SuperNatashulya

На Пикабу
258 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 23 поста 0 в горячем
13

Почему ковбои всегда носили платки на шее

Образ ковбоя давно стал культовым благодаря голливудским вестернам. Широкополая шляпа, сапоги со шпорами, револьвер и, конечно, шейный платок — именно эти детали делают героя Дикого Запада мгновенно узнаваемым. Но если шляпа защищала от палящего солнца, а револьвер был оружием, то платок часто воспринимается как просто элемент стиля. На самом деле это был незаменимый инструмент выживания, без которого ковбой не мог обойтись.

ИСПАНСКИЕ КОРНИ: КТО ПЕРВЫМ НАЧАЛ НОСИТЬ ШЕЙНЫЕ ПЛАТКИ

История шейного платка уходит к испанским вакерос: конным пастухам, которые ещё в XVI веке пришли в Северную Америку и стали прообразом будущих ковбоев. Эти люди жили и работали в условиях беспощадной жары и постоянной пыли. Их платки, чаще всего квадратные отрезы ткани размером 50x50 сантиметров, выполняли сразу несколько функций. В обычное время они висели на шее, а во время пыльных бурь или работы со скотом натягивались на рот и нос, превращаясь в примитивную, но эффективную защиту дыхательных путей.

Со временем привычка вакерос распространилась. Её подхватили фермеры, золотодобытчики, шахтёры и лесорубы, которым тоже приходилось бороться с пылью, дымом и резкими перепадами погоды. Когда же на рубеже XIX века сформировалась культура американских ковбоев, платок стал её неотъемлемой частью: не как украшение, а как практичный инструмент, проверенный временем.

ХЛОПОК ПРОТИВ ШЁЛКА: ПРАВДА И МИФ

Существует популярное мнение, что ковбои носили шёлковые платки, будто бы они были символом стиля. На деле большинство ковбоев выбирало хлопок: он был дешёвым, прочным и доступным. В условиях тяжёлой работы платки часто рвались, пачкались и быстро приходили в негодность, поэтому ковбой мог менять их хоть каждую неделю.

Шёлковые платки действительно существовали, но их носили реже. Шёлк был мягче, лучше удерживал влагу и быстрее высыхал, что делало его удобным. Однако стоил он дорого, и позволить его себе могли в основном владельцы ранчо или наездники на родео, где внешний вид имел значение. Для рядового ковбоя утилитарность всегда была важнее эстетики, поэтому хлопок был его главным выбором.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АКСЕССУАР ВЫЖИВАНИЯ

Платок был для ковбоя чем-то вроде универсального «швейцарского ножа». В жару его смачивали и надевали под шляпу, превращая в примитивный кондиционер. На перегоне скота он закрывал лицо от облаков пыли, а зимой защищал от ледяного ветра.

Он служил полотенцем, прихваткой у костра и даже перевязочным материалом при ранениях. При клеймении скота платком держали раскалённое тавро, а иногда он использовался как временная верёвка, стропа или даже повод для лошади. В условиях, где под рукой не было аптечки или инструментов, такой кусок ткани нередко помогал спасти здоровье, а порой и жизнь.

МАСКИРОВКА И «КИНОШНЫЙ» ОБРАЗ

У платка была и ещё одна, менее очевидная функция. Его использовали как маску. Те, кто промышлял грабежами дилижансов или банков, натягивали платок на лицо, скрываясь от свидетелей. Именно этот образ, всадник в шляпе, с револьвером и закрытым платком лицом, закрепился в массовом сознании и был подхвачен Голливудом.

Кино превратило платок в символ романтики и опасности, но в реальности он был всего лишь необходимой деталью рабочей одежды, без которой ковбой не мог обойтись.

НЕ СТИЛЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ

Сегодня шейный платок воспринимается как элемент ковбойского образа, почти как костюм для фестиваля или реквизит в фильме. Но за этим аксессуаром стоит реальная история жизни на границе цивилизации, где каждая мелочь имела значение. Для ковбоя платок был не украшением, а простым, универсальным и по-настоящему необходимым предметом, который помогал работать, выживать и приспосабливаться к суровой природе американских прерий. Именно поэтому ковбои носили платок всегда: не ради красоты, а ради защиты и выживания. Это был не модный аксессуар, а ещё один инструмент человека, который каждый день сталкивался с дикой, непредсказуемой природой Дикого Запада.

Показать полностью 4
5

Орегонская тропа: самое длинное кладбище в мире

В 19 веке люди путешествовали по Орегонской тропе в повозках, чтобы заселить новые части Соединенных Штатов Америки. Орегонская тропа начиналась в штате Миссури недалеко от района, где сегодня находится Канзас-Сити, штат Миссури, и заканчивалась в долине Уилламетт в штате Орегон. Протяженность тропы составляла около 2 170 миль (3 500 км), а время в пути могло занимать до шести месяцев.

Люди ехали в Орегон по разным причинам. Некоторые хотели получить землю. Некоторые думали, что Орегон будет лучшим местом для жизни. Большинство же ехали, потому что хотели начать новую жизнь.

Орегонская тропа впервые была проложена примерно в 1841 году. После того, как в 1869 году по всей территории США была построена железная дорога, люди смогли добираться до западных районов США на поездах, поэтому все меньше людей стали путешествовать на запад в повозках. К тому времени около 400 000 человек пересекли Орегонскую тропу в повозках. Однако некоторые люди продолжали путешествовать по тропе до 1880-х годов.

ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Никто не путешествовал по Орегонской тропе в одиночку. Вместо этого путешественники объединялись в группы, чтобы иметь возможность помогать и защищать друг друга. Часто вместе путешествовали родственники или жители одного города. Они нанимали проводника, который знал тропу, и выбирали лидеров. Группы, которые лучше всего справлялись с путешествием, писали конституции или правила, которые они могли использовать для разрешения разногласий или проблем на тропе.

ПОСТАВКИ

ЖИВОТНЫЕ

Люди, путешествовавшие по Орегонской тропе, могли использовать три вида животных для тяги своих повозок: волов, мулов или лошадей. Большинство людей использовали волов. Они были дешевле, чем лошади и мулы, а также менее упрямы, чем мулы.

Они могли есть траву вдоль тропы, в отличие от лошадей, которым требовался специальный корм. Быков было легко обучить, и они обычно передвигались со скоростью 2 мили в час, даже по грязи и снегу.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Для путешественников было очень важно иметь при себе достаточно еды и воды для поездки. Однако еда для путешествия была дорогой. Чтобы прокормить четырех человек в течение шести месяцев, продовольствие стоило около 150 долларов.

Путешественники часто брали с собой много сушеного мяса и "хлеба" (например, муку, крекеры и харттак). На тропе было трудно вскипятить воду, поэтому приготовление пищи не всегда было возможным. Некоторые путешественники брали с собой и другие продукты, такие как рис, горох, сушеные бобы или сушеные фрукты.

Вдоль тропы путешественники могли ловить рыбу и охотиться, чтобы добыть пищу. Лучшими животными для охоты были бизоны, антилопы и олени. Путешественники также ели ягоды, которые росли вдоль тропы, отчасти для того, чтобы предотвратить цингу.

ВАГОНЫ

Большинство путешественников использовали крытые повозки для передвижения по тропе. Существовало несколько различных стилей крытых повозок. Один из распространенных стилей, называемый "повозкой в стиле независимости", обычно был длиной около 11 футов, шириной 4 фута и глубиной 2 фута. Куски дерева поддерживали крышку, сделанную из чего-то вроде высушенной бычьей кожи, которая возвышалась над дном повозки примерно на пять футов.

ОПАСНОСТИ

На Орегонской тропе было много опасностей, включая болезни, плохую погоду, утопление при переправе через реки, нападения коренных американцев и многие другие.

Трудно сказать, сколько людей умерло на Орегонской тропе. Многие путешественники хоронили своих умерших в безымянных могилах и маскировали могилы. Например, они хоронили людей прямо посреди тропы, а затем волы переезжали могилы. Это делалось для того, чтобы животные и грабители не раскопали могилы. Из-за этого историки могут лишь приблизительно оценить общее число людей, погибших на Орегонской тропе.

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Болезни были самой распространенной причиной смерти на Тропе. Хотя путешественники обычно брали с собой некоторые лекарства, они, как правило, не очень помогали.

ХОЛЕРА

Холера была самой распространенной болезнью и причиной смерти на Тропе. В 1849-1855 годах на тропе была эпидемия холеры. До 3% всех путешественников в этот период могли умереть от холеры. Одной из причин эпидемии было отсутствие санитарных условий на тропе.

Например, путешественники любили разбивать лагерь вдоль реки Платте в Колорадо, так как там можно было легко получить пресную воду. Однако, поскольку тысячи путешественников раз за разом использовали одни и те же кемпинги, сточные воды от больных холерой путешественников попадали в реку Платте. После этого любой путешественник, который пил воду из реки Платте или готовил еду на этой воде, мог заразиться холерой. Часто симптомы холеры были настолько тяжелыми, что путешественники умирали в течение 12 часов после того, как заболевали.

ДРУГИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Другие болезни, распространенные на тропе, включали в себя:

▪Дизентерия и другие болезни, вызывающие диарею. Путешественники лечили эти болезни касторовым маслом.
▪"Горная лихорадка", которая могла быть пятнистой лихорадкой Скалистых гор, тифом, брюшным тифом и/или скарлатиной. Для лечения этих болезней путешественники использовали хининовую воду.
▪Корь
▪Пищевое отравление
▪Цинга, которую путешественники пытались предотвратить, употребляя ягоды на тропе и лимонную кислоту. Тем не менее, поскольку на Тропе ели в основном мясо и хлеб, многие путешественники не получали достаточного количества витамина С. Некоторые умерли от цинги, у многих других цинга появилась в конце Тропы.
▪Оспа
▪Пневмония
Путешественники использовали скипидар (яд), уксус и виски для лечения головной боли, боли в мышцах и кашля.

Историки не сходятся во мнении о том, сколько людей умерло от болезней на Тропе. Один из историков, Джон Унрух, считает, что от 6 000 до 12 500 путешественников умерли от болезней на Тропе, а еще 300-500 человек умерли именно от цинги. Однако Служба национальных парков США утверждает, что на Тропе от болезней могли умереть до 30 000 человек.

