сам Институт Наследия, не выказывал никакого интереса к рериховедению. Неожиданное увлечение рериховской темой редакция издания проявила уже после этого трагического события.


Полагаем, ни старейший академик РАН Е.П.Челышев (который многие годы не только лично знал Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха и его доверенную Л.В.Шапошникову, но и неоднократно выступал в защиту доброго имени семьи Рерихов от различных клеветников), ни другие члены редакционного совета ничего не знали о готовящейся сомнительной публикации, спущенной сверху по указке руководителя института В.В.Аристархова.


В противном случае подобная антинаучная статья, не соответствующая ни профессиональным, ни этическим критериям, изобилующая предвзятыми и поверхностными оценочными суждениями, никогда не увидела бы свет.


В тексте аннотации указано следующее: «В настоящей статье ставится под сомнение фактологическая основа синкретического религиозно-философского учения “Агни-Йога” (“Живая Этика”), созданного в первой половине XX в. Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Согласно этому учению, возникшему в процессе “бесед” с неким Великим Учителем, семья Рерихов и сам Учитель являются посланцами “Великого Белого Братства”, призванными передавать людям тайны мироздания для поднятия на новую ступень эволюции. Причём эту миссию они якобы несут не только в современной им исторической действительности, но и в своих воплощениях в прошлых жизнях» [1].


Декларация намерений с первой же строчки, использование кавычек применительно к содружеству Учителей и сотрудничеству с ними Рерихов, слов «некий» и «якобы», имеющих негативную оценочную коннотацию, задают тон всей последующей публикации, в которой каждый абзац грешит отсутствием логики и рефлексии и несет в себе профанацию глубоких философских идей. Впрочем, можно ли ожидать иного при полной неосведомленности о тех вопросах, о которых берешься писать и судить?


В качестве основного источника авторы активно используют дневники Е.И.Рерих, силовым образом отнятые у их законного владельца – Международного Центра Рерихов в ходе разгрома Отдела рукописей вышеназванного учреждения в 2017 году.


МЦР долгие годы бережно относился к этим записям, строго соблюдая сроки их публикации, четко обозначенные автором.


Для помощи в скорейшем утолении голода «страждущих» были срочно привлечены Д.Попов из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, В.Росов из Государственного музея Востока и другие «специалисты», включая юриста Ю.Избачкова и главного куратора этой «операции» К.Рыбака.


В апреле 2018 года эти сокровенные записи, не предназначенные для публикации, были умышленно выброшены Министерством культуры в публичное пространство, став предметом споров, очередного раскола в рериховском движении и предметом «исследования» профессиональных очернителей разного калибра.


Разгромив общественный музейон и умело проведя кампанию травли МЦР в СМИ, новый идеологический обком в лице Министерства культуры активно приступил к дискредитации самих Рерихов и созданной ими философии Живой Этики путем «поиска компромата» в дневниковых записях Е.И.Рерих.


Два давних друга снова объединили свои усилия для выполнения следующей части заказа. Не исключаем, что это хорошо оплаченный заказ.


Статья пестрит заранее заготовленными ярлыками, которые авторы активно вешают как на самих Рерихов и их научно-философские достижения, так и на представителей рериховского движения. Чувствуется, что последователи великого инквизитора при написании своего пасквиля активно пользовались заготовками из «фундаментальных трудов» дьякона А.Кураева, Н.В.Кривельской, В.А.Росова, О.Шишкина, А.Хвыля-Олинтора и других.


Оспаривая получение Учения Живой Этики из Высокого источника, авторы пытаются доказать, что дневниковые записи Е.И.Рерих являются всего лишь «симулякром», вызванным «нарушением мышления», а само Учение – просто «литературной переработкой религиозных текстов и широко известных исторических фактов» [1]. Кроме того, совершенно бездоказательно они применяют к нему определение «эклектическое религиозное учение», «New Age (Новая эра)» [1].


Необходимо отметить, что согласно научной экспертизе д.ф.н., профессора кафедры философии МГИМО В.С.Глаголева, Учение Живой Этики (или Агни Йоги) является синтезом духовных традиций Востока и научных достижений Запада.


В философско-этическом учении Живой Этики рассматриваются важнейшие проблемы космической эволюции человека и человечества, нравственные основы Бытия, пути духовного совершенствования и развития культуры [5].


