RealterMoscow

На Пикабу
Дата рождения: 1 января
в топе авторов на 375 месте
693 рейтинг 7 подписчиков 3 подписки 64 поста 2 в горячем
1

Ежегодный пост нытья

Ежегодный пост нытья Биржа, Инвестиции, Облигации, Дивиденды, Финансы, Недвижимость

Так выглядел мой единственный портфель 8 лет назад.

Что мы видим сейчас?

Из 11 акций только 4 стоят дороже в номинальных рублях, без учета инфляции.

В 2017-м дивиденды платили все 11 эмитентов

В 2025 году платят только 3.

Ежегодный пост нытья Биржа, Инвестиции, Облигации, Дивиденды, Финансы, Недвижимость

За прошедший с 02.09.2024 год только у Сбера дела идут лучше, прибыль больше.

А ведь тогда, 8 лет назад за эти деньги можно было купить студию, которая сейчас подорожала бы в несколько раз. Или купить условную NVDA в IB и увеличить капитал в десятки раз. Или просто индекс, например VOO.

https://t.me/mosstart

Показать полностью 2

Обзор книжки “Когда McKinsey входит в город”

Обзор книжки “Когда McKinsey входит в город” Финансы, Недвижимость, Инвестиции, Длиннопост

McKinsey - крупнейшая и самая известная консалтинговая компания из Big 4 (“большая четверка). За 100 лет работы McKinsey оказала сильное влияние на корпорации, страны и жизнь обычных обывателей. McKinsey держалась в стороне от политики, но использовала тренды и местные особенности. Во время массовых протестов в Гонконге предупреждала работников местного филиала воздерживаться от любых форм политической активности. Но в США охотно поддержала BLM и бедолагу Джорджа Флойда.

McKinsey - это международная сеть. Работает не только с частными компаниями, но с государственными. Даже в странах, где процветает коррупция и авторитаризм - ЮАР, Саудовская Аравия, Китай итд. Создают филиал, нанимают местные кадры - выпускников ведущих  университетов. Всему необходимому обучают на месте. Новый работник может сделать карьеру и даже стать партнером.

Работник имеет право отказаться от проекта, если считает его неэтичным. Но тут может быть ловушка. McKinsey зависит от крупных концернов, с которыми работает годами (и даже десятками лет). Именно такие концерны дают тысячи оплачиваемых часов. Прежде всего это компании в сфере нефти, газа, угля итд. И если начинающий работник отказывается от таких проектов, то что остается? Стартапы в сфере зеленой энергии имеют мало денег и ограниченную возможность нанимать консалтинговые фирмы, в том числе McKinsey. Такой привередливый работник может оказаться “on the beach”, т.е. без проектов.

McKinsey лояльно относится к бывшим работникам, ибо это агенты влияния. Строчка в резюме о работе в McKinsey - большой буст для карьеры. Бывшие работники часто строят успешную карьеру, становятся топами компаний и даже занимают высокие посты на гос. службе. Они склонны заключать контракты с  McKinsey. Но это работает, если работник ушел из  McKinsey без скандалов, сливов внутренней информации и прочего. Кстати, Кирилл Дмитриев, директор Российского фонда прямых инвестиций тоже работал в McKinsey.

В итоге возникает сеть международных контактов бывших и действующих работников. Их учили по одной методике, транслировали одни и те же ценности.

Даже в пределах  McKinsey разные отделы могут заниматься задачами, которые можно назвать конфликтом интересов. Один отдел работает на табачный концерн, который продвигает гаджеты для бездымного курения, другой отдел работает с государственной службой, которая регулирует продажу табака.

В  McKinsey накопился огромный объем кейсов с анализом успешных практик.

Распространенный подход - прибыль можно увеличить либо снизив издержки, либо увеличив выручку. Снизить издержки часто значит сократить персонал, оптимизировать  процедуры. Часть работников остается за бортом. В отдельных случаях сокращение затрагивает важнейшие регламенты по обслуживанию техники.

Это чревато трагедиями.