ДРУГИЕ ОПАСНОСТИ

На тропе было много других опасностей. Джон Унрух подсчитал количество людей, погибших от этих других опасностей:

▪3 000 - 4 500 от нападений коренных американцев
▪от 300 до 500 от замерзания до смерти
▪от 200 до 500 от случайного наезда вагонов
▪От 200 до 500 утонувших при попытке переплыть реки
▪от 200 до 500 от случайного выстрела (например, при несчастных случаях на охоте)
▪от 200 до 500 от других причин, включая убийства, поражение молнией, смерть во время родов, давки, укусы змей, внезапные наводнения, падение деревьев и пинки животных.

ЖИЗНЬ НА ТРОПЕ

Обычный день на Тропе начинался очень рано, еще до рассвета. Никто не ездил в повозках, если только не был болен или очень молод. Поездка была слишком ухабистой, слишком пыльной, и у волов было слишком много работы. Вместо этого люди шли рядом с повозками. Обычно группы шли почти весь день, за исключением часа около полудня на обед. Затем они продолжали движение до самого заката, когда останавливались, чтобы разбить лагерь. Большинство групп проходили около 15 миль в день, хотя в лучшие дни они могли пройти и 20 миль в день. Поскольку волы двигались со скоростью около 2 миль в час, это означало, что день пути мог длиться до десяти часов.

Около 40 000 путешественников были детьми. Если они не были младенцами, то шли рядом с повозками и работали наравне со взрослыми. В их обязанности входило пасти животных, управлять повозками, мыть посуду, помогать во время еды, присматривать за младшими детьми, собирать дрова и "буйволиную щепу" (сухой буйволиный навоз, который можно было использовать для разжигания костров, если не было дров).

Ночью группа перемещала повозки в круг и помещала своих животных внутрь круга. Это позволяло им не заблудиться, не быть убитыми или украденными. Если погода была сухой, люди спали на улице. Если погода была сырой, люди спали под повозками.

Многие путешественники очень боялись нападений коренных американцев. Однако большинство коренных американцев оставляли путешественников в покое или даже помогали им, торгуя с ними и помогая им пересекать реки на каноэ. Когда коренные американцы все же нападали на путешественников, истории об этом рассказывались снова и снова, из-за чего нападения могли казаться более распространенными, чем они были на самом деле.

Путешественники, которые все же достигли Орегона, вспоминали Тропу с разными чувствами. Один человек по имени Лорен Гастингс сказал в 1847 году:

"Я вспоминаю долгий, опасный и небезопасный путь эмигранта с некоторой долей романтики и удовольствия; но для других это кладбище их друзей."

Показать полностью
13

Где снимали "Пиратов Карибского моря": райские уголки со всего света, в которых стоит побывать

«Пираты Карибского моря» — франшиза, горячо любимая многими зрителями. Харизматичный главный герой в исполнении Джонни Деппа, прекрасное музыкальное сопровождение, динамичные сюжеты с эффектными сценами сражений — все это гарантировало фильмам серии бешеный успех.
Не последнюю роль сыграли и удачно подобранные места съемок.

СЕНТ-ВИНСЕНТ И ГРЕНАДИНЫ

Крошечное островное государство Сент-Винсент и Гренадины стало основным местом для съемок «Проклятия Черной жемчужины» (2003) — первой части франшизы. Местные тропические леса, голубая морская вода и прибрежные скалы прекрасно подошли для создания пиратского фильма.

СЕНТ-ВИНСЕНТ

Съемки проходили, главным образом, на острове Сент-Винсент. Там возвели декорации, изображающие город Порт-Ройал на Ямайке (в реальности он был практически полностью уничтожен землетрясением в 1692 году) и прибежище пиратов — Тортугу.

Эти декорации выстояли после трех мощных ураганов и в дальнейшем использовались для съемок «Сундука мертвеца» (2006) — сиквела первого фильма. Из оставленных киношниками предметов реквизита на острове устроили небольшую выставку под открытым небом.

БУХТА ВАЛЛИЛАБУ

Уютная бухта Валлилабу притаилась на западном побережье острова Сент-Винсент. В ней расположена живописная каменная арка — под ее сводом в начале первого фильма болтались скелеты повешенных пиратов, на которые обратил внимание капитан Джек Воробей.

ОСТРОВ ПЕТИТ ТАБАК

Крошечный островок, входящий в архипелаг Тобаго-Кейс, когда-то был излюбленным местом для пиратов этого региона. Сейчас же он интересен любителям пляжного отдыха и девственной природы.

Именно тут были сняты некоторые сцены «Проклятия черной жемчужины». В частности, здесь Джек Воробей оказался с пистолетом, одним патроном и ромом после мятежа Барбоссы. После выхода фильма Петит Табак даже стали называть островом Джека Воробья.

ДОМИНИКА

Многие сцены из «Сундука мертвеца» снимались в северной части острова Доминика. Места там труднопроходимые, но очень живописные. Например, в густых джунглях острова был снят эпизод, в котором каннибалы чуть было не съели Джека Воробья. Кстати, ради съемок на острове пришлось проложить несколько новых дорог.
Создатели франшизы сделали Доминике отличную рекламу — после выхода на экраны «Сундука мертвеца» турпоток на остров заметно вырос, а позднее местные гиды начали проводить экскурсии по местам съемок фильма.

БАГАМСКИЕ ОСТРОВА

В начале XVIII века Багамские острова несколько лет были настоящей пиратской республикой, столицей которой стал город Нассау. Неудивительно, что и создатели кинокартин о приключениях капитана Джека Воробья заинтересовались этим архипелагом. На Багамах снимались сцены для фильмов «Сундук мертвеца» и «На краю света» (2007) — третьей части франшизы.

