Электроцех (моя работа на ТЭЦ)
2 поста
2 поста
Здравствуйте дорогие читатели. Сегодняшняя статья посвящена очень интересной, на мой взгляд, теме - АСУ ТП или автоматизированная система управления технологическими процессами, на современных или модернизированных предприятиях. Данная статья основана на моем личном опыте работы с АСУ ТП электростанции, где я работаю, а конкретнее на одном дефекте в системе, который я недавно диагностировал.
Краткое описание системы АСУ ТП.
Для начала давайте вкратце разберемся, на физическом и программном уровнях, что в себя включает система АСУ ТП. Для удобства восприятия систему разбивают на три уровня: нижний, средний и верхний.
1) нижний уровень - это уровень оборудования, которым мы управляем и за которым мы наблюдаем в процессе его работы. Например: электродвигатели, трансформаторы, генераторы, электрооборудование распределительных устройств и тд. Наблюдение происходит за счет различных измерительных устройств. установленных на конечном оборудовании, а управление происходит за счет воздействия на управляющие органы оборудования;
2) средний уровень - это уровень преобразования данных, между нижним и верхним уровнями. На среднем уровне данные, полученные с измерительных устройств, преобразуются в цифровой вид, а управляющие команды с верхнего уровня преобразуются из цифрового вида в электрический сигнал, который воздействует на управляющий орган оборудования;
3) верхний уровень - это уровень обработки и представления данных. На данном уровне, в так называемые SCADA программы или системы (на русский переводится как диспетчерское управление и сбор данных) стекается вся информация о происходящем на предприятии. SCADA системы работают на серверном оборудовании. Система может самостоятельно поддерживать, заданный оператором, режим, сигнализировать о неисправностях оборудования, архивировать данные, предоставлять информацию для оператора в удобном для человека виде (в виде мнемосхем), и принимать от оператора команды на управление оборудованием.
Очень упрощенная схема АСУ ТП. Рисунок мой.
Как АСУ ТП выглядит на практике.
Давайте теперь все описанное посмотрим, что называется в "железе", на примере ТЭЦ.
Верхний уровень АСУ ТП.
Вот так выглядит Блочный щит управления какой ни будь современной ТЭЦ:
Картинка с сайта https://forca.ru/knigi/arhivy/ustroystvo-i-obsluzhivanie-vto...
Все эти мониторы это и есть АРМ (автоматизированное рабочее место) операторов. На них дежурный персонал видит мнемосхемы технологических процессов происходящих на станции.
А вот кадр мнемосхемы управления и мониторинга за распределительным устройством собственных нужд напряжением 0,4 кВ (РУСН-0,4 кВ):
На кадре мы видим текущие электрические величины: напряжение на секциях и электрический ток (нагрузка) трансформаторов, информационную сигнализацию и положение коммутационных аппаратов.
Как раз на примере одного из выключателей, а именно 2 АВ СРП ПНС ( 2-ой Автоматический Выключатель Секции Резервного Питания Противопожарной Насосной Станции) мы и рассмотрим всю систему АСУ ТП.
Для управления данным выключателем мы кликаем два раза мышкой на его изображение, и получаем вот такое диалоговое окно:
Ни одна кнопка управления, однако, не активна. Есть какая то проблема.
Давайте заглянем под "капот" этого выключателя и увидим следящую картину:
Это программный (блочная форма программирования) код выключателя 2 АВ СРП ПНС и на данном кадре мы обнаруживаем проблему: SCADA система не может определить, в каком положении сейчас находится выключатель. Всего таких положений может быть три: включен, отключен, выкачен в контрольное или ремонтное положение. Фактически выключатель отключен, но сигнал об этом в SCADA систему не поступает. На основании этого система принимает решение о блокировке управления выключателем.
Кадр мнемосхемы, различные параметры и фрагмент кода - все это и есть верхний уровень АСУ ТП. А вот так выглядят серверы, на которых и работает SCADA:
Это фото с интернета, на моей ТЭЦ серверная выглядит похоже. Куча проводов, лампочек и обязательно шум вентиляторов.
