Жорж Лотнер: тот, кто снял фильм "Профессионал"

Жорж Лотнер (21.01.1926 – 22.11.2013)


Около полусотни фильмов - комедий, детективов, триллеров, пародий - за семьдесят с лишним лет. Таков баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино - Жоржа Лотнера.


Было время (на рубеже 80-х), когда в наш прокат вышли сразу пять его фильмов, что, разумеется, не прошло незамеченным. Публика до отказа заполняла кинозалы, а критики (в том числе и автор этих строк) дружно упрекали Лотнера в эстетизации насилия и возмущались, что смерть подавалась им порой как один из аттракционов «черного юмора»...


Впрочем, вернемся к самому Лотнеру. В 30 лет он был уже хорошо известен в «узких кругах» парижских кинематографистов сначала как ассистент режиссера, а потом как автор нескольких короткометражек.


Его полнометражный дебют в кино состоялся в 1958 году, совпав по времени со становлением «новой волны» французского экрана. Это была комедия «Прыщавая малышка».

Поставив несколько фильмов с участием Бернара Блие («Шагай или сдохни», «Умолкните, барабаны», «Седьмой присяжный"), Жорж Лотнер поставил коммерчески весьма успешный сериал о «черном монокле».


Блестяще овладев ремеслом развлечения, Ж.Лотнер из фильма в фильм делал ставки на звезд - будь то дуэт Лино Вентуры и Бернара Блие в «Наемных убийцах» и в «Агентах тайной полиции», Луи де Фюнеса и Мишеля Серро («Во сырой земле похороненный») либо соло Мирей Дарк, Жана Габена, Миу-Миу или Пьера Ришара...


Мирей Дарк вносила лирические нотки в пародийные и комедийные ситуации, хотя иногда, как в мрачноватом триллере “Ледяная грудь”, она вынуждена была играть несвойственную ее имиджу психопатологическую роль убийцы-сомнамбулы.

Миу-Миу непринужденно чувствовала себя в стихии черного юмора ленты «Никаких проблем», не без погрешностей вкуса пародировавшей драму Фолкера Шлендорфа «Убийство умышленное и непреднамеренное»(1966).


Орнелла Мути в «Смерти негодяя» пленяла зрителей красотой зеленоватых глаз, талантливо подчеркивая достоинства своего знаменитого партнера Алена Делона, игравшего благородного мстителя, сражающегося со Злом. Эта картина вместе с предыдущей совместной акцией Лотнер-Делон («Ледяная грудь») как бы выпадала из пародийно-комедийного хороводы большинства лотнеровских сюжетов 1970-х-1980-х. По-видимому, романтический образ Делона потребовал от режиссера, выступавшего в этих лентах и автором сценария, подходящей для суперзвезды драматургии.


Быть может, потому сотрудничество Лотнера с Делоном было недолгим. Зато с не менее маститым Жан-Полем Бельмондо режиссер, похоже, нашел общий язык. Приходится только удивляться тому, что эта встреча произошла так поздно - в 1979 году. Ведь Бельмондо еще с начала 1960-х чувствовал себя в комедийно-пародийной стихи как рыба в воде. Так или иначе, пародийность «Полицеского или бандита» («Кто есть кто»), основанная на штампах детектива и полицейского триллера вынесла на гребень успеха фигуру своего рода французского агента 007 - комиссара Боровица. По такому же принципу, только с большим креном в сторону комедии, был поставлен и «Незадачливый» («Игра в четыре руки»), где персонаж Бельмондо снова попадал в самые пикантные ситуации.


Упругий ритм этих лент, короткий, «клиповый» монтаж, «хитовая» музыка, яркие краски, ошеломляющие трюки безотказно приковывали публику разных стран. Детища тандема Лотнер-Бельмондо в течение нескольких месяцев занимали верхние строчки в списках бестселлеров французского и европейского проката.


После небольшого перерыва на непритязательную комедию положений с Миу-Миу («Резонно ли это?»), оперативно снятую в том же авторском составе (композитор Филипп Сард, оператор Анри Декэ), Жорж Лотнер вернулся с Бельмондо, чтобы снять, пожалуй, один из самых нашумевших фильмов в своей карьере – «Профессионал».


Помню, наше телевидение тех лет порадовало поклонников «Кинопанорамы» фрагментом из этой картины. Под завораживающе печальную музыку Эннио Морриконе на одной из парижских улиц встречались в смертельном поединке двое - объявленный вне закона сотрудник спецслужбы Жосс (Жан-Поль Бельмондо) и его бывший коллега (Робер Оссейн), получивший задание убрать своего давнишнего приятеля...


Камера на какие-то мгновения заглядывала в их глаза, потом опускалась вниз, к рукам, в которых были плотно сжаты револьверы. Каждый из героев медлили стрелять первым... А музыка все звучала. И, казалось, еще миг, и они, отбросив к чертям собачим вражду и чьи-то дурацкие приказы, по-мужски обнимут друг друга, но...


Словом, сильно сыгранный и поставленный эпизод «Профессионала» обещал встречу с незаурядным фильмом, горьким и глубоким по мысли, психологически сложным. Жаль, что на деле вышло иначе. А ведь прекрасные актеры, будь у них драматургические возможности, могли бы это сыграть, да еще как! Но Ж.Лотнер предпочел привычную дорогу лихого боевика, изменив накатанной колее, помимо описанного эпизода, лишь в самом конце картины, где ее сверхпобедительный герой неожиданно, вопреки всем прежним стереотипам, терпел поражение...


Через три года состоялась еще одна встреча Лотнер-Бельмондо в водевиле «Веселая пасха». К знакомому по «Полицейскому или бандиту» дуэту Бельмондо и Мари Лафоре добавилась юная звезда Софи Марсо, сыгравшая в «Веселой пасхе» роль мнимой дочери главного героя. Поставленная с чисто французской фривольностью и комедийным блеском, картина давала бенефисную возможность для всех трех актеров. Каждый из них максимально использовал представившийся шанс улучшить настроение себе и зрителям...


В 1990-х Лотнер работал, на мой взгляд, без прежнего энтузиазма.

Комедия «Служба размещения», действие которой происходит в отеле, вышла довольно монотонной и не слишком смешной. А детектив с Жан-Полем Бельмондо «Незнакомец в доме" получился слишком уж академичным, даже скучноватым.

Затем Жорж Лотнер поставил еще несколько фильмов, в частности «Ковбоя» и продолжение сенсационной «Клетки для безумцев» Эдуара Молинаро.


Его картины «Измененная жизнь Жерара Флока», «Уничтоженный дом» и «Допустимая опасность» еще раз доказали, что слово «профессионал» относится не только к главному герою, сыгранному Бельмондо.


И сегодня вряд ли кто-то из нас упрекнет Жоржа Лотнера за такие слова: «Меня вгоняют в скуку психологические штуки. Я пытаюсь развлечь людей, которые скучают от серьезных проблем. Я всегда старался быть режиссером, имеющим коммерческий успех».

Честное признание, лишенное амбициозных претензий.


Впрочем, смотрите фильмы Лотнера и решайте сами...


© Александр Федоров, 1993, 2021

Жорж Лотнер: тот, кто снял фильм "Профессионал" Фильмы, Франция, Жан-Поль Бельмондо, Триллер, Полиция, Длиннопост
Жорж Лотнер: тот, кто снял фильм "Профессионал" Фильмы, Франция, Жан-Поль Бельмондо, Триллер, Полиция, Длиннопост

Всё о кино

20.9K поста59.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.