По мнению академика РАН А.Л.Яншина, «Учение Живой Этики есть мировая этическая система, к которой должно стремиться все человечество» [6].


Академик РАН В.К.Шумный утверждает, что Елену Ивановну Рерих и членов ее семьи необходимо отнести к крупным ученым современности [6].


По мнению академика РАН и РАМН В.А.Черешнева, Рерихи внесли огромный вклад в развитие космического мышления [6].


Академик РАЕН, писатель и востоковед Л.В.Шапошникова создала целый ряд работ о Живой Этике как о новой системе познания [7].


Таким образом, Живая Этика (Агни Йога), по мнению ведущих российских ученых, не является религиозным учением, как это ошибочно утверждают К.Рыбак с Ю.Избачковым; она представляет собой философскую систему, повествующую о закономерностях космической эволюции, в которой в равной степени использованы вековые духовные наработки человеческой культуры, а также нахождения научной, религиозной и художественной мысли. К сожалению, ни мнение ученых, давших четкое определение Живой Этике и относящих ее к философии космизма, ни наличие нескольких научных экспертиз не интересует горе-исследователей.


Ниспровержение авторитета Е.И.Рерих, по мнению авторов заказной статьи, должно прозвучать как «приговор» для «адептов Живой Этики» [1]. Здесь новоявленные «рериховеды» умышленно используют термин «адепты» в отношении последователей философии Живой Этики. Религиозных адептов можно легко приравнять к сектантам. Поэтому не случайно в начале статьи, после ключевых слов «Живая Этика и Агни Йога» идет слово «секта».


Авторам не терпится приравнять Учение Живой Этики к религии, а его последователей – к секте. Это и есть самая главная задача, которую сломя голову бросились решать духовные дети великого инквизитора. Однако необходимо отметить, что введенные авторами термины «адепты», «религиозное учение», «секта» лишены в статье элементарной доказательной базы и носят искусственный, пропагандистский и заказной характер.


Еще 26 апреля 2017 года, т.е. за два дня до силового захвата территории и строений усадьбы Лопухиных, где располагался МЦР и его общественный музей, Государственный музей Востока, по данным сайта информационного сервиса zakupki.gov.ru, заключил c ООО «ГК НСБ» договор на «услуги по написанию экспертного заключения об идеологической позиции и идеологической деятельности МОО “Международный Центр Рерихов”; подготовке сводного отчета на предмет выявления характеристик, подпадающих под определение религиозное учение (религиозная секта, религиозная группа)». Примечательно, что ГМВ не имел права заключать подобный договор, поскольку указанные в нем услуги не соответствовали ни одному из видов деятельности учреждения культуры, коим является данный музей.


Немалые бюджетные средства, выделенные Министерством культуры для решения этой задачи, не пропали даром. Также не вызывает сомнения, что за одиозным договором стояли и непосредственные его идейные кураторы, а впоследствии и исполнители – советник министра культуры К.Рыбак и юрист ГМВ (на момент заключения договора) Ю.Избачков. В этой связи на все их «писания», стремящиеся дискредитировать Рерихов, необходимо смотреть с учетом задач, обозначенных в вышеуказанном договоре. Стоимость данных услуг составляла 400000 рублей – сумма, согласитесь, немалая.


Не обошли вниманием авторы «исследования» и Н.К.Рериха, научно-исследовательская и международная миротворческая деятельность которого как в Советской России, так и в других странах, по мнению «творческого дуэта», прослеживала некие «личные политические мотивы» и имела «авантюрные черты» (!).


Причем вся доказательная база у авторов уместилась в один абзац со ссылкой на единственную статью самого Рыбака, в которой освещены вопросы приема в гражданство СССР членов семьи Рерихов.


Сама по себе статья ровным счетом ничего не доказывает и не несет ничего нового для рериховедения, поскольку семью годами ранее этот вопрос был подробно освящен в монографии «Гибнущее наследие» [8]. Страницы для своей публикации в 2017 году Рыбаку любезно предоставил Санкт-Петербургский Музей-институт семьи Рерихов в одном из своих сборников. Сейчас же это учреждение, принявшее наряду с ГМВ самое активное участие в разгроме общественного музея в Москве, стыдливо отмалчивается.


Но именно оно несет всю полноту ответственности за рождение сего «рериховеда», решившего с товарищем огульно оклеветать видного деятеля мировой культуры и всю его семью.