Пример - в 2003-м в Диснейленде на аттракционе в поезде сломалось колесо, в результате 1 погиб, а 11 получили ранения. До этого над Диснейлендом поработали консультанты из McKinsey. Родственники пострадавших подали в суд на Диснейленд. А вот к McKinsey претензий не было, ведь они только консультанты.

McKinsey существенно повлияли на бизнес в США и во всем мире. Некоторые считают, что не в лучшую сторону.

  1. В 1950-е в США зарплата CEO была выше зарплаты рабочего в 10-20 раз. В наше время - больше в 200-300 раз. Консультанты обосновали необходимость роста доходов топов, в том числе за счет опционов на акции.

  2. Главная цель - повышение доходов для акционеров. Спокойный бизнес, не дающий ощутимых доходов надо реформировать, чтобы он приносил больше денег. Даже если придется сокращать работников.

  3. До 1980-х действовал негласный запрет на увольнение работников. McKinsey это изменили.

  4. Для повышения эффективности бизнеса McKinsey продвигали идею аутсорса производства в бедные страны. Для этого они проанализировали 28 стран с точки зрения уровня зарплат, инфраструктуры и прочих моментов.

  5. Самый большой страх “синих воротничков” со времен Депрессии - глобализация.  Ведь она сильнее всего бьет по “любителям пива Бад, а меньше всего по завсегдатаям “Старбакс”.

  6. В некоторых отраслях реформы McKinsey приводили к понижению зарплаты.

  7. Китай активно впитывал знания McKinsey. Они работали с четвертью из почти 100 крупных госкорпораций. В McKinsey шли работать дети китайской  элиты, которые получили хорошее образование. Еще в 2000-е американские политики думали, что с ростом экономики в Китае будет больше демократии, но этого не произошло.

  8. В 2006-2007-м активно продвигали секьюритизацию, как способ повысить прибыль банков. И убеждали чиновников, ослабить регулирование финансового рынка США. Почем? Боялись конкуренции с Европой.

Самые неоднозначные клиенты McKinsey:

  1. Табачные компании, в частности Филип Моррис.

  2. Фарма, например Purdue Pharma - производитель печально знаменитого OxyContin, опиоидного болеутоляющего.

  3. Страховые компании. Так например еще в 1987-м Allstate выплачивала по страховым случаям 70.9 центов с каждого доллара. В 2006-м - уже 47.6 центов. Это значит, что пострадавшие получали меньше денег.

  4. Госкомпании в таких странах как ЮАР, Китай, Сауди и других. Своей работой в Китае McKinsey повысили эффективность и помогли создать конкурента США.

  5. ICE (миграционная служба США). Были случаи, когда работник  McKinsey боялся, что депортируют его родителей и младшего брата, ведь они 20 лет незаконно жили в США.

В целом, как никакая другая фирма,  McKinsey оказала сильнейшее влияние на тот мир глобальной конкуренции, который у нас есть. Сеть связей действующих и бывших работников эффективно работает и сейчас, в 2025 году.

П.С. Обзор написан по книге “When McKinsey Comes to Town: The Hidden Influence of the World's Most Powerful Consulting Firm”, вышла в 2022 году, бестселлер NYT

П.П.С. Все свои тексты пишу сам

https://t.me/mosstart

Показать полностью 1
1

350 негритят, или как в Сауди повторили роман Агаты Кристи

В начале ноября 2017 года более 350 принцам, членам королевского двора, министрам, чиновникам и бизнесменам, связанным с национальным фондом Саудовской Аравии, пришло приглашение. Именем короля и наследного принца (Mohammed bin Salman Al Saud также известен как  MbS), приглашенных настоятельно просили приехать в столицу Эль Рияд. По очень важному делу.

Прибывших заселили в лакшери отель Ритц Карлтон. Но перед этим, отбирали телефоны, бумажники и другое, чем можно нанести себе увечья. С каждым проводили беседу, больше похожую на допрос. Предъявляли факты коррупции и незаконного обогащения. И предлагали заключить сделку, важная часть которой - передать большую часть активов в пользу Саудовской Аравии. Несговорчивых при этом били, минимум один помер.

Среди задержанных был Hani Khoja, новоиспеченный партнер крупнейшей в мире консалтинговой компании  McKinsey. Его держали под замком 13 месяцев и очень больно били.

Читаю книжку When McKinsey Comes to Town: The Hidden Influence of the World's Most Powerful Consulting Firm.  Walt Bogdanich and Michael Forsythe.

Скоро будет обзор.

https://t.me/mosstart

Почему не покупают наши акции, или “московские конфетти”

Многие знают, что в начале 1920-х в Германии была гиперинфляция.

Как писали  современники тех событий, инфляция то усиливалась, то спадала.

Поначалу бауэры (немецкие фермеры) радовались, ибо получали за продукты больше марок.

Но, довольно быстро, радость сменилась разочарованием.

Бауэры в Баварии  прекратили продавать за марки даже яйца.

“Wir wollen keine Judenfetzen von Berlin” - “нам не нужны еврейские конфетти из Берлина”.

Вот и наши акции превратились в “конфетти из Москвы”.

Обыватель, у которого завелись деньжата, не торопится покупать акции.

Да, ему рассказывают про доли в бизнесе,  перспективы, невысокие цены. Соблазняют жизнью на дивидендную пенсию. Ему обещают, что можно скинуть подорожавшие акции другому обывателю.

Но… обыватель не торопится верить.

Кстати, осенью 1922-го, в моменте, акции всего концерна Даймлер стоили, как 327 автомобилей.

“"К концу войны [Первой мировой] по сравнению с 1913 годом цены на акции [в Германии] упали на ⅔. К 21г на ⅕. К октябрю 1922 до 3/100. Оказалось, что весь Даймлер, заводы, земли, резервы, капитал, организация стоили цену 327 их машин. Спрос на акции был маленький, средние дивы были только четверть процента. И было много других возможностей получить доход больше"

Может, мы просто подождем?

П.С. Все свои тексты пишу сам.

https://t.me/mosstart

Показать полностью
6

Как стать миллионером, если живешь в Венесуэле при Мадуро

Как стать миллионером, если живешь в Венесуэле при Мадуро Финансы, Инвестиции, Биржа, Доход, Венесуэла, Длиннопост

Кто такой Чавес? Популист, умело манипулирующий населением Венесуэлы и знающий его слабые места. Чавес пришел к власти в декабре 1998 года и почти сразу начался рост цен на нефть, засыпавший страну деньгами. Конечно же, население связало эти два события воедино. Где Чавес — там деньги.

Справедливости ради, не Чавес испортил народ Венесуэлы. Он просто использовал его слабости в полной мере. Ведь главное — это укрепить свою власть и удержать как можно дольше, любой ценой. Во всем хорошем — заслуга лично Чавеса, во всем плохом — козни врагов. Роль главного злодея отводилась, конечно же, Америке. Про особенности истории Венесуэлы и пороках ментальности населения, расскажу в другой раз (надо дочитать книгу William Neuman «Things are never so bad that they can't get worse», на русском она не издавалась).
Подписывайтесь, ставьте лайк!

Кто такой Мадуро?
Подручный Чавеса, который стал президентом сразу после него. Не слишком образованный, не слишком самостоятельный, мистик, адепт индийского гуру Сай Бабы, зато преданный на все 100%. И не из военных, что для Чавеса было важно. Почему именно Мадуро? По одной из версий, Чавес все-таки надеялся выжить после сложной операции по онкологии и со временем вернуться в политику. А пока управлять послушным Мадуро. Перед отъездом на операцию на Кубу, Чавес назначил Мадуро преемником и попросил народ Венесуэлы за него проголосовать. В начале 2013 года Чавес умер и Мадуро стал президентом.

А теперь подробнее про финансы. Для того, чтобы все блага народа (а именно нефть) принадлежали народу, еще в 2003 году Чавес установил фиксированный курс доллара. Если ты хочешь купить доллары по специальному курсу, чтобы импортировать товар из-за границы, то должен направить заявку в специальное агентство — CADIVI. Агентство могло либо одобрить запрос, либо отклонить. Это дало два эффекта. Во-первых, чиновники стали распределителями долларов. Во-вторых, возник черный рынок валюты.

Чавес рассчитывал, что заниженный курс доллара даст возможность бедным получить дешевые импортные товары. Ведь импортеры покупали доллар по специальной цене. Если хочешь привезти Феррари, то в CADIVI тебе откажут. Если веники для уборки фавел — одобрят. На практике, вырос спред между черным рынком и официальным курсом. И конечно, появились новые возможности для бизнеса. Довольно долго, черный курс был в 2 раза выше государственного.

В январе 2012 гос.курс был 4.3 боливара за доллар. Черный рынок — 8.6. Если ты получал доступ к покупке долларов по гос.курсу — это была золотая жила.

В идеальном мире ты хотел привезти в Венесуэлу, ну скажем веники на 1 миллион долларов. Ты шел в CADIVI и подавал заявку на $1 млн. Если заявку одобряли, то ты мог организовать доставку из Китая и как только контейнеры вениками пройдут таможню, тут же купить у государства $1 млн за 4.3 млн боливаров. Ну а долларами заплатить поставщику из Китая. Далее — продать веники по справедливой цене населению, и немножко заработать для себя. Народ Венесуэлу наслаждается дешевыми вениками! Спасибо товарищу Чавесу за нашу дешевую уборку!

В реальном мире ты находишь связи (брат, сват итд) в CADIVI, ибо далеко не все заявки на покупку валюты получают одобрение. Как только заявка одобрена, ты договариваешься с китайцами, что они стряпают инвойс на $1 млн, но в реальности за товар получают $450 тыс. Еще $50 тыс пойдет на взятки — в CADIVI и таможню. Далее, у тебя уже есть $0.5 млн. Ты можешь их спрятать в иностранном банке, а можешь продолжить бизнес, например продать доллары по 8.6 на черном рынке. Ты еще не продал ни одного веника, а уже заработал.

Отмечу, что похожая история была с Германией в начале 1920-х годов. Тот, кто имел возможность взять кредит в банке, мог быстро вложить его в реальные активы — землю, недвижимость, валюту. И спустя несколько месяцев с легкостью вернуть долг, например продав часть урожая картошки со своего поля (реальный случай). Ведь задача инвестора — купить актив за небольшую долю его фундаментальной цены. Например концерн Даймлер, который в моменте стоил как 327 машин.

Отмечу, что гиперинфляция в Германии возникла после проигрыша самой разрушительной в истории войны (на то время), с миллионами погибших. А Венесуэле никакой войны в 21 веке не было.

Венесуэльцы называли бизнес с валютой велосипедом — финансовый велосипед катится от одной операции к другой. Махинации с валютой и импортом стали любимым занятием ушлых венесуэльцев.

Ходила шутка, что честный бизнесмен завышает инвойс на 50%, а обычный на 100%.

Начиная с 2012 года реальный курс оторвался от официального, от 8.6 в феврале, до 17 в конце года. Чем больше спред, тем больше доход махинаторов.

В феврале 2013 года гос. курс вырос до 6.3 боливара. Одновременно, было объявлено о сокращении продажи долларов по этому курсу. Черный рынок вырос еще больше. К концу 2013 года спред вырос до 10 раз!

Т.е. если ты под предлогом покупки веников приобрел $1 млн за 6.3 млн боливаров и потратил половину на веники и взятки, то $500 тыс можно продать за 31.5 млн боливаров. Это 400% прибыли! А затем, можно купить на них $5 млн долларов у правительства.

Бизнес достиг накала! Можно было выкинуть веники в море, дабы не отвлекаться на ерунду. Импортеры бросали контейнеры в доках или заказывали в Китае всякий мусор. Доходы всех причастных лиц были огромны. За несколько месяцев можно было стать мультимиллионером.

В идеальном мире нефтедоллары позволяли населению покупать дешево иностранные товары. В реальном мире Чавеса и Мадуро, коррупционные схемы обогащали небольшую прослойку причастных лиц.

Еще одна история. У одного бизнесмена быстро уволилась с работы секретарша. Девушка была способной, и бизнесмен решил повысить ей зарплату. Но девушка отказалась возвращаться. Дело в том, что в течении многих лет, каждый венесуэлец могу один раз в год купить по специальной цене $5 тыс для поездки за границу. Средний класс с удовольствием этим пользовался. Так вот, до секретарши дошла очередь на поездку. Она выкупила эти $5 тыс по гос.курсу, а потом понемногу продавала на черном рынке. Разницы ей хватило на пару лет безбедной жизни. А зачем тогда работать?

Все это в итоге привело к коллапсу экономики. Конечно, сыграли свою роль и санкции, которые Трамп ввел после 2017 года. Но к этому времени экономика Венесуэлу уже лежала в руинах. Обзор книги про Венесуэлу William Neuman «Things are never so bad that they can't get worse с основными моментами напишу в ближайшее время.

П.С. Все свои тексты пишу сам. Этот написал 3 года назад.

https://t.me/mosstart

Показать полностью
4

Обзор книжки: “Зов Сирены, или как внимание становится самым ценным ресурсом”

Обзор книжки: “Зов Сирены, или как внимание становится самым ценным ресурсом” Социальные сети, Экономика, Финансы, Инвестиции, Обзор книг, Длиннопост

По легенде, когда Одиссей совершал свое знаменитое плавание, его предупредили про Сирену. Песни Сирены такие волшебные, что моряки подплывают поближе и гибнут. Даже если они знают об опасности Сирены, нет сил сопротивляться искушению. Тогда Одиссей распорядился залепить воском уши  морякам, а себя надежно привязать к мачте.

Возникает вопрос, а почему  он не заткнул уши себе? Ведь от песни Сирены можно было не только погибнуть, но и повредить рассудок. Ответ прост - Одиссей очень хотел послушать песни Сирены. Так работает наше внимание.

Есть несколько типов внимания. Непроизвольное, например на резкий громкий звук. Произвольное, например когда мы удерживаем внимание на чем-то или ком-то. Социальное, например когда мы слышим свое имя, то машинально реагируем.

Эффект коктейльной вечеринки. Много людей, легкий шум, посетители болтают между собой за бокалом. Но если кто-то в помещении назовет наше имя - мы услышим и отреагируем. Это и есть социальное внимание, которое шлифовалось за  сотни тысяч лет эволюции. Ведь от внимания окружающих зависело выживание ребенка, группы, племени.

Внимание - самый ценный ресурс. Внимание пытаются захватить (grab attention) и удержать (hold attention). Второе - это само сложное.

Поколение, которое родились после Второй мировой (бэби бумеры) выросло в условиях ограниченной информации. Радио, газеты, ТВ, кинотеатры - на этом все. Это поколение сложнее справляется с переизбытком информации.

Информации сейчас огромное количество, ее ценность невысока  и снижается с каждым годом. Ценность внимания только возрастает.

Внимание - это товар, который покупают и продают.

Газета Сан появилась в Нью-Йорке 1883 году и стоила пенни, тогда как другие газеты шесть пенни. Издатель терял деньги на каждой газете, но получил возможность продавать рекламу большому количеству людей. Чтобы продать еще больше газет, начали публиковать выдуманные истории, например статьи  про жизнь на Луне (известно как  “Большое лунное надувательство”).

Как говорил издатель Сан - мы должны держать потребителя довольным и тогда бизнес будет расти. Если потребителю нравятся теории заговоров и конспиративные истории - значит будем их печатать.

Первая радиостанция начала свою трансляцию 1920-м, а уже через 12 лет выступления Рузвельта слушали 60 млн человек.

Первая ТВ трансляция прошла в 1930-м, в 1947-м началось регулярное телевещание. В 1950-м только 12% американских семей имело телевизор, а в 1960-м уже 88%.

В 1895 братья Люмьер провели первый показ кино, а через 25 лет Голливуд выпускал 800 фильмов в год.

Еще в 1961 году 6 из 10 крупнейших компаний в США - нефтяные. Отлично себя чувствовали  индустриальные - производители авто, Дюпон. Сейчас в топе  техи и банки.

Скорость увеличения потока информации растет с каждым годом. Перед социальным сетями встал вопрос - как получить и удержать внимание пользователя. Непроизвольное внимание получить может каждый - и очень быстро. Например, выстрелить в потолок в концертном зале. Или насрать на рояль. Но удержать внимание значительно сложнее.

У медиа появляется дилемма. Как писать про стрельбу в школе? Вообще не писать? Но медиа должны информировать - в этом суть журналистики. Но если описывать такое происшествие слишком красочно - вырастет риск, что некто захочет повторить стрельбу. Ведь стрелок получает внимание, пусть и после смерти. Консенсус сошелся на том, что про личность стрелка надо писать мельком, без деталей и подробностей.

Как работает внимание? Есть эффект человека с мегафоном. Если в толпе некто будет говорить в мегафон - внимание толпы ему обеспечено. Ведь его голос звучит громче, чем остальные голоса. Но что будет, если все будут с мегафонами?

Оказалось, что самая эффективная модель для социальных сетей - эмулировать работу слот-машины. Не надо пытаться удерживать внимание надолго. Как работает слот-машина? Короткий цикл. Комбинация света, звука, видеоряда и небольшой выплеск дофамина в конце (выиграл или проиграл). Таких циклов может быть множество.

Вот и соцсети - пользователи десятки раз за день заглядывают в смартфон - проверить сообщения, лайки, упоминания, комментарии, что-то прочитать новенькое. За утренним кофе, в транспорте, в туалете, в очереди, в перерыве на работе итд. Ведь задействован еще третий вид внимания (социальный) - кто-то может обратиться к нам по имени. Это и есть эффект слот-машины. Залипаешь в соцсеть не часами, а десятки раз по несколько минут.

В 2018 году провели  эксперимент с цифровым детоксом. За вознаграждение (до 180 долларов) группе пользователей  удалили все соцсети  на 4 недели. В конце эксперимента, группа была более счастливой и довольной жизнью. И меньше стала пользоваться соцсетями. Но почему все-таки продолжила? Эффект Сирены! Зависимость от лайков (социальное внимание окружающих), потребность в social identity (принадлежность к группе) и так далее.

На таком “голоде” удачно зарабатывают соцсети. Сначала алгоритмы пихают контент юзера в рекомендации. Юзер получает внимание, лайки, комментарии, просмотры. Потом алгоритмы меняются и юзер выпадет из рекомендаций. Для юзера это шок. Я что, стал плохим? Мой контент испортился? И тут же юзеру предлагают заплатить за продвижение контента, за попадание в рекомендации.

Также, многие приложения (почти все) на смартфоне пытаются получить разрешение отправлять нам пуши. Причина та же - борьба за наше внимание.

Эта борьба становится все более острой, количество контента растет. Он бесплатный, его избыток. Смотрите короткие ролики? На заре Тиктока вам могли показать 200 роликов. Потом 1000. Чуть позже - десятки тысяч. И все борются за наше внимание, которое ограничено. В сутках только 24 часа, а информации гигатонны.

Кто выигрывает в  гонке за внимание, тот выигрывает в прибыли и влиянии.

П.С. Все тексты пишу сам.

П.П.С. Этот текст написан на основе бестселлера New York Times, который вышел в 2025 году: “The Sirens' Call: How Attention Became the World's Most Endangered Resource”. Chris Hayes

https://t.me/mosstart

Показать полностью 1

В мае начал покупать заблокированные ам. акции на Мосбирже. Какой результат?

Гугл +5%

Амазон +11%

АМД +68%

Эпл +5%

AT&T +36%

Майкрософт +16%

Нетфликс +73%

Нвидиа +44%

Пфайзер -0.36%

Думаю, что в мае было локальное дно по заблокированным акциям. Продавцы решили получить хоть что-то после трех лет ожидания (с 28 апреля на Мосбирже открылись торги 127 заблокированными иностранными ценными бумагами). Самые торопливые уже продали. Новых продавцов стало меньше. Торговать опасно - налог на материальную выгоду (13-15% на разницу от цены покупки и ценой в Нью-Йорке) грозят начислить на каждую покупку. Роботов в стаканах нет.