Средний уровень АСУ ТП.
Если SCADA не видит нужных сигналов, значит они в нее не приходят - логичное заявление и мистер Шерлок Холмс одобрительно кивает мне в ответ :)
Мы идем в соседнее помещение - там находятся шкафы сопряжения оборудования. В них происходит преобразования полевых сигналов в сигналы, которая SCADA понимает.
Внутренне наполнение шкафа выглядит вот так:
Белые провода приходят, с полевого уровня, на платы преобразования сигналов с напряжения 220 Вольт (т.е входящее напряжение) на 24 Вольта (исходящее напряжение). Далее сигнал 24 Вольта уже идет в SCADA систему.
В данном конкретном случае по этим проводам приходит информация в дискретном виде (т.е либо напряжение есть либо его нет) от коммутационных аппаратов. Где то в этом шкафе есть плата, отвечающая за наш выключатель.
А вот и она:
На проводах мы видим какие то обозначения, многА букоФФ и цифр. Собственно понять, что тут происходит, нам поможет электрическая схема:
Часть принципиально схемы управления выключателем. Блок передачи информации на верхний уровень.
На схеме видно, что за передачу информации о положении выключателя "Отключено" отвечают: терминал А2 (это полевой уровень, терминал релейной защиты, об этом чуть далее) провод с номером 133 и реле К06 . Вот этот провод и реле (обвел красной рамкой):
За проводами не видно, что индикатор реле К06 не горит, а должен.
Далее мультиметром я замеряю напряжение на этом проводе относительно "земли" и получаю значение + 90 Вольт, при том что должно быть + 110 Вольт. При этом между этим проводом и общим "минусом" питания, напряжение получается вообще нулевым. Из этого можно предположить (творится какая то фигня!), что проблема где то на полевом уровне, куда мы и отправимся дальше.
В дополнении хочу отметить, что в этом шкафе происходит не только разделение уровней, но и разделение зоны ответственностей - за сам шкаф и SCADA отвечает цех АСУ ТП, за белые провода и за электрооборудование на другом конце - отвечает электроцех, я в том числе.
Нижний уровень уровень АСУ ТП.
Мы определились, что проблема возможно находится где то на уровне оборудования. В нашем случае это распределительное устройство ПНС (РУ ПНС). Само РУ состоит из шкафов, а шкафы разделены на отсеки:
Это шкаф выключателя 2 АВ СРП ПНС, управление которым мы видели на верхнем уровне, в виде нарисованного символа мнемосхемы.
Сам шкаф разделен на отсеки:
1) отсек сборных шин - через эти отсеки проходят общие силовые шины 0,4 кВ;
2) релейный отсек - в нем находится терминал управления и релейной защиты (сразу рядом с цифрой 2, и тот самый элемент А2 на принципиальной схеме) и вспомогательные элементы управления;
3) отсек выключателя - собственно в нем и находится тот самый объект мониторинга и управления, который сейчас не управляется с верхнего уровня.
4) ниже есть еще клеммный отсек, на данном фото его нет, он будет далее и работать я буду только в нем.
Готовимся к работе:
Инструмент, мультиметр и схема.
Открываем клеммный отсек и видим такую картину:
Вот отсюда и уходят провода в шкаф на среднем уровне. Находим наш 133 провод и мультиметром замеряем напряжение между клеммой 6 (+ 110 В) и клеммой 11 (- 110 В) и получаем 220 Вольт, что является нормой Значит сигнал "отключено" уходит на средний уровень. Далее я замерил напряжение на клемме 7 (положение включено) и получил ноль. Исходя из этого можно сделать заключение, что терминал релейной защиты (элемент А2 на принципиальной схеме) выдает правильную информацию о текущем положении выключателя - выключатель отключен (клеммы 6 - 11 дают 220 В) и не включен (клеммы 7 - 11 дают 0 В). Важно именно промерить оба положения, потому как может быть и такое, что приходит информация, что выключатель включен и отключен одновременно.
По результатам диагностики я сначала делаю предположение о проблеме в проводах - возможно ухудшение изоляции.
