ЗОВ КРОВИ! ч. 2

Рассказал в прошлый раз что такое одорологическая экспертиза, для чего нужна и как проводится.

ЗОВ КРОВИ! ч. 1

Но не до конца. Учитывая большой объём текста, решил продолжение перенести в следующую статью.

Продолжаю. Экспертиза запаховых следов человека в экспертно-криминалистических подразделениях полиции структурно относится к биологическим экспертизам. Наравне с исследованием крови, волос, ДНК и пр.

Наверняка многие, даже не связанные с криминалистикой люди, слышали, что на ДНК-экспертизы сейчас делается большой упор. Действительно, этот вид исследований в наше время переживает такой же бум, как дактилоскопия в начале прошлого века. Сюда вкладываются огромные деньги, ресурсы, законодательство меняют таким образом, чтобы поставить на ДНК-учет как можно большее число лиц. В результате, с каждым годом растёт количество преступлений, предотвращаемых и раскрываемых с помощью генетики.

При этом, если почитать предыдущий пост, видно, что одорология довольно таки дорогое занятие. Нужны специальные помещения, специальные служебные собаки, люди, которые будут этими собаками заниматься. А еще их надо много и хорошо кормить, выгуливать и создавать благоприятные для работы условия (это я все ещё про собак). Помимо этого, необходимо приобрести кучу дорогостоящего оборудования, реагенты, расходники и прочее,
и прочее, и прочее.

Здесь закономерно возникает вопрос: а к чему вообще все эти сложности, если есть ДНК-исследования? Ведь и следы крови преступника, и оброненные им вещи вполне себе можно исследовать на наличие генотипа и затем сравнить с генотипом подозреваемого лица. Там никакие собачки не нужны. Только эксперт и соответствующее оборудование.

Все так. ДНК-экспертиза развивается семимильными шагами, и она действительно затормозила широкое внедрение одорологии в экспертную практику. Однако часть лабораторий запаховых следов всё же были открыты. Не закрывать же обратно. Тем более, у одорологии есть свои «фишечки», которые выгодно отличают её по сравнению с генетическими исследованиями.

Первая «фишка». Опять прибегну к примеру. Представьте следующий эксперимент. На столе лежит зажигалка. Её последовательно потрогали 15 человек, после чего она
отправляется на экспертизу. И что получаем?
Дактилоскопия скажет, что в ходе исследования на зажигалке обнаружено множество обрывков папиллярных линий, мазков, наложений след на след, однако идентифицировать конкретных лиц не представляется возможным. То есть мы видим, что люди трогали предмет, но сколько их было всего, и кто именно, ответить не получится.

ДНК-экспертиза аналогично придёт к выводу, что на зажигалке имеется смешанный генотип, оставленный несколькими людьми. Но, ни их точное количество, ни конкретное лицо,
трогавшее предмет, данное исследование не установит.

Все потому что на экспертизу поступил не след конкретного лица, а мешанина следов, оставленная многими людьми.

Теперь даём понюхать эту зажигалку собачке. А затем выстраиваем в шеренгу 100 человек, в числе которых будут наши 15 экспериментаторов. И собачка, проходя вдоль
шеренги, укажет на каждого из 15, кто прикасался к зажигалке. Это, конечно, пример идеального эксперимента, но смысл, надеюсь, понятен.

Там, где на одном и том же предмете несколько человек оставили свои следы, и дактилоскопия, и генетика, в большинстве своём, ничем не смогут помочь. Одорология же довольно успешно работает с такими объектами.

Вторая «фишка». Как оказывается, кровь является прекрасным консервантом чужих запахов. Я сейчас именно про чужие. То есть в момент совершения преступления злодей может вляпаться в кровь своей жертвы, и она прекрасно сохранит в себе его
запах. Это может очень сильно помочь при расследовании «кровавых» насильственных преступлений, например, убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и т.п.

Зачастую при осмотре места совершения таких преступлений орудия нападения испачканы кровью жертвы. И найти на них следы рук убийцы или его ДНК не получается, потому что чужая кровь как бы «забивает» их собой. А вот если окровавленный нож отправить на одорологию, то вполне себе можно установить лицо, которое его касалось в момент пачкания кровью.

Третья «фишка» следует из второй. Если ДНК-следы довольно легко уничтожаются под воздействием воды, ультрафиолета, неблагоприятных погодных условий, то запах преступника, законсервированный в крови жертвы, будет пригоден для исследования долгие-долгие годы после злодеяния, что является хорошим подспорьем для раскрытия преступлений прошлых лет. Таким образом, одорология даёт тот самый последний шанс на справедливость, когда все остальные инструменты уже использованы.

Вроде бы всё. Что знал про теорию производства одорологической экспертизы, рассказал.

В следующий раз приведу примеры из уголовной практики, которые показывают, как одорологические «фишечки» успешно срабатывают там, где другие виды исследований оказались бессильны.

Эксперт, на выезд!

53 поста515 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Без политики и новостей. По поведению в переписке - общие правила Пикабу.