Присматриваюсь к etf от Финекса, уже кое-что купил. Но некоторые мои заявки по неделе висят в стакане и по ним не наливают.

Будут ли приходить (или где-то накапливаться) дивиденды? Пока неясно.

Планирую осторожно докупать и держать до разблокировки - год, два, пять или десять лет. Рынок в США обновляет хаи, т.е. растет и цена заблокированных активов. Вне зависимости от курса рубля, ставки ЦБ, инфляции и прочего.

https://t.me/mosstart

2

Обзор книжки “Машина Хаоса: Инсайдерская история как социальные сети переделывают наш разум и мир"

Обзор книжки “Машина Хаоса:  Инсайдерская история как социальные сети переделывают наш разум и мир" Обзор книг, Социальные сети, Блогеры, Длиннопост

Социальные сети вроде Цукбука, Твиттера (ныне Х), Ютуба и Реддита создали молодые технократы в возрасте 20+. Для быстрого роста потребовались большие инвестиции от первых инвесторов (ангелов) и венчуров.

Как быстро развиваться? “Есть правильный ответ, есть неправильный, есть ответы получше и похуже. И математика поможет в них разобраться”.

(There is right answer or wrong answer, a better answer or a worse answer, and math tells us which is which)

Нужны метрики, по которым можно оценивать успех. Главными метриками стали: рост количества пользователей и вовлеченность (время, проведенное в соцсети).

Самая важная функция - система рекомендаций постов, видео, людей, групп (пабликов). Алгоритм оценивал не только вкусы и интересы единичного Васи Пупкина, но динамику групп из сотен таких Вась Пупкиных.

И тут начали происходить удивительные вещи, которые могут шокировать отдельного индивида, но будут закономерны для социолога или психолога.

В 2014-м году Рене Диреста (Renée DiResta) переехала в Калифорнию и устроила ребенка в школу. Она столкнулась с одной проблемой - до 70% школьников не были привиты. Количество непривитых колебалось от школы к школе. Рене исследовала тему и занялась экспериментами.  Оказалось, что в Калифорнии есть несколько активных групп антиваксеров. Мотивы разные: религиозные (“Бог о нас позаботится”), веганские (“если правильно питаться, то организм сам справится”), теория заговора (“медицинская мафия нас травит ради своих прибылей”) итд итп.

Рене зарегистрировала свой паблик в Цукбуке (о пользе прививок) и начала его продвигать. Также она проводила эксперименты с разного вида запросами о прививках, здоровье итд. Но в рекомендациях ей активно показывать паблики антиваксеров. Паблики о пользе прививок оказывались далеко позади. Так работают алгоритмы.

Если взять условную домохозяйку, которая хочет получить инфо о прививках, то алгоритмы показывают ей прежде всего антиваксеров. Так повышаются шансы, что она будет вовлечена в дискуссии и будет переходить от одного паблика к другому. Вовлечение растет, как и проведенное в Цукбуке время.  Ведь если человек не против прививок, то он не склонен закапываться в поиске информации. Он не будет коммуницировать в пабликах.

При этом, официальная позиция Цукерберга - “Польза прививок научно доказана. Мы настоятельно рекомендуем их делать”.

Перенесемся на 100 тыс лет назад. После рождения, человек много месяцев остается беспомощным и его выживание зависит от окружающих. А сами люди проживали в группах или племенах. Все иные формы просто растворились в эволюции. Мозг устроен так, что комфортный размер группы, с которой есть постоянное общение  не превышает 150 человек. Если группа становится больше, то мозг пытается ее сократить до 150 и меньше. У обезьян это число еще меньше. Если группа обезьян становится больше 15 - они нервничают, растет агрессия, быстрее формируется иерархия. При этом, действует групповая динамика. Есть наша группа, есть другие группы. Для выживания надо помогать своим, даже если это идет в ущерб личным интересам.

