Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий

я думаю, красные полоски нужны для правильного совмещения обода и ступицы

раскрыть ветку (17)
29
Автор поста оценил этот комментарий
Эти контрольные метки рисуют уже после сбора колеса, и нужны они в процессе эксплуатации, чтобы вовремя заметить проворот бандажа (обод=бандаж, ступица=колесный центр), между колесным центром и бандажем находится резиновая прокладка - она немного смягчает удары.
раскрыть ветку (15)
11
Автор поста оценил этот комментарий

На ЖД транспорте на бадаж наносят красную полосу и на к. центр 3 метки керном, а функция та же что бы не просрать проворот бандажа,особенно еси машинист раздолбай рубанул тормоза в тяге (колодки прижаты к бандажам, а ТЭД-ы продолжают крутить ось с колесными центрами)

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Единственное что бесит в трамваях, либо колеса в пятаках, либо рельс исхуякан весь
раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Чувааааак, меня это бесит еще боьше, чем пассажиров, а еще бесят "тянутые" графики.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пятаки, вроде ползунами называют. Образуются при резком торможении, путём стирания об поверхность рельса, верно?!
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
На сухих рельсах, при исправном трамвае этого сделать практически невозможно, разве что затянуть колодки, на какой-то КП и потянуть.
Автор поста оценил этот комментарий
Верно
2
Автор поста оценил этот комментарий
Бандажи раскаляют и одевают на колесо. Остывая бандажи скрепляются. Полоска - это контроль проворота
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Такой метод применяют на жд, но и на старых трамвайных вагонах (двухосных в основном) тоже его использовали, так как там нет резиновой прокладки.
Автор поста оценил этот комментарий

А чем собственно опасен проворот бандажа?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нарушается целостность блока колеса, бандаж может идти по рельсу "восьмеркой", да и сход с рельс обеспечен.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
между колесным центром и бандажем находится резиновая прокладка - она немного смягчает удары.

На шкивах коленвала автомобильных двигателей некоторых точно так же сделано. Шкив из 2 колец с резиной между. Даже на нашем волговско-уазовском ЗМЗ 402 так....
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Ага. У меня на калине новой через 2 года и 20 тык пробега внешнюю часть шкива так и оторвало. А по ней дпкв ориентируется. Хорошо, что дело было в городе, но по гарантии машина на 2 недели встала, т.к. согласования-очередь на подъемник-заказ-посылка из тольятти.

Автор поста оценил этот комментарий
Я думал их запрессовывают туда, а оно вона как
Автор поста оценил этот комментарий
Насколько мне известно, шкив на с подобной прокладкой на двигателе демпфирует торсионные вибрации коленвала.
Ударов, вроде как, нет.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ещё более точно, он называется "гаситель (демпфер) крутильных колебаний", соответственно их и гасит.

Ударов, вроде как, нет.

Поршни воздействуют на вал с крайне неравномерными силами. А удар - это как раз кратковременное взаимодействие с быстрым нарастанием силы.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Красныи палоски нужны шоб вагон ехал быстра , зоговы юдишки!
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку