Жан-Поль Сартр: ”Ад - это мы сами”

В ЗАПИСИ К ПОСТУ: Радиоспектакль по пьесе Жан-Поля Сартра в стиле философской притчи "За закрытыми дверями". Действие происходит в аду. Но это не традиционный мифический ад, это ад взаимоотношений между людьми, ставшими убийцами и предателями.


116 лет назад родился французский писатель, драматург, эссеист, серьёзный философ и мыслитель, чьи работы изучают в университетах, представитель атеистического экзистенциализма, Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Возможно, кто-то помнит Сартра в связи с другим известным именем - Симоны де Бовуар, французской писательницы, идеолога феминистского движения, которая стала его спутницей жизни и автором-единомышленником. А кто-то припомнит его отказ в 1964 году от Нобелевской премии по литературе: тогда Сартр заявил, что не хотел бы ставить под сомнение свою независимость. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, а ведь именно в этот период Сартр сменил свой внутренний курс и открыто критиковал СССР.

Собственно, понятие свободы было одним из центральных понятий всей философии Сартра. Она представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осуждён быть свободным»). При этом свобода Сартра - это свобода выбора, которую никто не может отнять у человека. Человек Сартра полностью отвечает за себя и за свои поступки, и именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру.


Чтобы добавить ещё красок к личности Жан-Поля Сартра, чьё произведение предлагаю послушать, приведу наиболее яркие события из его общественной жизни (творчество, весьма ярко проявленное в пьесе «За закрытыми дверями», вы сможете оценить сами).

В жизни Жан-Поля Сартра было много сложных событий, так что и его литературные и философские работы отличает серьёзная глубина и чёткая жизненная и социальная позиция.

Ещё до начала Второй мировой войны Сартр достаточно активно участвовал в антифашистском движении; во время войны он провёл девять месяцев в лагере для военнопленных, после чего стал активным участником Сопротивления и писал для подпольных изданий.

В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией; в 1952 году выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира, и даже было такое, что после неоднократных угроз французские националисты взорвали его квартиру в центре Парижа.

В начале и середине 50-х годов Сартр выступал с поддержкой Советского Союза и Восточного блока. Правда, позднее, это не помешало ему выступить против ввода советских войск в Прагу и против подавления инакомыслия в СССР («подвижная» идеологическая позиция была характерна для впечатлительного и достаточно радикального Сартра).

В 1959 году Сарт оказывал активную поддержку кубинской революции, и он даже отправился на остров Свободы, где состоялась его встреча с Че Геварой, который буквально покорил француза. В 1967 году Сартр принял активное участие в Международном трибунале по расследованию военных преступлений, совершённых во Вьетнаме, где произнёс свою нашумевшую речь о геноциде.

В 1968 году стал участником и даже символом социальной революции во Франции, которая началась с леворадикальных студенческих выступлений. Когда его арестовали во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, Шарль де Голль, узнав об этом, приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

Следуя своим взглядам, в начале 1970-х годов Сартр стал редактором запрещённой во Франции маоистской газеты и даже принял участие в нескольких маоистских уличных демонстрациях.

Когда Жан-Поль Сартр умер, в последний путь его провожали более 50 тысяч человек…

1991 г. Источник: канал на YouTube «Советское радио. Гостелерадиофонд России», https://goo.gl/vHoSmv