🏛ЦБ представил свежий обзор по отечественному рынку МФО, и я предлагаю вашему вниманию основные тезисы, которые мне показались особенно интересными:
✔️В 3 кв. 2024 года портфель займов МФО вырос на +30% (г/г) до 550 млрд руб. При этом доля среднесрочных займов прибавила до 60%, что свидетельствует об адаптации к новым условиям работы. Однако увеличение доли таких займов оказывает давление на рентабельность бизнеса компаний, т.к. они характеризуются меньшей оборачиваемостью, по сравнению с краткосрочными займами до зарплаты.
✔️Для того чтобы приспособиться к меняющимся условиям в виде ужесточения регулятивных требований, МФО не только увеличивают долю среднесрочных продуктов в своём портфеле, но и продолжают развивать цифровые каналы взаимодействия с клиентами. Эти изменения помогают сократить операционные затраты и охватить большее количество пользователей, одновременно увеличивая доход от сопутствующих сервисов. За последний год доля дистанционных каналов продаж увеличилась на 9 п.п., составив 85%.
✔️Правда, есть и обратная сторона медали у онлайн-займов, открываемых через дистанционные каналы - ухудшение качества портфеля. Так, доля просроченной задолженности сроком свыше 90 дней (NPL 90+) у компании, предоставляющей займы через интернет, достигает 34%, тогда как у оффлайн-компаний этот показатель составляет 21%.
✔️Несмотря на то, что общий уровень просроченной задолженности в отрасли остается стабильным, ЦБ фиксирует случаи использования компаниями недобросовестных практик. Некоторые игроки рынка выдают новые займы на увеличенную сумму вместо погашения старых долгов, включая в их тело как основную часть долга, так и начисленные проценты. Таким образом, задолженность формально не переходит в категорию NPL 90+, хотя реальная ситуация может оставаться проблемной.
✔️ Ужесточение регуляторных требований замедляет рост процентных доходов, в то время как операц. расходы продолжают увеличиваться. Это привело к снижению чистой прибыли у половины участников рынка и снижению ROE (c 22,1% до 21,0% за 3Q2024), причём каждая третья компания в секторе МФО сейчас работает в убыток. Вероятно, нас ожидает дальнейшая консолидация МФО: уже сегодня на долю ТОП-20 компаний приходится 57% рынка, и показатель увеличивается с каждым кварталом.
👉Что мы имеем в сухом остатке, применительно к публичным компаниям:
🟢 Займер в апреле вышел на IPO и обещал поддерживать ROE на уровне 50%, однако ЦБ явно продолжает закручивать гайки, и о высокой рентабельности капитала эмитента можно забыть до лучших времён. Правда, при всём при этом дальнейшая консолидация отрасли позволит Займеру сохранить лидирующие позиции на рынке, а щедрые дивиденды поддержат котировки акций. Судите сами: по итогам трёх кварталов акционерам было рекомендовано уже три выплаты, с ДД=16,8% за 9m2024! А впереди ещё 4-й квартал и финальные дивиденды.
🟢Бизнес-модель CarMoney лучше адаптирована к изменениям регулятивной политики ЦБ, чем у Займера, поскольку компания изначально была сфокусирована на выдаче среднесрочных займов. Но корпоративное управление и изменение структуры акционеров отталкивают от этой истории.
👉 По факту Займер и CarMoney обладают своими сильными и слабыми сторонами. Первый выплачивает щедрые дивиденды, но при этом, вероятно, будет показывать более низкие темпы роста. Что касается CarMoney, то компания в этом году неожиданно отказалась от выполнения своей дивидендной политики, чем сильно огорчила инвесторов и поставила крест на доверии к ней. Теперь эмитенту потребуется очень много времени, чтобы вернуть обратно это доверие. Правда, большой вопрос - нужно ли это компании CarMoney и её новому мажоритарному акционеру в лице Промсвязьбанка (с долей в 25%)? Вопрос риторический.
Но при прочих равных Займер из этих двух эмитентов выглядит более перспективно, да и ведёт себя совершенно открыто, регулярно участвуя в различных инвестиционных мероприятиях и конференциях, точно вам говорю.
❤️ Ставьте лайк под этим постом и хорошего вам предновогоднего настроения!