Заметки и факты о городах в кино

Объединенный Берлин в "Беги, Лола, беги"


"Беги, Лола, беги" ушел в историю как малобюджетный, наивный и очень драйвовый киноклип. Но для жителей Берлина того времени в этом фильме был еще один смысл. Стена, отделявшая Восточную и Западную части, была разрушена меньше 10 лет назад, и берлинцы все еще привыкали жить в едином пространстве. Город до сих пор выглядит местами разобщенно, а в 90-х прогулка по нему вызывала фантастические ощущения. Режиссер говорил, что он хотел запечатлеть момент трансформации фрагментированного Берлина, показать его разнообразие и долгожданную свободу. Пробежка героини по мосту Обербаумбрюкке вызывала у зрителей экстаз - всего несколько лет назад там стоял пограничный пункт.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Москва и ее двойники.


Москва довольно часто привлекает к себе внимание киношников, но, к сожалению, это до сих пор дорогой и организационно сложный город для съемок, поэтому часто нашу столицу играют другие города. Обычно это мегаполисы восточной Европы, по которым и сталинское ар-деко и советский модернизм так же прошлись размашистыми мазками. Выглядит неплохо, но если вы знаете Москву, ее генетику ни с чем не спутаете.


В «Родине» Москвой был Будапешт

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

в «Убивая Еву» - Бухарест

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

В «Миссия, Невыполнима 4» - Прага

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

В «Крепком орешке 5» - в основном Будапешт, включая панорамный вид с вставленной на заднем плане Москвой-Сити.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

В недавнем сериале «Ферзевый гамбит» в финале главная героиня прогуливается по Karl-Marx Allee в Берлине - копии Ленинградского проспекта Москвы.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Викторианская Англия в советской России


Любители советского кино часто говорят о признании нашего Шерлока за рубежом. Это действительно так: Королева Великобритании наградила Ливанова орденом, а в Новой Зеландии выпустили коллекционные монеты с нашими актерами. Но одна из самых удивительных вещей про этот сериал - как в Советском Союзе смогли передать викторианский Лондон. Столица Англии имеет явный архитектурный облик и организацию пространства, сильно отличающуюся от советской застройки, поэтому любая натурная съемка была практически невозможной. Как и все «европейские» фильмы, этот снимали в Прибалтике - в основном, в Латвии.


Бейкер-стрит - это ул Яуниела в Риге, а сам дом Холмса - это часть монастырского комплекса.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Конечно, настоящая Бейкер-стрит выглядит совсем по-другому

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

но даже британские экранизации подставляют вместо нее другие улицы, поэтому наш вариант оказался весьма достойным.


Бейкер-стрит в Шерлоке BBC (North Gower Street)

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

и в "Мистере Шерлоке" (Bedford Row)

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Также создатели фильма провели колоссальную работу по подбору натуры среди парков, замков, церквей и усадеб. Фанаты фильма до сих пор собирают коллекцию всех съемочных локаций и выкладывают на тематических сайтах.



Классический Манхэттен Хичкока


"Окно во двор" - один из самых «манхэттенских» фильмов. Говорят, он очень точно передает образ жизни в Гринвич Вилладж в 50-е - от плотности соседства до характера жителей района. Но на самом деле фильм полностью снят в павильонах Голливуда. Кажется невероятным, но весь квартал, который мы видим в фильме, это одна большая декорация. И люди, и машины, мелькающие на заднем плане, тоже передвигаются по павильону.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Идеальный город для "Соучастника"


Соучастник стабильно входит в топ фильмов, где город выступает как действующее лицо. Майкл Манн вообще любит и умеет снимать города. Он, например, может заморочиться над тем, как передать калифорнийский эффект отражения облаков от асфальта между 2 и 3 часами ночи. Или спланировать сцену ограбления банка в «Схватке» так, чтобы она начиналась в людном квартале, а закончилась на суровом бетонном фривее. Для него город - это не просто список локейшенов, а атмосфера, которая останется со зрителем на долгие годы. Манн признавался к своей любви к Лос-Анджелесу, потому что это не один город, а конгломерат разнообразных районов, отличающихся этническим составом, организацией пространства и архитектурой. По этой причине он перенес действие «Схватки» из Чикаго, где происходили реальные события, вдохновившие его на создание фильма. Так же, Соучастник изначально был написан под Нью-Йорк, но Манн решил, что фактура Лос-Анджелеса подойдет лучше. Интересно, что сама идея фильма пришла сценаристу в голову, когда он ехал в такси в родном Сиднее.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Кто подставил Кролика Роджера


