1100

Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая.

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий

я думаю, красные полоски нужны для правильного совмещения обода и ступицы

раскрыть ветку (17)
29
Автор поста оценил этот комментарий
Эти контрольные метки рисуют уже после сбора колеса, и нужны они в процессе эксплуатации, чтобы вовремя заметить проворот бандажа (обод=бандаж, ступица=колесный центр), между колесным центром и бандажем находится резиновая прокладка - она немного смягчает удары.
раскрыть ветку (15)
11
Автор поста оценил этот комментарий

На ЖД транспорте на бадаж наносят красную полосу и на к. центр 3 метки керном, а функция та же что бы не просрать проворот бандажа,особенно еси машинист раздолбай рубанул тормоза в тяге (колодки прижаты к бандажам, а ТЭД-ы продолжают крутить ось с колесными центрами)

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Единственное что бесит в трамваях, либо колеса в пятаках, либо рельс исхуякан весь
раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Чувааааак, меня это бесит еще боьше, чем пассажиров, а еще бесят "тянутые" графики.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пятаки, вроде ползунами называют. Образуются при резком торможении, путём стирания об поверхность рельса, верно?!
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
На сухих рельсах, при исправном трамвае этого сделать практически невозможно, разве что затянуть колодки, на какой-то КП и потянуть.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Верно
1
Автор поста оценил этот комментарий
Бандажи раскаляют и одевают на колесо. Остывая бандажи скрепляются. Полоска - это контроль проворота
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Такой метод применяют на жд, но и на старых трамвайных вагонах (двухосных в основном) тоже его использовали, так как там нет резиновой прокладки.
0
Автор поста оценил этот комментарий

А чем собственно опасен проворот бандажа?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нарушается целостность блока колеса, бандаж может идти по рельсу "восьмеркой", да и сход с рельс обеспечен.

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
между колесным центром и бандажем находится резиновая прокладка - она немного смягчает удары.

На шкивах коленвала автомобильных двигателей некоторых точно так же сделано. Шкив из 2 колец с резиной между. Даже на нашем волговско-уазовском ЗМЗ 402 так....
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ага. У меня на калине новой через 2 года и 20 тык пробега внешнюю часть шкива так и оторвало. А по ней дпкв ориентируется. Хорошо, что дело было в городе, но по гарантии машина на 2 недели встала, т.к. согласования-очередь на подъемник-заказ-посылка из тольятти.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Я думал их запрессовывают туда, а оно вона как
0
Автор поста оценил этот комментарий
Насколько мне известно, шкив на с подобной прокладкой на двигателе демпфирует торсионные вибрации коленвала.
Ударов, вроде как, нет.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

ещё более точно, он называется "гаситель (демпфер) крутильных колебаний", соответственно их и гасит.

Ударов, вроде как, нет.

Поршни воздействуют на вал с крайне неравномерными силами. А удар - это как раз кратковременное взаимодействие с быстрым нарастанием силы.

Автор поста оценил этот комментарий
Красныи палоски нужны шоб вагон ехал быстра , зоговы юдишки!
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку