FredinandXCVI
Симфония протеста
Сейчас в нашей стране, да и во всем мире, протестовать модно. Благо поводы найдутся всегда.
А в эпоху классицизма, сменившую вычурное барокко в XVIII, веке протестовали красиво.
На примере "Прощальной" симфонии (№45) Йозефа Гайдна интересно узнать как это было тогда.
Гайдн служил капельмейстером при дворе венгерских князей Эстерхази (Австро-Венгерская Империя).
В должность капельмейстера в те времена входило очень много обязанностей. Например, кроме того что капельмейстер должен был писать музыку к разного рода событиям, разучивать эту музыку с придворным оркестром, он обязан был следить и за чистотой рубашек музыкантов. При этом, во многих знатных домах, должность капельмейстера чуть ли не приравнивалась по статусу шеф-повару!
"Папаша Гайдн" в силу своих обязанностей проводил с оркестром всё своё время. Личная жизнь у него не удалась, то музыканты заменяли ему семью и детей.
Так вот, о протестах.
Случилось что в конце лета 1772 года князь Эстерхази решил отложить свою поездку в Вену. Всё бы ничего, но семьи большей части музыкантов жили именно там. Музыканты не виделись со своими родственниками почти год и стали сильно беспокоиться.
О том чтобы слуги напрямую обратились к князю не могло идти и речи. Тогда Гайдн и написал "Прощальную симфонию".
Очень эмоциональную, в какой-то степени даже драматичную.
Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала уходят все духовики. В струнной группе удаляются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в свое время играл сам Гайдн,так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.
Князь не разозлился. "Наверно и мы также должны уйти."
На следующий день он приказал немедленно собираться в Вену, где жили семьи большинства его слуг.
Послушаем и посмотрим этот Финал в исполнении Венского Филармонического Оркестра. Дирижер Даниэль Баренбойм:
https://www.youtube.com/watch?v=zO7H8CD4KM0
А можно было симфонию написать!
Композитор Хачатурян в студенческие годы долго не появлялся в Консерватории и когда наконец пришёл к своему профессору Мясковскому, сказал:
- Извините, профессор, я ничего не писал - у меня мать умерла.
- А мог бы симфонию написать.
Тристан-аккорд
Тристан-аккорд.
В 1859 году Рихард Вагнер написал одну из самых выдающихся опер за всю историю музыки - оперу "Тристан и Изольда".
Тристан-аккорд - первый аккорд (f-h-dis¹-gis¹) во вступлении к опере "Тристан и Изольда". (такт 2, выделен оранжевым), один из символов поздней романтической музыкальной гармонии.
Тристан-аккорд выполняет роль лейтгармонии в опере "Тристане и Изольде", то есть везде, где звучит эта гармония, речь идёт о герое Тристана.
Тристан-аккорд выделяется среди остальных аккордов и гармоний ещё и тем, что всего лишь об одном этом аккорде написано множество книг.
В 1920 году Эрнстом Куртом была написана первая большая монография:
"Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера".
Далее и другие авторы писали целые книги на эту тему, например Мартин Фогель "Тристан-аккорд и кризис современной гармонии" (1968).
Один из последних трудов, раскрывающий тему "Тристан-аккорда" - Брайан Мэги "Тристан-аккорд: Вагнер и философия", 2010 год.
Послушать вступление к опере можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=J-qoaioG2UA