УАЙТ КЕЙ

На крохотной песчаной косе Уайт Кей, которая относится к багамскому району Эксума, проходили съемки некоторых моментов поединка Джека Воробья, Уилла Тёрнера и Джеймса Норрингтона за ключ от сундучка с сердцем Дэйви Джонса («Сундук мертвеца»), а также сцены переговоров между героями в формате «три на три» («На странных берегах»).

БОЛЬШОЙ БАГАМА

Почти самый северный из Багамских островов съемочная группа посещала не единожды. Здесь в небольшой искусственной бухте снимались эпизоды с «Черной жемчужиной», «Летучим голландцем» и другими кораблями.

ПУЭРТО-РИКО

Ассоциированное с США островное государство Пуэрто-Рико славится своими природными и историческими достопримечательностями. Именно они привлекли создателей четвертой части франшизы, получившей название «На странных берегах» (2011).

ФОРТ САН-КРИСТОБАЛЬ

Возле мощной крепости, построенной испанцами в XVIII веке в Сан-Хуане — столице Пуэрто-Рико, проходили съемки эпизода с прибытием кареты в королевский дворец в испанском Кадисе.

ОСТРОВ ИСЛА ПАЛОМИНО

Необитаемый островок, расположенный возле пуэрто-риканского города Фахардо, стал местом съемки финальной сцены четвертой части франшизы: на нем Джек Воробей оставил Анжелику — дочь Черной Бороды.

Показать полностью 7
12

В ботаническом саду Кью в Лондоне распустился "трупный цветок"

В Королевском ботаническом саду Кью-гарденс начал источать благоухания редкий цветок: аморфофаллус титанический, у которого есть и второе неофициальное название: «трупный цветок».

Аморфофаллусом он был назван за некоторое сходство с деталью мужской анатомии, а «трупным» прозвали за источаемый им специфический аромат, который очевидцы описывают и как запах протухшей рыбы, и как разлагающейся плоти.

Тем не менее, в оранжерее принцессы Уэльской в садах Кью толпы посетителей, которые стекаются отовсюду, чтобы полюбоваться на редкое зрелище: аморфофаллус цветет не чаще одного раза в два года и не более двух дней.

Впрочем, два года между цветением – это очень оптимистический прогноз, потому что в некоторых ботанических садах этого волнующего события ждут по 16, а то и 17 лет.

Сотрудники же знаменитого ботанического сада юго-западе Лондона говорят, что цветение «трупного цветка» каждый раз привлекает тысячи зрителей, которые приходят, чтобы самим испытать «великолепное зрелище и отвратительную вонь».

Это самый большой цветок в мире, который может достигать почти трех метров в высоту и полутора метров в диаметре. Под землей скрывается гигантский корень в форме клубня, весом до 50 кг.

Самый большой из обнаруженных в естественных условиях цветков аморфофаллуса достигал 3,3 метра в высоту и весил 75 килограммов.

Вонь «трупного цветка» имеет ключевое значение для его воспроизводства: она привлекает питающихся падалью насекомых. Можно сказать, что темно-красный цвет внутренней части лепестков имитирует вид гниющего мяса.

В поисках лакомого корма мухи и жуки-могильщики подбираются поближе, чтобы исследовать источник манящего запаха, и, хотя в итоге могут чувствовать себя несколько обманутыми, все же покорно переносят пыльцу с одного цветка на другой.

Кроме того, шип аморфофаллуса выделяет тепло, что может привлекать опылителей на расстоянии почти в километр.

Наибольшее зловоние цветок источает сразу после раскрывания, после чего аромат постепенно теряет интенсивность и становится более утонченным.

"Трупный цветок» был впервые описан итальянским ботаником Одоардо Беккари в 1878 году на острове Суматра, единственном месте, где он произрастает в естественной среде. Местные же жители с ним были давно и хорошо знакомы, употребляя гигантский клубень аморфофаллуса в пищу.

Сейчас он находится под угрозой исчезновения, главным образом, за счет вырубки лесов. Ученые считают, что в природе их осталось менее тысячи, а в частных и государственных оранжереях — не более 500 экземпляров.

Это означает, что генетически все аморфофаллусы так или иначе связаны между собой, что значительно затрудняет их разведение.

На каждый произрастающий в оранжерее «трупный цветок» заведена специальная «генетическая карта», которая позволяет отобрать для скрещивания экземпляр с наименьшим числом совпадающих признаков.

Аморфофаллус принадлежит к семейству ароидных, и его близким родственником являются каллы, белоснежные лилии, которые часто можно увидеть в руках у невест. К счастью, ароматическими особенностями своих суматранских сородичей они не обладают.

Показать полностью 4

Папа римский канонизировал Карло Акутиса1

Родившийся в Лондоне подросток стал первым святым из поколения миллениалов — людей, родившихся в начале 1980-х — конце 1990-х годов. Церемонию его канонизации в воскресенье возглавил папа римский Лев XIV.

За свою короткую жизнь Карло Акутис создал веб-сайты, на которых он рассказывал о «чудесах», чтобы способствовать распространению католического учения. За это он получил прозвище «инфлюэнсер Бога».

Его канонизация должна была состояться в конце апреля, но после смерти папы Франциска церемонию пришлось отложить.

По оценкам, более миллиона человек совершили паломничество в итальянский город Ассизи, расположенный на вершине холма, где покоится тело Карло, покрытое воском.