По всей видимости, советник министра культуры В.Мединского, известного на ниве просвещения своей скандальной исторической диссертацией, активно копирует «научный подход» патрона, заключающийся в том, чтобы приравнивать исторические мифы к фактам. «Идеи и мифы – тоже факты. Идеи и мифы, овладевшие массами, исторически весомее любых колизеев и виадуков. <...> Не видеть в мифе факта – значит перестать быть историком», – утверждает В.Мединский [9].


Огульное обвинение Рерихов в духовном самозванстве и обмане доверившихся их слову, создание вокруг них негативного ореола, сознательно допущенное авторами статьи, – есть чистое мифотворчество, которое авторы стремятся возвести в ранг факта, облекая его в формат статьи в научном журнале.


Недостаточная научная квалификация в вопросах философии Живой Этики и религиоведения, отсутствие соответствующих научных публикаций по данной теме в частности (и в вопросах рериховедения в целом) не позволяют Избачкову и Рыбаку правильно классифицировать предмет исследования [10].


Не обладая соответствующей подготовкой в рериховедении и изначально негативно относясь к Рерихам и их наследию, авторы дают ложную оценку философии Живой Этики, умышленно заводя несведущего читателя в дебри собственного невежества.


Вместе с тем данная философия имеет такое же право на существование и наличие последователей, как и любая другая, дающая ответы на вечные вопросы о предназначении человека и утверждающая его связь с Высшим, приоритет духа над нашей низшей природой. Правда, здесь от пытливого исследователя требуется определенная подготовка – наличие соответствующего уровня культуры, который у авторов напрочь отсутствует.


«…Именно просвещенное сознание, – писала своим корреспондентам Е.И.Рерих, – помогает восприятию истин учения Живой Этики – так называем мы наше Учение. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую вмещаемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых истоков Знания [и] Света. Учение Живой Этики вмещает в себе всю жизнь, все области ее усовершенствования» [11].


По мысли современных последователей Торквемады, устроивших на страницах журнала судилище над Е.И.Рерих и ее философским наследием, ниспровергнуть авторитет великой подвижницы в глазах последователей и почитателей ее творчества должно несовпадение точного имени и дат жизни рязанской помещицы Наталии Рокотовой (одного из воплощений Елены Ивановны) и ее сына Ивана с реальными лицами, жившими в указанное время в Рязанской губернии.


«Отталкиваясь от родословных дворян Рязанской губернии (даже с учетом изменения границ губернии и уездов), можно прийти к заключению, что в действительности не существовало ни Натальи, ни Ивана Рокотовых, жизнеописание которых соответствовало бы биографиям, записанным Еленой Рерих со слов Учителя.


Поиск совпадений в пределах всей Российской империи также не дал результатов» [1]. Авторы ссылаются на Российский государственный архив древних актов (ф. 154, оп. 4, ч. 2, № 159) и издание «Московское дворянство: алфавитный список дворянских родов с кратким указанием важнейших документов, находящихся в родословных делах Архива Московского дворянского депутатского собрания» (М.: б.и., 1910). Звучит убедительно, не правда ли?


Однако в данном вопросе все решают сохранность документов и в неменьшей степени человеческий фактор: исследовательский азарт, упрямство и везение (не говоря уже о квалификации сотрудников учреждения, обслуживающих твой запрос). Вдобавок после двух мировых войн и последовавших за революцией изменений в стране нет никакой гарантии, что искомые документы не были уничтожены – осознанно ли или в силу форс-мажорных обстоятельств.


Примечательно, что авторы связывают фамилию Яровская с еще одной фамилией – Яровая, допуская, что, «возможно», это одно и то же, а также пишут, что «с XVII в. в Каменском стане Рязанского уезда проживали дворяне Яровы» [1]. Отметим, что в Рязанской губернии в XIX веке действительно жили дворяне Яровы [12].


Таким образом, рано ставить точку в вопросе документального подтверждения существования рязанской помещицы Н.Рокотовой (ур. Яровской). Однако, не утруждая себя дальнейшими исследованиями в этом далеко не однозначном вопросе и ограничившись лишь перечислением Рокотовых и дворянских родов Российской империи, носящих созвучные фамилии, авторы делают скороспелый вывод о том, что образ Наталии Рокотовой… всецело выдуман самой Еленой Ивановной.


