1807

Мы все в одинаковых условиях?

«Все в одинаковых условиях» - одна из самых бредовых фраз, которую я только слышал


Её часто любят говорить учителя в школе, преподы в институте, начальники на работе. Подразумевается, что Иванов, Петров и Сидоров получили одно задание на троих. У каждого по шариковой ручке и листку бумаги.


Если Иванов справился лучше всех, Петров похуже, а Сидоров смял листок и выкинул в окно, то он попросту тупой.


Разве не так? Все же были в одинаковых условиях!


На самом деле, одинаковых условий не существует. Никогда и нигде. Мы все в разных условиях, в каждой ситуации, в каждый момент жизни.


Например, у Иванова образцово-приличная семья и своя комната. Он мог весь вечер спокойно сидеть и учить. Мама приносила чай с печенюшками, что-то подсказывала и говорила, как она его безмерно любит.


У Петрова дома прорвало трубу, поэтому его отправили к другу «заниматься», но они целый вечер играли в приставку. Дети, что с них взять. Я бы тоже так сделал.


А Сидоров живёт в однушке с мамой и отцом алкоголиком. Вчера батя снова поддал, кое-как заполз домой, замарал грязью прихожую и выносил всем мозг своими рассказами о том, какой он крутой и важный, что без него тут все с голоду помрут.


Правда, он уже лет пять не работает. Сами понимаете, с каким настроением Сидоров шёл утром в школу на контрольную.


Да, примеры утрированные и мы же давно не в школе. Но повторюсь, это работает всегда и везде. Даже в каких-то мелочах. Скажем, вы и ещё какой-то парень пришли на собеседование.


Взяли его, потому что он просто больше понравился «кадровичке». А может и не просто понравился.


Поэтому нет смысла убиваться и говорить себе: «вот, у всех остальных получается, а я последняя бездарность».


Ты видел или видела каждый их маленький шажок на пути к успеху? Знаешь, с чего они начинали и какой набор пайка им выдали на старте? Навряд ли. Эффект наблюдателя-деятеля (actor observer effect) во всей красе.


Это когда мы выносим поверхностный вывод о причинах успеха или неудачах другого человека. Например, жена говорит мужу: "смотри, вон Маринки уже вторая машина в семье, а ты что?"


К слову, некоторые ещё думают, что такие вопросы должны мотивировать. Гораздо чаще они делают только хуже. Но мы сейчас о другом.


Само по себе сравнение не имеет смысла, так как сама Маринка или супруг Маринки могли выиграть в лотерею, у них умерла бабушка, которая оставила наследство и т.д. и т.п.


И это мы говорим про очевидные факторы. А сколько не очевидных? К примеру, при появлении на свет ребенок перенес гипоксию. Не сильную. Но её хватило, чтобы у него слегка затормозилось психомоторное развитие.


Он начал ходить и говорить позже нормы. Учёба в школе давалась ему тяжелее, чем остальным. Травля со стороны одноклассников и учителей наслоила дополнительные комплексы, психотравмы и прочее.


Человек вырос с мнением о себе, что он "тупой", "неспособный", "не годный". Скорее всего, в 30 лет никаких последствий той самой гипоксии у него уже не осталось. Но остались уничижающие установки, которые мешают ему реализоваться и получать больше удовольствия от жизни.


А кто сейчас вспомнит, что всё началось ещё при родах? Что уже тогда он потерял свои "одинаковые условия".


У каждого своя история. Поэтому копировать чужую биографию - так себе затея. Перестать сравнивать себя с другими сложно. Мы всё-таки существа социальные. Неудивительно, что мерилом своего успеха мы часто выбираем успех человека другого.


Здесь просто нужно понять и принять один факт. Ты можешь сравнивать себя с другими когда хочешь и сколько хочешь. Но нет смысла серьёзно "париться", если другой добился большего по твоему мнению.


Мы с тобой слишком мало о нём знаем. А посему, гораздо разумнее сравнивать себя сегодня с тобой вчерашним. Ваш семейный доход сегодня с вашим доходом год назад и т.д., если для вас это тревожит.


Автор: Евгений Селезнев, психолог, работаю в РЭПТ подходе Альберта Эллиса.


Остальные мои посты о психологии вот тут: Психолог с твоего района (канал в Телеграме). Перевожу на простой русский язык всякие академические сложности о том, почему мы такие. 4,5 года на психфаке отбыл, административные аресты с повышением квалификации случаются.

Психология | Psychology

28K пост61.5K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

195
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Позитивный смысл этой установки - не надо считать себя хуже других. Но ведь есть масса людей, которые её понимают иначе. У них получается, что если доказать всем что они в худших условиях, то им полагается больше. В результате и Иванов и Сидоров одинаково получают зачот, и Иванов говорит: а за каким чортом я тогда учил?

раскрыть ветку
43
Автор поста оценил этот комментарий

4,5 года на психфаке отбыл, административные аресты с повышением квалификации случаются.

Однако. Не думал переименовать телегу в "Психолог на раёне"?

раскрыть ветку
43
Автор поста оценил этот комментарий

вот с посылом, что нет одинаковых условий соглашусь, а вот сравнивать с кем-то или с собой нынешним, вчерашним, завтрашним - нет, опять же, исходя из условий: сегодня у тебя одни условия в жизни и всё идёт тип-топ, завтра что-то изменилось в окружающей среде - и всё в тартарары! зачем сравнивать - надо просто принимать себя каким ты есть и мотивировать себя на дальнейший рост и развитие, а не терять нервы и силы на зависть к другим - вот у него есть, а у меня нет! у тебя есть то, что есть и может быть больше, если ты сам постараешься в любых условиях..

раскрыть ветку
38
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Давно уже пришла к выводу, что любое суждение о ком-то без понимания динамики его движения - это пустая трата времени. Пример - вам показывают фото, в котором над расщелиной в воздухе находится человек. И вы думаете, что он закономерно упадёт. А в реальности он с разбега перепрыгивает эту расщелину и успешно приземляется. Но вам по фото этого не видно. Все мы «эксперты», когда дело касается чужой жизни, не понимая всех тонкостей и условий. Например, в детстве меня упрекали в том, что я депрессивная и обиженная на родителей. Друзья мне говорили, что папа меня любит и все для меня делает (у них отец не пил, соответственно не было понимания, что отцы бывают разные), и что я зажралась, как мне не стыдно и тд. И никого не волнуют условия - у меня все хорошо, значит у всех все хорошо. Недостаток эмпатии красиво компенсируется суженной картиной мира, в которой проще пристыдить человека, чем попытаться его понять. И так же с родителями - упреки в том, что другие вот учатся прекрасно, зарабатывают много и родителей финансово поддерживают. А ничего, что родители знакомых и друзей вкладывали кучу времени, денег и средств в образование своих детей? Создали им приличные условия для учебы, где никто не швыряет посуду и мебель и не орет дни напролёт? А кто-то из тех родителей сдают экзамены вместе со своими ребятами в наушник, поддерживая и переживая (конечно, я отрицательно отношусь к такой «пуповине»). Но все же, заставляя ребёнка выкручиваться, давая понять, что он сам по себе, ругая и угрожая, можно воспитать сильную личность, которая многого добилась сама - в том числе и в универ поступила на бюджет. Но требовать потом какой-то жалости к себе, безграничной любви и отсутствие критики и обиды - это уже перебор. Кто-то прет по жизни на санках с мотором, а кто-то пробирается босиком через ебаную пустыню. И высказывать потом человеку - а почему ты такой черствый и не жизнерадостный? Что с тобой не так? Надо быть добрее! - это показатель низкого социального интеллекта.
раскрыть ветку
87
Автор поста оценил этот комментарий

Про отца алкаша, который не работает, но уверен, что он самый главный и без него все сдохнут —-- это настолько в точку, что мне кажется в РФ есть уже специальный паттерн поведения таких отцов. 

раскрыть ветку