Вернемся в наше время. В 2010-м среднее число френдов в Цукбуке - 130. Когда в 2013-м рост  приостановился, начали тестировать апдейт алгоритмов. Запустили показ в рекомендациях друзей друзей, случайных людей  и паблики. По такому же пути пошел Твиттер. Группы  или паблики - это была попытка решения проблемы лимита мозга в 150 контактов. Получилось. Вместо своего социального круга пользователя можно было запихнуть в паблики по интересам. Но у пабликов начались схожие с обезьяньими процессы. Оказалось, что самый большой интерес вызывают радикальные паблики. Конформисты “за все хорошее и против всего плохого” не особо популярны.

Еще один баг (или фича для технократов) психики среднего человека - это повышенный интерес к сенсационности и теориям заговоров. Ведь “common sense” слишком скучный.

Как работает групповая динамика? Чем больше группа, тем острее стоит вопрос наказания за нарушение  неких правил, морали итд. Чем более человек расстроен и подавлен, тем сильнее он стремится к группе с сильными правилами. Часть таких групп предлагают простой ответ. Ты неудачник не по ряду внутренних причин и обстоятельств, а потому что “они” нам мешают.

До какой степени могут может подняться накал страстей? Предоставим слово Цукербергу и внутренней статистике Цукбука: “Наши исследования показывают, что не важно, где мы проводим линию что разрешено. Часть контента быстро подходит к этой линии. И люди больше склонны вовлекаться в такой контент. Один из самых важных факторов соцсетей, которые мы открыли - люди очень активно интересуются сенсационным и провокационным контентом. Это приводит к снижению качества  уровня дискуссии и поляризации общества”.

Отличный пример - Пиццагейт. Возникла теория заговора, сначала как стеб и троллинг, но затем обросла подробностями, “доказательствами” и сотнями тысяч адептов. В 2016-м через Викиликс появился слив записей заказов пиццы. Член избирательной комиссии Хиллари Клинтон Джон Подеста размещал заказы в Comet Ping Pong, пиццерии в Вашингтоне. Содержание заказа объявили секретным кодом, с которым сеть педофилов-сатанистов обменивалась информацией. Не просто пицца “Четыре сыра”, а зашифрованное послание. Все это обросло не только подробностями, но и “свидетелями”. Пиццагейт прокатился по сайтам с фейковыми новостями, в Цукбуке в Твиттере и Ютубе. Американец Эдгар Уэлч написал в соцсетях “Настало время положить этому конец и взять негодяев с поличным”. Он взял ружье, ворвался в пиццерию и потребовал показать служебные помещения. Ведь там держат похищенных детей, он столько раз видел это в роликах на ютубе. Конечно, он ничего не нашел.  Кстати, владелец пиццерии получал сотни угроз.

Пиццагейт породил QАnon. Однажды, в сети Реддит появился пост анонима. Он представился работником секретного правительственного подразделения Q. Аноним рассказал, что сеть педофилов-сатанистов - это суровая правда и готовятся массовые аресты либералов в правительстве. Дональд Трамп даст сигнал и все начнется. Движение распространилось по всей Америке, появилась своя символика - буква Q на красном фоне, свой сленг и прочее.

Все это порождало беспокойство “прогрессивной общественности”. Нужно ли принуждать Цука и других ограничивать алгоритмы, когда дело касается политики и здоровья? Позволено ли государству давить на соцсети? Кстати, по словам бывшего работника, Вьетнам  поставил ультиматум Цуку. Или блокируйте критику правительства Вьетнама, или мы заблокируем в стране весь Цукбук. Цук пошел на встречу, ибо Вьетнам приносит  1 млрд в год.

Конечно, в 2025 году алгоритмы стали более совершенными. Есть система жалоб, стоп-слов и много другого. Но и способы воздействия на пользователей стали еще более эффективными.

П.С. Все тексты пишу сам.

https://t.me/mosstart

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!