Но есть и еще одно место паломничества, связанное с Карло Акутисом, которое привлекло новых посетителей после объявления о его канонизации: церковь Богоматери Скорбящей в Лондоне.

В 1991 году Карло был крещен в этой римско-католической церкви в районе Челси.

Сбоку от церкви старая исповедальня была преобразована в святилище, посвященное ему. В ней находится реликварий с прядью волос Карло.

Первый святой миллениал: Папа Франциск одобрил канонизацию «инфлюэнсера Бога»
«Его семья работала в финансовой сфере и временно работала в Лондоне, — говорит отец Пол Аддисон, монах этой церкви. — Хотя они не часто посещали церковь, они все же попросили крестить ребенка. Так что присутствие Карло было ярким, очень ярким событием в жизни приходской общины».

ЖИЗНЬ «ИНФЛЮЭНСЕРА БОГА» И ЕГО «ЧУДЕСА»

Карло не было еще и шести месяцев, когда его родители вернулись в свою родную Италию, и он провел остаток жизни в Милане.

Там он был известен своей любовью к технологиям и, как говорят, любил играть в видеоигры.

Помимо разработки вебсайтов для своего прихода и школы, юноша стал известен тем, что запустил вебсайт, призванный документировать каждое сообщенное евхаристическое чудо. Сайт заработал за несколько дней до его смерти.

Отпечатанные страницы этого сайта теперь выставлены в церкви в Челси.

Прозвище Акутиса, «Инфлюэнсер Бога», было дано ему после его смерти, благодаря той работе, которую он проделал.

Его вебсайт переведен на несколько языков и используется в качестве основы для выставки, которая объездила весь мир.

Но он умер от лейкемии в возрасте всего 15 лет.

В течение нескольких лет после его смерти мать Карло, Антония Сальцано, посещала церкви по всему миру, чтобы добиться его канонизации.

В рамках этого процесса необходимо было доказать, что ее сын совершал «чудеса».

«Первое чудо он совершил в день похорон, — говорит мать Карло. — Женщина с раком груди молилась за Карло, и ей пришлось начать химиотерапию, и рак полностью исчез».

Карло Акутис был причислен к лику блаженных — первый шаг к святости — в 2020 году, после того как ему приписали первое чудо — исцеление бразильского ребенка от врожденного заболевания, поражающего поджелудочную железу.

Для канонизации, однако, необходимы два чуда.

Второе чудо — исцеление студента университета во Флоренции, у которого после травмы головы произошло кровоизлияние в мозг, — ему приписал папа Франциск после встречи с отделом святых Ватикана в 2024 году.

Канонизация должна была состояться 27 апреля этого года, на за несколько дней до этого папа Франциск скончался, и приехавшие на церемонию вместо этого оказались на похоронах понтифика.

Диего Саркисян, молодой католик из Лондона, был одним из них.

Он говорит, что чувствует связь с Карло Акутисом и воодушевлен его канонизацией.

«Он играл в видеоигры Super Mario на старых консолях Nintendo, а я всегда любил видеоигры, — говорит Саркисян. — Тот факт, что можно представить себе святого, который делает то же самое, что и ты, носит джинсы, делает его гораздо ближе, чем другие святые в прошлом».

Процесс канонизации может занимать десятилетия или даже столетия. Но похоже, Ватикан ускорил канонизацию Карло Акутиса, чтобы воодушевить молодежь и укрепить ее в вере.

Показать полностью 3

"Красные похороны": как хоронили коммунисты

Совершив революцию, большевики уничтожили старую власть, попробовали отменить Бога и разрушить старые устои, но победить смерть даже им оказалось не под силу. И хотя проводить похоронные обряды по православному канону было запрещено, люди продолжали умирать, а родственники скорбеть. Становилось понятно, что попытки создать «новую религию» не увенчаются успехом, пока не придумаются способы хоронить «новых людей». Тогда в советском государстве начала искусственно формироваться традиция красных похорон.

Похоронная обрядность — самая консервативная в любой культуре. В этом отношении для большевиков, которые стремились не только вытеснить из жизни традиционную религиозную обрядность, но и создать новую, сложились благоприятные обстоятельства. Первая мировая и гражданская войны, повсеместный красный и эпизодический белый террор повлекли за собой массовое расчеловечивание, утилитарное, а подчас даже глумливое отношение к трупам. Осквернение падших солдат — политических противников — происходило и с красной, и с белой стороны. Если одни издевались над телами офицеров и священнослужителей, то другие хоронили большевиков в одной яме с собаками, доводя до абсолюта смысл поговорки «собаке собачья смерть».

Во многом именно поэтому большевики решили начать создание новых похоронных традиций с увековечивания участников социалистической революции. В мире без Бога рассчитывать на вечную жизнь души было невозможно, но обеспечить политическое бессмертие красным героям в глазах пролетариата большевики попытались. Разумеется, не все революционеры могли попасть на пантеон коммунистических богов, но мучеников вроде 26 бакинских комиссаров или погибших участников событий 1905 и 1917 года хоронили с особым шиком.

Красная площадь, красные гробы, красные знамёна, заплаканные лица и раскаты «Интернационала» под гром пушечных залпов — так выглядело погребение жертв московских боёв 1917 года. Из воспоминаний путешественников, посещавших молодое советское государство в тот период, отлично отражает настроение общественных масс диалог со студентом, который готовил братские могилы к «торжественному заселению». Молодой человек говорит: «Здесь, в этом священном месте, самом священном во всей России, похороним мы наших святых. Здесь, где находятся могилы царей, будет покоиться наш царь – народ…»

Из этого рассказа чётко видно, что в основе новой похоронной традиции лежит не что иное, как открытое и яркое противление традиции старой, попытка разрушить прежний мир со всеми его атрибутами и на этом фундаменте сконструировать новую реальность Однако при ближайшем рассмотрении новизна формы обнажала прежнюю суть. Если опустить настройки красного цвета до минимума и заменить гимн мирового пролетариата церковным отпеванием, траурная процессия превратится в похороны царского офицера, погибшего во время Первой мировой или в проводы в последний путь Великого князя.

Для многих лидеров революционного движения это противоречие было очевидно. Так, Троцкий писал о том, что не стоит превращать новых героев в «красные иконы», повторяя ошибки несовершенной царской России. Но музыка революции заглушала отдельные голоса, и вслед за канонизацией «великих мучеников» режим поступательно создавал культ личности, сравнимый по масштабу с религиозным почитанием монарших особ.

Первым досталось лидеру большевиков и создателю РСФСР В. И. Ленину. После смерти Ильича в 1924 году было принято решение создать долговременный склеп и мумифицировать тело. Мумия вождя должна была парадоксальным образом увековечить его идеи. Весь советский народ хоронил забальзамированный труп: делегаты XIII съезда принимали парад пионеров, народные комиссары, сдерживая слёзы, пророчили делу Ленина долгую жизнь, рабочие возлагали на памятник венок из угля и кокса – символ покровительства главного революционного деятеля трудящимся.

Поразительно, что в атеистическом государстве спустя три тысячи лет нашли продолжение древнеиудейские и египетские похоронные обряды. По СССР и странам соцблока какое-то время ещё воздвигали мавзолеи, но, по-видимому, технология консервации тела не всегда соблюдалась (например, мумия Котовского в Молдавии попросту испортилась), так что от «пирамид» вскоре пришлось отказаться. Тем не менее главный советский мертвец до сих пор лежит на Красной площади.

Самое время вспомнить, на ком зиждилась революционная власть — на рабочих и крестьянах. Разумеется, им такие красные похороны были недоступны, поэтому простые советские граждане продолжали тайком служить панихиды и хоронить родственников по-старому. На борьбу с церковной обрядностью коммунисты подняли пропаганду. Используя средства массовой информации и кинематограф, партия проводила среди советского народонаселения ликбез в отношении полезности огненного погребения. Помимо чисто утилитарных целей большевики преследовали цели в высшей степени символические — огонь крематория должен был испепелить православные традиции. В крупных городах стали открываться крематории, а всем гражданам было предложено относиться к процессу кремации, как к шоу.

Однако даже несмотря на то, что видные фигуры своего времени, вроде Маяковского и Горького, заняли почётное место в советском колумбарии, кремация осталась в глазах простых людей чем-то кощунственным, противоестественным и даже семитским — русское крестьянство связывало между собой еврейское происхождение многих революционеров и плотно укоренившийся в народе стереотип об исключительно иудейской традиции сжигания покойников.

В итоге ни одна из версий красных похорон не сумела вытеснить консервативные обрядовые традиции, и уже в Сталинский период попытки бороться с двоеверием были оставлены. Похороны со священнослужителями по православным канонам тайно проводились вплоть до крушения Советского Союза, пока православная церковь не была снова возвращена на своё законное место. Таким образом, красные похороны остались в общественном сознании лишь болезненным воспоминанием о противоестественных экспериментах большевиков над смертью. Кажется, подобный конструкт просто не мог выбраться дальше времени странных перемен и становления социалистического государства.

Показать полностью 4
10

Для чего на сталинских домах строили башни

Многие, прогуливаясь по старым кварталам Москвы, Санкт-Петербурга или других городов России, замечали необычные башенки на крышах домов, построенных в сталинскую эпоху. Эти небольшие кирпичные сооружения, часто напоминающие миниатюрные домики или пагоды, вызывают любопытство и порождают множество легенд. Кто-то считает, что в них сидели наблюдатели НКВД, другие говорят о метеорологах или автоматчиках, охранявших важные объекты. Однако правда о назначении этих башен связана с военной историей страны и её подготовкой к защите от воздушных атак.

История башен на сталинских домах уходит корнями в начало XX века, когда авиация стала активно использоваться в военных целях. После Первой мировой войны, когда немецкие дирижабли и аэропланы начали представлять реальную угрозу для городов, европейские страны, включая Россию, задумались о противовоздушной обороне. В 1915 году немецкий дирижабль LZ-38 сбросил на Лондон 89 зажигательных бомб и 60 фугасов, вызвав панику и гибель 42 человек, несмотря на относительно небольшие разрушения. Этот случай показал, насколько уязвимы города перед воздушными атаками.

В России первую подобную башню построили в 1918 г. в Петрограде, после неудачной попытки Германии в 1916 году сбросить на город авиабомбы. Метель помешала дирижаблям достичь цели, но угроза осталась, и власти решили готовиться к возможным налётам. Башенки стали частью системы противовоздушной обороны, разработанной для наблюдения за небом и своевременного оповещения о воздушной опасности.