Несмотря на абсолютную фантасмагорию фильма про Кролика Роджера, его основной сюжетный твист имеет реальные корни. Существует теория заговора, согласно которой корпорации во главе с General Motors целенаправленно разрушали трамвайную сеть Лос Анджелеса и еще нескольких крупных городов Америки. Они создали компанию Nartional City Lines, которая входила в капитал трамвайных компаний и банкротила их, чтобы еще больше людей были вынуждены покупать автомобили, а город продолжал создавать соответствующую инфраструктуру. На эту тему в Америке был даже громкий судебный процесс в 1974 году. Сегодня считается, что несмотря на монопольный характер действий корпораций, общественный транспорт к тому моменту уже был убыточным и он сильно проигрывал в удобстве автоперемещениям. Если кто и мог спасти трамваи в то время, так это государство, но оно поддержало свободный рынок.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Шпионский мост в Москве.


В фильме «ТАСС уполномочен заявить» кульминационной сценой стало задержание шпиона на Краснолужском мосту. Если по какой-то причине вы захотите посетить место для съемок, вы можете легко до него добраться из Лужников, но на самом деле технически это будет другой мост. Во время строительства Третьего транспортного кольца (2000 год) на его месте построили новый мост, а «шпионский» передвинули выше по течению и накрыли стеклом - это тот самый пешеходный мост, который стоит у Киевского вокзала и площади Европы.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Художественное в документальное


Для урбанистов-кинолюбителей есть целый перечень «исторических» фильмов - старых кинолент, в которых много планов городских пространств. Одним их самых интересных является классический нуар «Третий человек». Он снят в Вене в 1949 году - всего через 4 года после окончания войны. Фильм стал международным хитом и признанной классикой, но в самой Австрии он прошел незамеченным.

До мировых войн Австрия была центром культуры и самой роскошной страной в Европе, а после  1945 года она оказалась в непонятном и даже неприятном статусе. Она жертва нацизма или ее союзник? Ее столица разделена на четыре зоны - это оккупация или освобождение? Вена больше не была городом Шуберта и знаменитых кофеен, теперь это была зона выживания, где каждый урывал свой кусок, как мог, и главный злодей "Третьего человека" вписывался в эту обстановку очень органично. Но сами австрийцы не хотели такой жизни, они мечтали вернуться к старым добрым временам или хотя бы построить что-то новое. Период 1945-1955 надолго стал избегаться австрийским обществом, пока не пришло новое поколение, которое смогло сформулировать историческую интерпретацию событий. И сейчас "Третий человек" это не просто кинопродукт, а самый богатый видеоматериал на тему того, как выглядела столица Австрии, исполосованная войной.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Даунтаун Лос-Анджелеса


Иногда фильмы успевают запечатлеть серьезные городские преобразования, а иногда они создают на этом особенную эстетику. Так сделал режиссер Марк Уэбб, когда снимал «500 дней лета». Фильм практически полностью снят в Даунтауне Лос Анджелеса - районе, который был известен как затхлый, безлюдный и сильно криминальный. В начале нулевых там начали джентрификацию и с тех пор DTLA идет в гору, но тогда Марк Уэбб был первым, кто решился снять там романтическую мелодраму и показать район как красивую часть истории.

Даунтаун Лос-Анджелеса вообще не похож на остальной город, он ближе к ар-декошным районам Нью-Йорка или Чикаго, поэтому эстетика фильма сильно отличается от обычных калифорнийских съемок. Некоторые локации, вроде Hotel Barclay или панораму Spring str постоянно используют для нью-йоркских сцен.


Интересно, что режиссер решил показывать только старые здания, вроде San Fernando Building (1907), Hotel Barclay (1896), Continental building (1902), Bradburry Building (1893) и др. В кадре нет ни Концертного зала Уолта Диснея, ни Здания Департамента Воды и Электричества. Его мысль вербализует главный герой, сидя на холме в парке и объясняя своей подружке, что современные здания уничтожают классический Даунтаун.

Заметки и факты о городах в кино Фильмы, Урбанизм, Город, Москва, Берлин, Длиннопост

Всё о кино

20.5K поста58.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.