Экспорт калош сталинского периода Ч.2
Прежде чем продолжить рассказ о поставках кровавым тираном калош для негров в разных точках планеты, придется сделать небольшое отступление.
Перенесемся в 30-е годы ХХ века и посмотрим, а кто собственно мог производить высокотехнологичные изделия на экспорт?
Возьмем для примера производителей танков.
На тот момент этот клуб имел весьма ограниченное количество участников: Франция, Чехословакия, Италия, немного США, в гомеопатических количествах Швеция и, конечно же, Великобритания.
Стоит заметить, что этот список более реален на вторую половину 30-х. В начале десятилетия, кроме Франции и Англии, танки, по сути, никто предложить не мог-нечего предлагать было.
Не удивительно, что когда в 1928 году, в инициативном порядке, Джоном Карденом и Вивианом Лойдом, был создан Vickers 6-Ton, он сразу привлек внимание военных многих стран мира.
Кто-то купил на него лицензию, кто-то заказал партию машин у производителя, кто-то приобрел единичные экземпляры для ознакомления.
Танк подкупал своей подвижностью, возможностью установки различного вооружения, и просто рекордным, для того времени, ресурсом гусениц-3000 км.
Завод предлагал клиентам 2 варианта вооружения:
1. Mark E Alternative A-двухбашенный вариант с пулеметным вооружением.
2. Mark E Alternative B-в однобашенном, с 47 мм пушкой и спаренной с ним пулеметом.
Самым крупным эксплуатантом Виккерс 6 тонн была Польша, которая закупила в сентябре 1931 года 38 двухбашенных танков Vickers Mk. E Type A. Позднее 22 танка были перестроены из варианта "чистильщика окопов" в однобашенный вариант.
Цена двухбашенного танка для Польши составляла 3165 фунтов. Все польские танки Vickers Mk.E участвовали в сентябрьской кампании 1939 года и были потеряны.
Помимо танков, Польша купила лицензию на производство. Однако производить их не стала - польские конструкторы серьезно усовершенствовали конструкцию, создав танк 7TP.
Финны также закупили партию после ознакомления и испытаний.
В 1936 году заказали 32 танка в однобашенном варианте по цене 4500 фунтов стерлингов за машину, но без вооружения-планировали установить шведскую 37 мм Bofors L/45 производившуюся в Финляндии под обозначением 37 Psv.K/36.
Танки поступали с задержкой. К началу Зимней войны успели получить всего 26 танков (остальные поступили после окончания боевых действий).
Первый танк получил штатное вооружение в декабре 1939 года, в январе 1940 г. – еще семь, в феврале – десять – всего к концу Зимней войны было вооружено 18 танков.
Уже во время войны все 13 готовых "Виккерсов" были сведены в 4-ю танковую роту, которая свой дебют, во время наступления на Хонканиеми 26 февраля 1940, с треском провалила. В бою с советскими Т-26 и Т-28 112-го танкового батальона 35-й легкотанковой бригады рота потеряла пять танков, один был поврежден, пять танков вообще до места боя не доехало и один застрял в кювете.
Общие потери в Зимней войне составили семь потерянных танков и один поврежденный.
Китайское правительство, в 1934-35 году, в три приема, купило, в общей сумме 20 однобашенных Vickers Mark E Type B.
Танки, наряду с другой бронетехникой, пошли на укомплектование 1 и 2 бронетанковых батальонов в Шанхае.
В 1937 г., во время битвы за город, оба батальона активно использовались. Потери составили около половины машин, в том числе и "Виккерсов".
Один танк, захваченный в Шанхае, был отправлен в Японию.
17 ноября 1932 г. закупило 10 однобашенных танков Vickers Mk.E Type B Королевство Сиам. Партия была доставлена к весне 1933 г. В 1938 году было заказано еще 12 танков, но до Второй мировой войны было поставлено только 8, остальные реквизировало британское правительство.
Тайские танки использовались в войне с Францией в Индокитае (декабрь 1940 г. - 28 января 1941 г.). Сухопутные действия начались в январе 1941 г., а 16 января произошел бой главных сил у Ян Дам Кум в провинции Баттамбанг. Тайскую пехоту поддерживали несколько танков «Виккерс», а противотанковых средств у французов поначалу не было. Наконец, батальон 5-го полка Иностранного легиона подтянул два 25-мм противотанковых и одно 75-мм полевое орудие и уничтожил три танка. Бои были ожесточенными и закончились отступлением французов.
16 сентября 1936 г. Болгария закупила 8 однобашенных танков, поставленных в период с января по июль 1938 г.
Танки «Виккерс» сформировали 2-ю танковую роту и более двух лет считались лучшими болгарскими танками.
Собственно в Великобритании имелись реквизированные танки из тайского заказа.
Использовала их она только как учебные.
К слову, англичане были первыми кому производитель показал новый танк, но военным он решительно не понравился. Смущала, в первую очередь, высокая цена, постоянные проблемы с перегревом двигателя (фирмой так и не решенные) и весьма неоднозначная подвеска - с одной стороны она была хороша для небольших скоростей, но на высоких- резиновые бандажи катков просто разрушались.
Боливия, купила 3 танка (1 двухбашенный и 2 однобашенных) в 1932 году.
Через год, в ходе самого кровавого конфликта в Южной Америке ХХ столетия-войне за Гран-Чако, между Боливией и Парагваем, первая задействовала купленные танки.
Условия Гран-Чако были неблагоприятны для танков – местность была сложной, а высокие температуры заставляли танкистов открывать все люки. Боливийским танковым «корпусом», в который входили также две танкетки Carden-Loyd Mk.VIb, командовал немецкий советник капитан фон Криер. Самым известным сражением, в котором применялись танки, была вторая атака на форт Нанава 4-5 июля 1933 г. Однобашенные танки оказались эффективным в боях с пулеметными гнездами и деревянными дотами. В ходе боя выстрелом из 75-мм полевой пушки был уничтожен один однобашенный танк.
Оставшиеся однобашенный и двухбашенный были впоследствии захвачены парагвайцами 10 декабря 1933 г. накануне капитуляции двух боливийских дивизий у Кампо-Виа.
Захваченный однобашенный танк парагвайцы продали в январе 1937 года Испанской Республике за 1040 фунтов стерлингов.
По 2 танка купила Греция и Португалия.
Одиночные машины, для изучения, купили или взяли в аренду США, Япония, Италия , а по некоторым данным еще и Румыния, Нидерланды и Аргентина,а также Бельгия.
Всего завод Виккерс в Элсвике изготовил 153 танка Mark E, которые благополучно и разошлись по миру.
"А при чем тут отечественные калоши и их экспорт?"-, спросите вы.
А тут все просто. Первым кто купил партию танков и лицензию на его производство был Советский Союз.
Список используемой литературы:
1.Юрий Пашолок. Плохой Виккерс
2.Vickers Mark E (6-Ton) light tank с сайта derela
3.М. Барятинский, Непризнанный "ВИККЕРС".
P.S.
Как обычно, ради удобства чтения, статью порезал, в основном за счет фотографий и видео. Если будет интересно то полная статья тут
Уважаемый читатель!
Если понравилась статья-ставь лайк.
Если есть замечание-пиши комментарий
Если смог узнать из нее что-то новое и не хочешь пропустить подобное в будущем-подписывайся. Ну и от донатов, если будет не жалко, я тоже не откажусь.