Эти сооружения проектировались как наблюдательные посты для работников местной противовоздушной обороны (МПВО). В 30-х годах, когда в СССР ожидали возможных военных конфликтов, такие башни начали массово возводить на крышах жилых домов в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Они представляли собой кирпичные конструкции, часто с помостами по периметру, иногда оснащёнными перилами, чтобы наблюдатели могли следить за небом.

Каждая башня имела зону ответственности, определённую в соответствии с планом, разработанным в Инженерно-строительном институте Ленинграда. Наблюдатели, чаще всего девушки и женщины, дежурили в башнях, следя за небом с помощью биноклей. При обнаружении опасности они сообщали об этом по телефону или другим способом, чтобы группы гражданской обороны могли оперативно реагировать.

В мирный период башенки иногда использовали пожарные как пункты для наблюдения, что также соответствовало их конструкции, обеспечивающей хороший обзор. В Ленинграде во время войны построили 180 таких башен МПВО, которые сыграли важную роль в защите города от воздушных налётов.

Работа в башенках была нелёгкой и опасной. Наблюдатели находились на посту согласно графику: 2 ч дежурства, 4 ч отдыха. Они не покидали пост даже во время бомбёжек и артобстрелов, несмотря на страх и риск для жизни. Оборудование башен было минимальным: бинокль, блокнот и телефон. Иногда устанавливали звукоулавливающую аппаратуру для обнаружения самолётов.

Помимо практической функции, башенки придавали зданиям сталинской эпохи особый архитектурный облик. Они часто имели восьмиугольную форму, напоминая пагоды, и могли быть украшены декоративными элементами, что делало дома похожими на замки или крепости. Это соответствовало эстетике сталинского ампира, который стремился к монументальности и величию. Некоторые исследователи предполагают, что башенки могли выполнять и роль слуховых окон, характерных для архитектуры ещё со времён Ренессанса, но их основное назначение всё же было военным.

После Великой Отечественной войны необходимость в башнях МПВО отпала, и многие из них обветшали или были демонтированы. Однако в некоторых городах жители и историки стремятся сохранить эти сооружения как память о героическом прошлом. Например, в Москве обсуждался проект восстановления башенки на доме No 6 в Колпачном переулке, а в Санкт-Петербурге некоторые башни планируют сделать историческими достопримечательностями.

Показать полностью 4
7

Влад lll Цепеш (Дракула)

Граф Дракула – не только вампирский лидер, но и вполне реальный человек со своей увлекательной историей.

О графе Дракуле и его мистической сущности знает любой. Однако известен граф только как вампир, но на самом деле он был реальным человеком. Когда-то всесильный правитель прославился кровожадными убийствами и безжалостностью.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Существуют реальные личности, одно имя которых вселяет страх и мистический ужас. К таким персонажам можно отнести легендарного Ивана Грозного, биографы которого считают, что царь любил наблюдать за пытками своих пленников и узников. Известна и венгерская дворянка, красавица по фамилии Батори, которая стремилась сохранить молодость при помощи ванн из крови молодых женщин. Имя Влада Цепеша также не осталось обделенным вниманием. С легкой руки писателя Брэма Стокера валахийский господарь превратился в кровожадного монстра. История знает Влада как смелого правителя, а испуганные враги прозвали его сыном самого дьявола. Противники называли его «колосажателем» по излюбленному методу казни. Однако в родных краях Влада считали храбрым и отважным воеводой, защитником страны и ее жителей.

Биография Влада окружена тайнами. Исследователям не известна реальная дата появления на свет правителя, считается, что он мог родиться в промежутке между 1429 и 1436 годами.

Внешность у молодого Влада была отталкивающей, современники отмечали холодный пронзительный взгляд будущего правителя и широкие оттопыренные губы. Древние сказания гласят, что мальчик мог видеть своих собеседников насквозь и всегда знал, когда ему лгут. Отец старался воспитывать сына в строгости. В первую очередь мальчик научился обращаться с оружием, только после этого начал осваивать грамоту.

Детство мальчика прошло в маленьком городе под названием Сигишоара. Трансильвания относилась в то время к королевству Венгрии. До сих пор существует адрес, где проживала семья – улица Жестянщиков, 5. Там юный Дракула проживал вместе с венценосным отцом, а также взрослым братом.

Вскоре отец мальчика назначается валахийским правителем. Семья переезжает в трансильванскую столицу – Тырговиште. Государь правил обширными землями – его владения граничили с Турцией, поэтому страна часто страдала от нашествий турецких войск. Чтобы сохранить свою корону, да и жизнь, Дракул обязан был выплачивать дань султану. Плата осуществлялась серебром и деревом, к тому же господарю приходилось одаривать турецких чиновников.

В то время существовал обычай, согласно которому правители Валахии отправляли своих отпрысков мужского пола к туркам. Старший брат нашего героя по имени Раду, да и сам юный Цепеш обязаны были находиться в плену в течение 4 лет. Слухи гласят, что в Турции мальчики могли каждый день наблюдать за мучительными пытками, а старший брат даже подвергся насилию. Однако никаких доказательств таким теориям нет, неизвестно даже, были ли юные наследники престола добровольными заложниками.

По мнению исследователей, правитель был уверен, что в Османской империи никто не прикоснется к его сыновьям. Влад II часто наведывался в гости к турецкому султану. Братья могли лишь опасаться, что султан мог переменить к ним свое отношение. Правитель империи любил выпить и отличался вздорным нравом.