Но прежде чем делать окончательный вывод я прошу коллегу из цеха АСУ ТП отключить провод с его стороны, т.е в шкафе среднего уровня, и в таком положении померить напряжение между проводом 133 и общим минусом (с моей стороны общий минус эта та самая клемма 11, номер провода 102). В результате замера коллега получает те самые 220 В.
Значит проблема не в проводе и вообще не а полевом уровне. Но в чем же тогда дело. А вот в чем:
Это резистор и со временем его характеристики ухудшаются, так называемое старение. Он еще не в состоянии "сломан" но уже близко к такому состоянию. Именно по этому при начальном измерении, в шкафе среднего уровня, получались ненормальные показания. Мы называем это "плавающий дефект"
Данная проблема решается переключением провода на свободную клемму и перепрограммирование блока в SCADA системе. Это уже работа моих коллег. Моя же часть работы окончена, как и заканчивается данная статья.
Надеюсь, что вам было интересно и что вы не превратились в скелет, читая данную статью до конца.
Спасибо за просмотр, за лайк, если статья понравилась.
Увидимся в следящей статье :)
Данный пост - копия поста с моего Дзен канала.
Здравствуйте дорогие читатели. Это первый, ознакомительный пост, в котором я познакомлю вас с моим рабочим местом - теплоэлектроцентралью (ТЭЦ), и простыми словами расскажу о работе блока ТЭЦ по технологии ПГУ.
Аббревиатура ПГУ расшифровывается как ПароГазовая Установка. Цикл ее работы представлен на картинке ниже:
Для удобства я разобью цикл работы ПГУ на пункты:
Подготовленная газовая смесь (т.е очищенный и сжатый до определенного давления газ) подается в камеру сгорания газотурбинной установки (ГТУ). Внутри камеры происходит высвобождение энергии, хранящейся в газе, путем его сжигания кто ни будь вызовите скорую Гретте. Часть полученной тепловой энергии преобразуется турбиной в механическую энергию вращения. На моей ТЭЦ половина энергии сожжённого газа (температура горения в среднем 1000 градусов Цельсия) расходуется на вращение вала турбины;
На одном валу с турбиной ГТУ находится генератор. Он превращает механическую энергию вращения вала турбины в электрическую энергию. Мощность генератора составляет 80 МВт;
Отделение ГТУ. Фото с моей ТЭЦ.
3. Отдавший половину своей энергии ГТУ сожжённый газ далее поступает в котел-утилизатор. Особенностью данного типа котла является то, что у него нет своих собственных горелок. По его тракту расположены только пакеты теплообменников. В котле-утилизаторе тепловая энергия из газа передается воде. Часть этой воды попадает в теплоснабжение, а часть превращается сначала в пар, а потом этот пар доводится до состояния сухого перегретого пара, обладающего достаточной энергией для передачи его в паротурбинную установку или ПТУ;
Котел-утилизатор. Фото с мой ТЭЦ. Котел-утилизатор. Площадка с задвижками. Фото с моей ТЭЦ.
4. Сухой перегретый пар подается в паровую турбину, где происходит превращение тепловой энергии, запасенной в паре, в механическую энергию вращения турбины;
5. В генераторе эта энергия превращается в электрическую. Отработанный, или как его еще называют "мятый", пар затем попадает в конденсатор, где он охлаждается (каким образом расскажу чуть ниже) и переходит в жидкое состояние, т.е пар становится водой. Вода, насосами, гонится в котел утилизатор и цикл повторяется.
Паровая турбина и генератор. Фото с моей ТЭЦ.
Для охлаждения пара в конденсаторе турбины используется вода, которая поступает с градирен. Это самые большие трубы на электростанциях. Я в детстве называл их дамбами. Вода в них довольно теплая, и мы в них даже купались осенью.
Бело-синие, с шахматной каймой, трубы это и есть градирни. То что выходит из них это всего лишь пар и ни как не дым. Фото из интернета. Картинка с сайта https://news.rambler.ru/ecology/48628008-importozameschenie-...