А раз выдуман один исторический персонаж, значит, и весь корпус записей ее бесед с духовным учителем недостоверен, как и остальное философское наследие, включающее тома книг и около двух тысяч писем!


По словам духовного учителя Е.И.Рерих, смерть Наталии Рокотовой в 1830–1831 годах избавила ее от страшного горя – в скором времени ее сын Иван погиб на войне между Россией и Турцией, тогда как в то время, подчеркивают авторы, эти две страны друг с другом уже не воевали. Формально всё так: мирный договор между Российской и Османской империями был заключен в сентябре 1829 года.


Однако из этого никоим образом не следует, что на бывшей территории военных действий (включавшей в себя Балканы, пролив Босфор, Кавказ) не происходили многочисленные мелкие столкновения, как отзвуки эха только что отгремевшей войны.


Не говоря уже о том, что перешедшие к России Кавказские территории, населенные свободолюбивыми и воинственными народами, традиционно были проблемными регионами. Междоусобные столкновения на землях, где стояли российские гарнизоны, захват в плен офицеров с целью получения выкупа или продажи в рабство в горные аулы – шансы чужеземца, только что пережившего войну, погибнуть в условно мирное время были довольно велики.


Фрагмент о масоне Радеке, с которым была знакома Н.Рокотова и который непостижимым образом связывается с деятелем коммунистического движения первой трети ХХ века, и вовсе не поддается пониманию и составляет достойную конкуренцию знаменитой юмористической миниатюре Михаила Жванецкого про причинно-следственные связи между консерваторией, судом и Сибирью [13]. «Однако интересно, что Елена Рерих в биографии Рокотовой указала подробности жизни “масона Радека”, которые увязываются с этапами жизненного пути Карла Радека (заговорщическая деятельность, арест, расстрел). Это легко объясняется тем, что подробная запись о Рокотовой с упоминаем Радека была сделана Еленой Рерих в 1953 г. Радек же умер в политизоляторе в мае 1939 г., о чем, очевидно, было известно Елене Рерих» [1]. Не в силах проследить хаотические прыжки авторской мысли, заметим, что какие-либо архивные поиски в этом направлении были заранее обречены на неудачу.


Но самое главное – какое отношение временные рамки одного из воплощений Елены Рерих и носимое ею в те годы имя имеют к содержанию ее работы «Основы буддизма» и тем более к заложенным в Живой Этике идеям? А какое – к нашему индивидуальному духовному пути? Они никак не связаны ни с всеобщей картиной мира, представленной на страницах книг Живой Этики, ни с ее составными частями – освещением космических законов и философских вопросов, решением проблем социального бытия человека, реализацией его духовных возможностей и т.д., будучи вещами «из совсем другой оперы», внешними характеристиками воплощения конкретного человека. Наконец, имя Наталии Рокотовой и обстоятельства ее жизни вообще не упоминаются ни в одной из книг Живой Этики. Так каким же образом «ставится под сомнение фактологическая основа синкретического религиозно-философского учения “Агни-Йога”» – какой бы смысл ни вкладывали авторы в этот туманный пассаж?


Однако Избачков и Рыбак свободно соединяют несоединимое и даже готовы приоткрыть завесу над творческой лабораторией великой женщины. «Итак, примечательные события из жизни Наталии Рокотовой и ее сына не позволяют найти соответствие им в реальности XVIII–XIX вв., – пишут они, – но стоит нам только перестать доверять записям Елены Рерих, как сразу обнаруживается связываемый с ней литературный образ» [1].


А далее следует то, что по своему функциональному назначению является «научной новизной исследования», то, что другими еще не было рассмотрено и описано. «В биографических записках Елена Рерих отмечает, что она очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера, – аргументируют свою точку зрения Избачков и Рыбак.


– Нет ничего странного в том, что, прочитав “Войну и мир”, она восхитилась удачным образом чувственной женщины (речь идет о Наташе Ростовой. – Авт.).


Гений Льва Толстого создал его таким, чтобы он стал образцом для женщин всего мира. Видимо, “примерив” этот образ на себя, Елена Рерих и создала свою Наталию Рокотову — из мозаики романтизированных ею реальных событий прошлого (рыцарство, войны, масоны, балы, дворянские усадьбы, деятельность декабристов)» [1].


Действительно, с таких позиций вопрос еще не рассматривался, хотя сам метод упрощенного разъяснения внутренней жизни человека и низведения ее до суммы инстинктов и автоматических действий далеко не нов. Но это обычная ассоциативная ошибка, когда одно явление связывается с другим ввиду наличия поверхностных общих признаков – одинаковых имен, созвучных фамилий, принадлежности к одному сословию и поколению и в силу этого тех же досуговых занятий.


Вне всякого сомнения, Елена Ивановна испытывала большое почтение к философам и писателям, вдохновляясь их творчеством: это совершенно нормальное состояние для любого культурного и думающего человека (еще немного, и авторы, похоже, придут к выводу, что чтение книг – зло). Есть определенное родство между духовными учениями и великими произведениями литературы, проявляющееся хотя бы в том, что их создатели облекают высокие идеи плотью слова.


И то, и другое – про осмысление жизни, про связь с нашей бессмертной частью. Однако «распорядители культурой» мыслят другими категориями и что о духовной жизни, что о творческом процессе знают исключительно понаслышке, будучи не в состоянии вообразить что-то иное, отличное от «увидеть – восхититься – примерить на себя (присвоить)». В силу чего совершенно неоправданно приписывают зрелому, состоявшемуся человеку, который отчетливо понимает свою миссию, мотивы и желания подростка, развлекающегося сочинением историй про полюбившихся литературных персонажей или ролевыми играми.


Сотрудница и спутница Великого Учителя низведена до сочинительницы любительских произведений (фик-райтера на современном языке), в данном случае на литературно-философские темы, а сам Учитель разжалован до статуса «выдуманного друга».


Так, пожалуй, понятнее и советнику министра культуры, и его боевому товарищу, ужавшим и деформировавшим Неизвестное до своего весьма скромных размеров внутреннего пространства. Вот только при чем здесь рецензируемый научный журнал, который вроде как не имеет ничего общего с чьим-либо личным блогом или страничкой в соцсетях? Далее, вывод, сделанный на основе разбора удачного, по мнению авторов, примера с Наталией Рокотовой, экстраполируется на личности, упоминаемые в книгах Живой Этики, и связанные с ними сюжеты, а за компанию, чтобы придать исследованию масштабность, – на совокупность знаний о мире, содержащихся в этой философской системе. И точно бы этого мало, вконец обнаглевшие Избачков и Рыбак берут на себя дерзость ставить диагноз крупнейшему мыслителю и подвижнику ХХ столетия: «Ее записи не являются прозрением – вероятнее всего они вызваны нарушением мышления» [1].


Очевидно, они считают себя экспертами еще и в области психиатрии. Вот такие «научные подходы» приветствуются нынче в серьезных изданиях. Используя такую оригинальную методологию, можно доказать что угодно и где угодно. Подобные обвинительные методы и приемы были особенно популярны у средневековых инквизиторов, когда под заведомо ложное обвинение подтасовывались выдуманные мифы, обретавшие в умелых руках оболочку факта. Точно так же боролись с «врагами народа».


Здесь нет никакой науки. Здесь нет новых нахождений и открытий. Налицо скороспелая халтура, спущенная сверху для решения четко поставленных идеологических задач, и ничем не прикрытая неприязнь к тем, кто осмеливается говорить на серьезные, вечные темы.


«Для адептов “Живой Этики” такая оценка может звучать как приговор, – самонадеянно расхваливают авторы свои «выводы». – То, что им видится научным описанием картины мира, действительно является литературным творчеством обычного человека» [1]. Весьма объективный взгляд на себя, не находите?


Значимость Рерихов и тем более Великих Учителей в жизни последователей Живой Этики – огромна. Благодаря им мы являемся теми, кто мы есть: наше мировоззрение, наша система ценностей и жизненных приоритетов сформированы именно этими высокими духами. Они же являются живым осуществлением потенциальных возможностей, заложенных в нашей природе, а высокая энергетика их творчества, с которой мы взаимодействуем, напрямую воздействует на нашу духовную структуру.


Вдохновение, радость бытия, собственные размышления о мироздании, любовь и признательность – все эти высокоэнергетические состояния повышают качество внутренней жизни и способствуют развитию нашей души, движению вверх. Ценность и важность авторского тандема для того же самого читателя по умолчанию равна нулю, никаких знаний у них не было и нет, а их осознанное участие в беззаконии и бесстыдная демонстрация собственного бескультурья и нравственной инвалидности – как в видеосюжетах, так и в подобных совместных публикациях, – не вызывает ничего, кроме брезгливого отвращения. Выражаясь на понятном авторам языке, им нечего предложить ни в духовном, ни в интеллектуальном плане, кроме информационного мусора. Людям же свойственно тянуться к ровне или к тем, кто выше их.


Поэтому целевая аудитория статьи – это не «среднестатистический» представитель РД или независимый почитатель творчества Рерихов, у которого не настолько безнадежно с самоуважением, чтобы выслушивать «приговоры» от неизвестно кого, а только что подошедшие к духовному наследию великий семьи или же случайно заинтересовавшиеся подобным материалом на страницах научного издания.


Надо отбить у них

Татьяна Книжник, Дмитрий Ревякин. Дети Торквемады Ложь, Международный центр Рерихов, Клевета, Длиннопост
Показать полностью 4

II Международные научные чтения, посвященные Л.В. Шапошниковой

II Международные научные чтения, посвященные Л.В. Шапошниковой Международный центр Рерихов, Анонс

II Международные научные чтения, посвященные Л.В. Шапошниковой
26 июля 2019 года в Москве состоятся II Международные научные чтения, посвященные академику Л.В. Шапошниковой (1926–2015), исполнителю завещания С.Н. Рериха, создателю общественного Музея имени Н.К. Рериха (Москва) и его бессменному Генеральному директору.
Тема II Чтений: «Научное наследие Л.В. Шапошниковой: историко-культурные и философские основы рериховедения».
Л.В. Шапошникова – выдающийся ученый и общественный деятель современности, чье творчество стало новым этапом в развитии рериховедения как науки. В своих трудах она показала пример глубокого осмысления жизненного пути, научной, общественной деятельности выдающейся семьи Рерихов. Богатейшее наследие Рерихов и его духовная основа – философская система Живая Этика – стали предметом ее научных изысканий.
Л.В. Шапошникова утвердила новую научную школу в рериховедении, заложив в ней фундаментальные философско-мировоззренческие основы Живой Этики. Благодаря ее трудам мы можем говорить о новой методологии, которую она раскрыла и применила в своих исследованиях, посвященных философскому и художественному творчеству, международной научной и культурно-просветительской деятельности семьи Рерихов. Она смогла развить ключевые положения наследия Рерихов, показала его эволюционную значимость и актуальность в современной жизни.
С каждым годом научное наследие Л.В. Шапошниковой будет все более востребовано современными учеными, так как познавательный и культурный потенциал Живой Этики как философии космической реальности, заложенная в ней новая система познания позволяют применить принципиально новые исследовательские подходы к целостному осмыслению природы человека и раскрытию многих тайн Мироздания. Потенциал, заложенный в трудах Л.В. Шапошниковой, позволяет вывести науку на новые рубежи, осветить новые перспективы и направления дальнейших исследований в сфере рериховедения, а также исследований, связанных с философией истории, философией культуры, философией искусства, литературоведением, филологией, педагогикой и психологией, теорией и практикой сохранения культурного наследия и др.
На Чтениях предлагается обсудить разнообразные аспекты творчества Л.В. Шапошниковой как философа, историка, искусствоведа, культуролога, писателя, общественного деятеля; проанализировать новизну ее подходов и методов исследований, а также их актуальность для развития научного познания.
Представляет особый интерес проанализировать основные этапы становления Л.В. Шапошниковой как ученого, теоретика и практика, воплотившего в своей научной и общественной деятельности многие идеи Рерихов (создание Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, популяризация идей Пакта Рериха и Знамени Мира и др.).
Для участия в Чтениях приглашаются ученые России и зарубежных стран, сотрудники музеев, архивов, библиотек, культурные и общественные деятели.
Дополнительная информация будет размещена на сайте Международного Центра Рерихов www.icr.su.
Тезисы докладов принимаются до 1 июня 2019 года. Приглашения участникам Чтений будут направлены до 30 июня.
Объем тезисов – 2 страницы 14 кеглем через 1,5 интервала.
Включение в программу тем выступлений осуществляется на основании рассмотрения тезисов решением оргкомитета, который оставляет за собой право включать в программу чтений не все присланные заявки.
Регламент выступлений на Чтениях – до 15 минут.
Оргкомитет Чтений оставляет за собой право отклонить заявки, не соответствующие установленным требованиям, а также поступившие после указанного срока.
Просьба тезисы направлять на электронный адрес секретаря оргкомитета Самойловой Надежды Александровны nadegda27@yandex.ru , тел. для справок 8-916-155-93-95.
Оргкомитет чтений

ИСТОЧНИК:  http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6168&am...