НА ПРЕСТОЛЕ

Зимой 1446 года произошел стремительный политический переворот. Венгры взяли власть и захватили отца. Мужчину казнили, а любимого брата похоронили живым. Эти события, быть может, и стали причиной кровожадности Влада III.

О событиях становится известно тогдашнему государю Османской империи. Султан начинает формировать войска. Началась битва, венгры были повержены, а правителем султан назначил Цепеша. Султан помог Владу и силой – направил ему в помощь многочисленные турецкие отряды. В 1448 году на валахийский престол восходит юный господарь.

Свое правление молодой человек начинает со сбора информации по убийству собственного отца. Юный правитель мечтал отомстить, эта идея и определила дальнейшие события.

Один из полководцев по имени Янош Хуньяди объявляет нового правителя вне закона, утверждая, что у Влада нет прав на престол. Янош собрал огромные войска, но Влад успел спрятаться в Молдавии. Потом беглый господарь укрывается в Трансильвании, откуда вскоре его прогнали сторонники неприятеля.

Через несколько лет свергнутый правитель снова въезжает на территорию Трансильвании. Он собирает многочисленную армию для борьбы за трон. Ему удалось победить всех врагов, и он вновь взошел на престол своего отца. Правил Цепеш в течение 6 лет.

НЕКОТОРЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЛАСЯТ, ЧТО ВЛАД ЗА ВРЕМЯ СВОЕГО ПРАВЛЕНИЯ УБИЛ БОЛЕЕ 100 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.

Но никаких существенных доказательств до нашего времени не дошло. Отметился Цепеш и укреплением религиозной политики. Он старался упрочить церковную власть, помогал священникам деньгами. Прославили его имя и военные походы по Трансильвании. Цепеш не стал отсылать дань своему недавнему другу, турецкому султану. Хотя правитель Османской империи в свое время спас Влада, последний не захотел становиться «рабом» и вечным должником султаната.

До нас дошли противоположные мнения относительно персоны Влада Цепеша. Кто-то описывал его как темноволосого красавца с пронзительным взглядом. Другие современники утверждали, что у господаря были выпученные глаза, да и в целом внешность его была отталкивающей. Но все исследовали согласны в одном: Дракул отличался жестокостью и без промедления убивал своих врагов.

Влада III не случайно называли «колосажателем», ведь это был его излюбленный метод казни. Современник той эпохи мог увидеть целые леса кольев, на которых возвышались трупы. Господарь предпочитал сажать врагов на закругленные с одной стороны колья. Концы палок пропитывались маслом и вгонялись в прямую кишку жертв. Человек умирал долгой и мучительной смертью. Именно поэтому в народных приданиях, а позже и в литературных произведениях Дракулу назовут вампиром. Нет никаких данных о том, любил ли Цепеш пить человеческую кровь, но наблюдать за мучениями своих врагов он обожал.

Турецкий султан, который приехал во владения Цепеша, издалека увидел тысячи трупов на длинных кольях. Султан и его армия пришли в ужас и сбежали. Владу крайне нравилась гнетущая могильная атмосфера, а зрелище, которое привело султана в ужас, у Цепеша вызывало только аппетит.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Личная жизнь правителя окутана тайнами: мало что известно о его возлюбленных. О любовницах, наложницах и женах Дракулы сочинено множество романов и рассказов, однако понять, что из всего этого правда уже нельзя. Говорят, что у Дракулы было две жены, одну из которых звали Елизавета, а вторую – Илона. У Влада было три сына.

СМЕРТЬ

Некоторые исследователи утверждают, что Влад III умер в 1476 году. Однако доподлинных источников практически не осталось. Скорее всего правитель Валахии стал жертвой своих же подданных, которых подкупили враги. Согласно другой теории, Влад был пронзен мечом во время очередной битвы с турецкой армией (его зарезали случайно, приняв за вражеского воина).

Кто-то утверждает, что сердце жестокого правителя просто перестало биться. Также прослеживается информация, что голова мятежного господаря в свое время стала излюбленным трофеем в доме турецкого правителя.

В ИСКУССТВЕ

Дракулой молодого Цепеша стал называть еще его отец. Влад II был одним из самых почитаемых участников Ордена Дракона. Полумифическая организация искореняла ересь и убивала язычников. В качестве отличительного знака орденцы носили при себе медальоны с орнаментами в виде мифических созданий. Также по приказу правителя Валахии создавались монеты, которые украшал рисунок в виде дракона. Цепеш – это прозвище, которым «наградили» Влада III его недруги. Это слово переводится как «кол» и указывает на любимую казнь мятежного господаря.

Через несколько столетий после своего рождения Цепеш станет излюбленным персонажем в литературе. Произойдет это с легкой руки Брэма Стокера, который напишет одноименный роман и сделает господаря кровожадным вампиром. Писатель работал над романом в течение долгих семи лет, изучая источники о жизни Влада.

После «Дракулы» начнется новая эпоха в кинематографе и литературе – о вампирах начнут снимать фильмы, писать остросюжетные романы. О кровопийце, которого можно отпугнуть при помощи чеснока, сегодня создано немало кинолент, однако первым считается легендарный фильм 1931 года. В ленте в кровопийцу перевоплотился неподражаемый Бела Лугоши, которого до сих пор считают «каноничным» вампиром.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!