Привет, пикабу. В комментариях к моим поста была просьба понятным языком объяснить устройство парусного корабля. В качестве основы для постов будут взяты книги и статьи доступные в открытом доступе в интернете, что-то будет добавлено из моих не особо обширных знаний по этой теме. Начну с общей классификации кораблей, позже перейду на устройство собственно самого корабля.
Прежде всего парусные суда делятся на две категории.
Первая: большие парусные суда.
Вторая: малые парусные суда.
Различие принципиальное. Дело вовсе не в размерах корпуса, грузоподъемности или площади парусов. Например, крошечный бриг в любом случае относится к большим судам, а кеч или иол, которые могут быть гораздо крупнее этого брига, все равно остаются малыми.
Определяющий фактор в этой классификации - рангоут. У малых парусных судов не бывает больше двух мачт. Но у брига, бригантины и у многих шхун мачт тоже по две, но они относятся к большим парусным судам.
Разница в том, что на больших парусных двухмачтовых судах стоят фок-мачта и грот-мачта. То есть задняя больше передней. Или, в крайнем случае, они одинаковы. А на малых парусных судах грот и бизань мачты. Впереди большая, сзади поменьше. Иногда малые суда называются полуторамачовыми, потому что бизань бывает гораздо ниже грота.
В данном посте я расскажу о больших парусных судах.
Прежде всего здесь различаются три разновидности: суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением. Будем их рассматривать по порядку.
1. Суда с прямым парусным вооружением
Начнем с фрегата. И сразу надо сказать, что с названием "фрегат" часто возникает путаница. Даже в книгах по морскому делу. Если пробить в интернете "типы парусных кораблей" то мы увидим: "линейный корабль", "фрегат", "корвет", "шлюп", "бриг", "барк" и так далее — все в одной куче. Но это не совсем верная классификация.
Дело в том, что таких понятий — "линейный корабль", "корвет", "шлюп" (когда речь идет о трехмачтовом судне) в характеристиках парусного вооружения нет. Это чисто военные понятия. Так назывались боевые корабли разной величины, когда военный флот был еще парусным. Они отличались друг от друга размером и количеством орудий.
Самыми крупными были линейные корабли (линкоры). Так они назывались потому, что чаще всего вели сражение, выстроившись в боевую линию. Тяжелых морских пушек на них было от шестидесяти до ста тридцати (в зависимости от этого парусные линкоры делились на ранги). Пушки располагались на двух, трех, а иногда и на четырех батарейных палубах (деках). Отсюда и название: "двучдечный корабль", "трехдечный корабль"...
Поменьше линейных кораблей были другие военные суда — фрегаты. Пушек там было от сорока до шестидесяти. Чаще всего орудия располагались на двух деках, но могли стоять и на одном, если фрегат небольшой. Фрегаты вместе с линейными кораблями участвовали в больших сражениях. Но использовались также для разведывательных рейдов и одиночного крейсерства.
"Младшим" по отношению к фрегату считался корвет— до сорока пушек. Чаще всего корветы были разведывательными и посыльными судами.
А самый маленький в этом семействе - шлюп. Артиллерийское вооружение — от полутора до трех десятков пушек. Располагались пушки обычно (как и на корвете) на верхней палубе. И задачи у шлюпов были похожи на те, что у корветов: посыльная, разведывательная, дозорная служба.
Отличаясь друг от друга размерами и мощью артиллерийского вооружения, линейные корабли, фрегаты, корветы и шлюпы в парусном отношении были однотипны. Они все несли на себе полное парусное вооружение. Так говорят о судах, на которых не меньше трех мачт и на всех мачтах стоят прямые паруса (исключая, конечно, гафельный парус, бизань или контр-бизань, который жизенно необходим для маневрирования).
Надо подчеркнуть, что морские правила предписывают лишь такое судно именовать термином корабль. Остальные парусники следует называть судно. В просторечии случаются нарушения, даже среди моряков. Но сейчас говорим о строгой морской классификации.
Когда речь идет о парусах, корабль и фрегат — одинаковые понятия. Иначе говоря фрегат— это и есть корабль, судно с полным корабельным парусным вооружением.Таким образом, по своей парусной оснастке линейные корабли, корветы и шлюпы тоже были фрегатами. А потом, когда военные парусники исчезли с морей, исчезло и различие по числу орудий. И остались только фрегаты.
Итак фрегат — судно с числом мачт от трех до пяти и с прямыми парусами на всех мачтах.
Бриг — судно с двумя мачтами (фок и грот) и прямыми парусами на обеих мачтах (опять же исключая задний гафельный парус, грота-трисель, который, как и гафельный парус на бизань-мачте фрегата, помогает маневрированию). В наше время бриги почти исчезли. Моряки в конце концов пришли к выводу, что гораздо удобнее, легче в управлении похожие на бриги корабли - бригантины. Но о них расскажу ниже. Сейчас существует лишь один бриг. Это английское судно "Роялист". На нем проходят практику морские курсанты.
Третий тип — Барк.
У барка, как и у фрегата, может быть три, четыре или пять мачт. Отличие том, что бизань-мачта у барка сухая. То есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель.
2. Суда с косым парусным вооружением
У больших судов с косым вооружением тип один — шхуна.
Шхуна— это судно с двумя (фок и грот), тремя и более числом мачт, на которых стоят косые паруса. Казалось бы, все просто. Но сложность в том, что среди шхун множество разновидностей. И дело здесь не в разном количестве мачт. Дело в том, какие паруса установлены на этих мачтах. Приведу пример некоторых из них. Если на шхуне основные паруса бермудские , она так и называется — бермудская шхуна.
На фок-мачте некоторых бермудских шхун был рей, и на рее ставился иногда прямой парус - брифок. Но на характеристику типа судна брифок не влияет, потому что считается вспомогательным парусом. Он хорош при попутном ветре, когда косые паруса плохо работают .
Есть еще довольно оригинальный вид шхун — стаксельные. Это такие, где главные по площади паруса не на мачтах, а стоящие на штагах стакселя. Этакие громадные треугольники. А паруса на мачтах у таких шхун имеют непривычную форму перевернутых треугольников. Их задний угол оттянут назад специальным гафелем из двух упругих дуг (он называется уишбон). Гика нет и в помине, он мешал бы стакселям. А на задней мачте парус — бермудский.
Наиболее распространены были гафельные шхуны.
В начале двадцатого века был просто бум в строительстве таких судов. Особенно в Соединенных Штатах и Канаде. Впрочем, началось это еще в конце девятнадцатого века. В 1880 году была спущена на воду первая в мире четырехмачтовая шхуна — "Уильям Л.Уайт". Затем стали появляться пяти— и даже шестимачтовые гафельные шхуны. Они были удобны тем, что брали много груза и в то же время не требовали большой команды — на реи-то лазать не надо. Они были достаточно быстроходны и удобны в маневрировании при встречных ветрах.
Все эти качества так вдохновили кораблестроителей, что в конце концов в Америке была построена шхуна-великан с семью мачтами. Она была длиной более ста метров.
Бывают еще шхуны с реями на первой, а иногда и на других мачтах. На этих реях ставятся марсели, брамсели, а порой и бом-брамсели. Нижние паруса, самые главные, на этих судах все равно косые, гафельные, поэтому их не относят к судам с прямым парусным вооружением. А поскольку на такой шхуне есть марсель и брамсель, она так и называется: марсельная или брамсельная.
Вообще видов шхун очень много. Потому что комбинации парусов на них могут быть самые разные. И в зависимости от этой комбинации меняются и названия. Про гафельную, например, могут сказать "топсельная". Потому что над нижними гафельными парусами, триселями, стоят топселя.
3. Суда со смешанным парусным вооружением
Первый тип – бригантина. Ее название — от двух слов: "бриг" и "шхуна". Иногда так и говорят: "шхуна-бриг". У этого судна, как и у брига, число мачт — две. И на фок-мачте паруса, как у брига, прямые: фок, фор-марсель, фор-брамсель и так далее. А грот-мачта — как на шхуне: с грота-триселем и грота-топселем. Бывают бригантины и с бермудским гротом, но редко.
Иногда путают бригантины и марсельные шхуны. Дело в том, что на нижнем рее марсельной шхуны могут ставить дополнительный прямой парус — брифок. Тогда сразу и не отличишь от бригантины. Пока не увидишь позади брифока гафельный фока-трисель.
Итак бригантина (или шхуна— бриг)— судно с двумя мачтами, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте.
На бригантину похожа баркентина. Иначе — шхуна-барк. Но у нее не меньше трех мачт. Бывают и четыре. На фок-мачте баркентины — прямые паруса, на всех остальных — косые.
В тексте присутствуют морские термины, без них что-либо расписать трудно. В других постах они будут объяснены более подробно, так как при попытке разъяснения выползают дополнительные термины и без того длинный пост слишком растягивается. Надеюсь в целом текст понятнен и доступен для понимания полностью несведущему в морских вопросах человеку.
Следующий пост будет про классификацию малых парусных судов. Спасибо тем кто осилил много текста и дочитал до конца.