Показать полностью 1

Обращение к руководителям российских СМИ и журналистскому сообществу

Ситуация с арестом журналиста портала «Медуза» Ивана Голунова показала, что солидарное общественное мнение может стать реальной преградой беззаконию и произволу, которые государственные чиновники прикрывают маской «законности» с помощью решений судов, вынесения приговоров, возбуждения уголовных и административных дел.
Сегодня именно честная и объективная журналистика становится эффективным средством формирования в России гражданского общества, а гласность – настоящим бичом против государственной коррупции, нарушения прав человека, всех форм несправедливости и унижения людей в нашей стране.
Неслучайно в Совет по правам человека при президенте РФ входит немало представителей СМИ.
Вы, журналисты, даете народу надежду на победу добра и справедливости! Поэтому мы обращаемся за помощью именно к вам.
При содействии руководства Министерства культуры и лично министра В.Мединского в 2017 году был захвачен и разгромлен общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, разграблено наследие семьи Рерихов (картины, архив, уникальные раритеты).
Об этом рассказывает новый фильм-расследование
«РУБЕЖ НА ЗНАМЕНКЕ: ДОЗОР ВО ИМЯ КУЛЬТУРЫ»
СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ ПОЛНОСТЬЮ, ЗДЕСЬ:
https://youtu.be/LbcEL6SSpf0
Все попытки Международного Центра Рерихов (МЦР) привлечь руководство и чиновников Минкультуры к ответственности замалчиваются.
Более года лежит лежит «под сукном» без рассмотрения Заявление МЦР, но ни Следственный комитет РФ, ни Генеральная прокуратура РФ не желают возбуждать уголовное дело против руководства Министерства культуры и подчиненных им лиц в связи с совершенным ими преступлением – «открытым хищением чужого имущества, совершенным организованной группой в особо крупном размере с незаконным проникновением в помещения и угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья (ст. 161 УК РФ)».
https://versia.ru/centr-rerixov-prosit-sk-privlech-glavu-minkulta-medinskogo-k-otvetstvennosti

Чтобы уйти от ответственности и «узаконить» свои действия, руководство Минкультуры под предлогом защиты государственных интересов стремится любыми способами ликвидировать сам Международный Центр Рерихов – известную общественную организацию – единственного законного владельца наследия Рерихов.
Это позволит чиновникам бесконтрольно распоряжаться наследием, переданным МЦР С.Н. Рерихом, младшим сыном великого русского художника Николая Рериха, с обязательным условием сохранения этих культурных ценностей вне подчинения Министерству культуры.
В настоящее время в результате силового захвата музейных ценностей, принадлежащих МЦР, возникла реальная опасность хищения и распродажи картин Рерихов и других экспонатов из коллекции разрушенного общественного Музея МЦР.
По оценкам специалистов стоимость наследия Рерихов, имеющего мировое значение, составляет сотни миллионов долларов.
Один из путей ликвидации МЦР – принудительное банкротство. Этот сценарий сейчас активно реализуется.
Ликвидация Международного Центра Рерихов,
единственного собственника переданного С.Н. Рерихом в Россию наследия,
приведет к разграблению наследия Н.К.Рериха и членов его семьи.
Это реальная угроза.
Речь идет о национальном культурном достоянии России!!!
Как и в случае с Иваном Голуновым, чиновники прикрываются неправедными решениями судов.
Уважаемое журналистское сообщество!
Обращаемся к вам с просьбой привлечь общественное внимание к данной ситуации.
Совет трудового коллектива МОО «Международный Центр Рерихов» (всего 10 подписей)
19.06.2019
Публикации по теме:
– Разгром наследия Рерихов – не промолчите! // Эхо Москвы, 10.06.2019

https://echo.msk.ru/blog/zhuravihin/2438833-echo/
Антон Надточеев. В шаге от банкротства // Версия, 1.02.2019
https://www.save-roerich-museum.ru/v-shage-ot-bankrotstva-na...