Красно-белые это уже трубы, через которые происходит дымоудаление из котлов. Интересно, что температура уходящих газов должна быть выше точки росы. Иначе в трубе будет образовываться конденсат. Конденсированная вода, или Н2О смешиваясь с угарным газом СО в итоге образует угольную кислоту, которая разъедает поверхности трубы. Параметр температуры уходящих газов рассчитывается. В моем случает в трубу попадает 100 градусов Цельсия.
Помимо уже упомянутых генераторов, на любой электростанции есть множество разнообразного электрооборудования. Например силовые трансформаторы:
Два трансформаторы: левее это резервный трансформатор собственных нужд 110/6,3 кВ. Правее - это повышающий трансформатор 110/10,5 кВ.
Эти трансформаторы, высоковольтными кабелями, связаны с распределительным устройством с элегазовой изоляцией, или КРУЭ -110 кВ:
Моя работа заключается в поддержании, в работоспособном состоянии, этого и остального электрооборудования.
В дальнейшем, я планирую создавать материалы по мотивам своей работы, связанной именно с обслуживанием электрооборудования.
Спасибо всем, кто дочитал статью до конца.
Мой комментарий:
"Давайте флешмоб - записываем спам звонок и отправляем жалобу в УФАС по своему месту проживания. Если нужно я подскажу, как это делается. После нескольких таких обращений времени это занимает минут 10"
собрал несколько ответов, с просьбой сделать гайд, по борьбе со спамом. Легко!
1) Обязательно записываем звонок. Если звонит робот - ждем когда он закончит. Если звонит человек, то без эмоций, можно спросить пару вопросов: откуда звонят, где взяли номер, ИНН, адрес организации и тд. Аудиозапись звонка прикладывается к обращению;
2) Далее нам обязательно понадобится распечатка звонков. Заказывается она через сайт оператора услуг связи - там будет отображено, что вам действительно звонили с конкретного номера, на который вы жалуетесь. Распечатка звонков прикладывается к обращению;
3) Нужен договор с оператором, где указано, что данный номер принадлежит именно вам. Как мне объяснили, это что то вроде лазейки для спамеров - мол "а может хозяин номера претензий и не имеет". Если договор утрачен - берем паспорт и в салон связи. Копию сделают тут же при вас. Копия договора на услуги связи прикладывается к обращению;
4) Нужно ваше согласие на обработку персональных данных службой УФАС. Данное согласие необходимо, чтобы УФАС мог использовать ваши данные в целях осуществления своей деятельности, при обращении к операторам связи например. Какой то строгой формы я не нашел, в УФАС сказали пойдет в свободной форме. Придумал свою. Выделенное жирным шрифтом надо заменить на свой текст. Адрес УФАС нужно загуглить и обязательно найти почту для обращений. Согласие на обработку персональных данных прикладывается к обращению:
выровнять текст шапки по правому краю
В Управление ФАС по г. Санкт-Петербургу
В.О. 4-я линия, д.13, лит.А, 199044, г. Санкт-Петербург
email: to78_delo@fas.gov.ru
От ФИО
email: ________
Согласие на обработку персональных данных.
Я, ФИО, паспорт гражданина РФ серия: номер: , проживающий по адресу: , даю согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в настоящем Согласии, а также в обращениях, поступающих от моего имени в адрес Управление ФАС по г. Санкт-Петербургу, в целях исполнения антимонопольным органом и его территориальными органами государственной функции по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Настоящее Согласие распространяется на получение и передачу Управлением ФАС по г. Санкт-Петербургу информации о моих фамилии, имени, отчестве, о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на / от абонентского номера +799999999 в сети оператора связи оператор, а также на осуществление иных действий (операций) по обработке персональных данных, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» и необходимых для исполнения вышеуказанной государственной функции, в том числе на получение сведений о моих сообщениях и телефонных соединениях, их содержании в порядке ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи».
_____________________________ «_____» ________________ ______ г.
(подпись)
5) Далее со своей электронной почты, на электронную почту УФАС, пишем следующий текст, меняя по ситуации выделенное жирным шрифтом:
Заявление.
11.12.2023 в 18:21 на используемый мною абонентский номер мобильной телефонной связи +79999999999 поступил входящий звонок с номера пишем номер спамера. При установлении соединения мне была воспроизведена предварительно записанная аудиозапись или рекламный звонок, с предложением каких то услуг или товаров. В момент получения звонка я находился по адресу: ваш адрес в момент звонка. Можно просто домашний адрес.
Указанная аудиозапись являются рекламой в смысле п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон «О рекламе»).
Поскольку я не давал звонившему согласия получать рекламу на свой абонентский номер, указанная реклама распространялась с нарушением требований, установленных п.1 ст.18 закона «О рекламе».
Указанная аудиозапись была, очевидно, распространена с применением средств набора абонентского номера без участия человека, что не соответствует требованиям, установленным п.2 ст.18 закона «О рекламе».
В связи с вышеизложенным, прошу:
1. Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, в отношении распространителя данной рекламы.
2. Признать меня потерпевшим по делу об указанном административном правонарушении в порядке,
предусмотренном ст.25.2 КоАП РФ.
Приложение:
1) аудиозапись поступившего звонка;
2) детализация услуг по моему абонентскому номеру на дату поступления звонка;
3) копия договора об оказании услуг связи по моему абонентскому номеру;
4) согласие на обработку персональных данных.
7) Если все сделали правильно, то через некоторое время на почту, с которого отправляли обращение, поступит уведомление о том, что ваше обращение принято в работу и ему присвоен такой то номер. В ответе будет текст вашего письма. Это пока что всего лишь ответ от информационной системы;
8) Потом вам придет официальный ответ от УФАС. Это будет нескоро. Им надо найти конечного (конченного) рекламораспространителя. Скорее всего еще будет продление сроков рассмотрения дела и тд;
9) Потом, когда всех негодяев найдут вам придет письмо, что ваше дело будет рассматриваться такого то числа в такое то время, в режиме видеоконференции. Вам и спамеру нужно быть на этой конференции. Спамеру нужно будет предоставить ваше согласие на получение рекламы.
По моему опыту - длятся эти конференции минут по пять. Спамер к ним не подключается. Естественно согласия никакого спамер не предоставит. В итоге я к конференциям тоже перестал подключаться. На конечное решение это не влияет;
10) После всего вам придет ответ:
какой то длинный текст со всеми обстоятельствами дела со ссылками на закон и бла бла бла и в самом конце письма:
Во первых - вся работа велась УФАС по г. Санкт-Петербургу и возможно в других городах могут быть отличия, в части работы самой службы.
Во вторых - изложенное только кажется сложным и громоздким. Но уверяю - стоит подать пару таких обращений и потом они пишутся в течении 10 минут, т.к. у вас уже будут сканы вашего договора с оператором, согласия на обработку персональных данных и шаблон текста обращения. Остается только подредактировать обращение по ситуации, скачать детализацию звонков и выкачать запись звонка с телефона.
Лично у меня уже оформлено около 30 обращений.
В третьих - с 17.04.2024 года ужесточили наказания за спам
В последних (крайних) - спасибо дочитавшим до конца. Я надеюсь пост оказался полезным. Если будут вопросы по оформлению обращений то задавайте, постараюсь на них ответить.
Здравствуйте дорогие пользователи Пикабу! Сегодня я предлагаю пройти вам увлекательный тест от Яндекс.
Вы никогда не задумывались над вопросом: "А не робот ли я случайно?" Думать больше не придется! Достаточно просмотреть/прослушать вот это видео:
Напишите в комментариях, какие цифры вы услышали.
Ответ от тех.поддержки Яндекс: "Аудиокапчу действительно бывает непросто расслышать: она специально создана так, чтобы сторонние алгоритмы не смогли расшифровать речь. Так мы можем отличить настоящего пользователя от робота. Мы рекомендуем прослушивать аудиокапчу в тихом помещении или в наушниках, прибавив громкость. Если разобрать слова не удаётся, вы можете обновить задание: нажмите кнопку в виде круговой стрелки."