– Наследственный эксперимент. Минкульт подвел под ликвидацию общественный центр Рерихов // Новая Газета, 13.03.2019
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/13/79859-nasled...

А.Стеценко. Как Министерство культуры при помощи Верховного Суда разрушает негосударственное музейное пространство России
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6130

– В шаге от банкротства. Налоговая требует от Международного центра Рерихов 59 миллионов рублей за подаренные меценатом картины // Версия, 1.02.2019
https://versia.ru/nalogovaya-trebuet-ot-mezhdunarodnogo-cent...

– Минкульт потребовал убрать памятники семье Рерихов с территории бывшего Музея // Новые Известия, 13.11.2018
https://newizv.ru/news/politics/13-11-2018/rerihov-za-vorota...

– На стену лезут. // Новая Газета. 10.08.2018
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/08/10/77456-na-ste...

ИСТОЧНИК: сайт Сохраним Музей Рериха
https://www.save-roerich-museum.ru/obrashhenie-k-rukovoditel...

Показать полностью

РУБЕЖ НА ЗНАМЕНКЕ: ДОЗОР ВО ИМЯ КУЛЬТУРЫ

РУБЕЖ НА ЗНАМЕНКЕ: ДОЗОР ВО ИМЯ КУЛЬТУРЫ - под предлогом защиты государственных интересов пытаются уничтожить и Международный Центр Рерихов!!

28 апреля 2017 года по Малому Знаменскому переулку пролёг Рубеж – незримая линия, разделившая двадцатишестилетнюю историю Международного Центра Рерихов (МЦР) на две части – до и после. В прошлом – мировое признание МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, передвижные выставки в России и в других странах мира, международные научные конференции, издание книг и журналов…
В настоящем – разгромленный Министерством культуры музей и захваченное наследие Рерихов. А значит – необходимость общественного контроля над действиями захватчиков – здесь, на Рубеже... Фильм рассказывает об истории создания, расцвете и варварском разрушении общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Помогите распространить фильм, чтобы больше людей узнало правду о невиданной трагедии нашей культуры.
Трейлер: https://youtu.be/yoDTlioKzFA
Полный фильм: https://youtu.be/LbcEL6SSpf0
* * *
В настоящее время под предлогом защиты государственных интересов пытаются уничтожить и Международный Центр Рерихов. Эту общественную организацию стремятся ликвидировать путем принудительного банкротства, незаконно начислив огромные налоги и штрафы на сумму почти 60 миллионов рублей.
11 июня 2019 года в Арбитражном суде Москвы состоится суд, где может быть принято решение о признании Международного Центра Рерихов несостоятельным (банкротом).
Более подробная информация о ситуации здесь:
– Наследственный эксперимент. Минкульт подвел под ликвидацию общественный центр Рерихов // Новая Газета, 13.03.2019
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/13/79859-nasled...

– В шаге от банкротства. Налоговая требует от Международного центра Рерихов 59 миллионов рублей за подаренные меценатом картины // Версия, 1.02.2019
https://versia.ru/nalogovaya-trebuet-ot-mezhdunarodnogo-cent...

– Минкульт потребовал убрать памятники семье Рерихов с территории бывшего Музея // Новые Известия, 13.11.2018
https://newizv.ru/news/politics/13-11-2018/rerihov-za-vorota...

– На Change.org петиция в защиту общественного Музея им. Н.К.Рериха собрала 258 тысяч подписей: https://www.change.org/saveroerichmuseum
– Виртуальный панорамный тур по Музею. Этих картин и интерьеров больше нет:http://roerich.museum/vtour/
Публикации в СМИ:

Павел Журавихин. Разгром наследия Рерихов — не промолчите! // Радио «Эхо Москвы», 4.06.2019  https://echo.msk.ru/blog/zhuravihin/2438833-echo/

Рубеж: до и после. Международный Центр Рерихов выпустил документальный фильм об истории создания, расцвете и гибели музея // Версия, 2.06.2019https://versia.ru/mezhdunarodnyj-centr-rerixov-vypustil-dokumentalnyj-film-ob-istorii-sozdaniya-rascvete-i-gibeli-muzeya

Музей Рериха снял фильм о своем уничтожении (ВИДЕО) // Новые Известия, 1.06.2019https://newizv.ru/news/culture/01-06-2019/muzey-reriha-snyal-film-o-svoem-unichtozhenii-video

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!