Эффект (не)здорового оптимизма

Автор: Сергей Александрович Резников

Эффект (не)здорового оптимизма Социальная психология, Социальное, Социальный эксперимент, Социальная инженерия, Социология, Видео, Длиннопост, Психология, Психотерапия, Внутренний диалог

За человеком — две стены. Группу людей попросили приклеить на них слова, которыми они описывают события из жизни. Светлыми — хорошие, темными — плохие. На левой стене — для событий из прошлого, на правой — из будущего. Очевидно, что люди смотрят в будущее с оптимизмом. Обоснованно ли? Кадр из рекламы страховой компании. [0]
Эффект необоснованного оптимизма выражается в том, что человек склонен оценивать себя и свои достижения выше, чем абстрактный и никому не известный «средний уровень». Рассматривать его можно с положительной точки зрения: здоровый оптимизм, уверенность в своих силах. А можно — с отрицательной: самообман, самоуспокоение.


Так или иначе, проявляется он часто. Рассмотрим на примерах:

• Большинство бизнесменов считают свое поведение более этичным, чем поведение среднего бизнесмена (Baumhart, 1968; Brenner & Molander, 1977). На вопрос «Как бы вы сами оценили свои моральные качества по шкале от 1 до 100 (100 означает, что человек — само совершенство)?» 50% участников общенационального опроса ответили «90» и только 11% — «74 или менее» (Lovelett, 1997).

• 90% менеджеров, работающих в бизнесе, полагают, что превосходят своих коллег-середняков (French, 1968). В Австралии 86% работающих считают, что их уровень выше среднего, и лишь 1% — что не дотягивают до него (Headey & Wearing, 1987).

• В Нидерландах большинство учеников средних школ считают себя более честными, настойчивыми, оригинальными, дружелюбными и надежными, чем середняки (Hoorens, 1993; 1996).

• Большинство людей считают себя умнее своих коллег, привлекательнее их и значительно менее склонными к предрассудкам (Public Opinion, 1984; Wylie, 1979). По данным опроса, проведенного Институтом Гэллапа в 1997 г., только 14% белых американцев «оценили» свою предубежденность против чернокожих американцев в 5 баллов или выше (по шкале от 0 до 10). Одновременно оказалось, что эта предубежденность, по их мнению, присуща 44% других белых американцев, и они «оценили» ее в 5 баллов и выше.

• Большинство взрослых считают, что помогают своим престарелым родителям больше, чем братья и сестры (Lerner et al., 1991).

• Жители Лос-Анджелеса считают себя более здоровыми, чем большинство их соседей, а большинство студентов колледжей убеждены в том, что проживут лет на 10 больше, чем прогнозирует официальная статистика смертности (Larwood, 1978; С. R. Snyder, 1978). [1]

Отметим, что эти примеры показывают лишь субъективную оценку, основанную на размытых критериях: «более здоровые», «больше помогают, чем...», «честность» и т. д. Как и в случае с эффектом социальной лености, обмануть себя оказывается гораздо проще, если «измерить» критерий невозможно.


Интересно, что если попросить человека оценить свою характеристику одновременно и по «размытому», и по объективному критерию, то результаты будут различаться:

Подавляющее большинство жителей округа уверены, что они лично более других озабочены сохранением окружающей среды, голодающими и прочими социальными проблемами, однако они при этом не считают, что делают больше других (например, тратят на это больше времени или денег) (White & Pious, 1995). [2]

Вероятно, причина возникновения (не)здорового оптимизма заключается в том, что осознавать себя ниже Їсреднего уровня" — значит порождать невроз. Снять его можно несколькими способами (см. статью про копинг-стратегии):


- действительно улучшить свои результаты и поднять свой уровень над уровнем остальных;

- необоснованно убедить себя в том, что ты и так выше других.


Последний способ, безусловно, проще. Поэтому люди, как правило, идут этим путем.


Какие критерии использовать для оценки себя и других?

Собственную самооценку по отношению к оценке «среднего уровня» других можно увеличить за счёт критериев, по которым действительно есть преимущество.Так, создатель ТРИЗ Г. С. Альтшуллер ставил эксперимент — просил своих учеников оценить прожитую ими жизнь.

До совсем недавнего времени на протяжении нескольких лет. Г. С. Альтшуллер практиковал на экспериментальных учебных семинарах по ТРИЗ проведение письменных работ на тему «Шкала оценки прожитой части жизни». Слушателям давалось задание выбрать универсальные параметры, по которым можно было бы оценить жизнь любого человека.

При этом в задании была маленькая психологическая ловушка: не указывалось, с каких позиций эта шкала должна оценивать прожитую жизнь. И характерно, что каждый слушатель выбирал свои параметры, хотя и не существенные для другого человека, однако такие, по которым сам он набирал высокие баллы.

Так проявлялась выработанная для защиты от самого себя иллюзия «не зря прожитой жизни». Кто-то учитывал число детей, кто-то — отношения с начальством, чувство юмора, уважение товарищей, число освоенных профессий, наконец, просто всякое участие в коллективе, идущем к большой цели. [3]

Оптимизм здоровый?

Отметим, что невроз порождает стресс. Причем, сильный — то есть, фактически, является дистрессом. Он, в свою очередь, вызывает истощение организма и ухудшает здоровье.

Поскольку самообман помогает снизить уровень стресса (равно — снять невроз), то в этом смысле он является здоровым оптимизмом. Очевидный негативный эффект от такого поведения: снятый невроз больше не будет толкать к тому, чтобы решать насущные задачи.


Г. С. Альтшуллер, занимаясь изучением профессионального творчества для решения сложных задач, понимал, что самообман вреден для будущих поколений. В том числе поэтому НЕ делаются те открытия, НЕ создаются те методики, которые могут принести пользу обществу.

Поэтому список качеств, истинно важных, определяющих жизнь любого человека с объективных позиций творчества, то есть потенциальной пользы для общества, воспринимается обычно в штыки. Когда аудитория примеряет эту одежку к себе, это ломает её самоуверенное спокойствие, и мысль о приближающемся заслуженном отдыхе испаряется — ведь так мало сделано, а большая часть жизни уже прожита, на что ушли годы?!

И это хорошо, что появляются такие мысли. Мы сознательно стремимся их вызвать. С тем, чтобы на место дискомфорта пришло чёткое осознание пути. Мы не должны жить неосознанно. Это недостойно нас. Человек — не листик в руках урагана. Человек должен жить по человеческим нормам и правилам и в любых условиях оставаться человеком. Человек должен сравнивать себя не со случайным соседом с лестничной клетки, а с людьми, изменившими ход истории. Он должен стремиться стать таким человеком. И это доступно каждому. [4]

К сожалению, преодолеть этот эффект у его учеников в массе не удалось. После его ухода менее 1% учеников НЕ стали вредить его делу.


Выводы:

1. Самообман — хороший инструмент, чтобы избавиться от стресса и сохранить себе здоровье. В этом смысле его можно называть здоровым оптимизмом.


2. На длительных дистанциях необоснованный оптимизм приводит к НЕрешению сложных задач, что плохо отражается и на самом человеке, и на его близких, и на его потомках.


Исследовательская тема:

Как можно решать сложные, долгосрочные задачи и сохранить здоровье?


Дополнительные материалы:

Плейлист: Социальные открытия, инновации, изобретения из 14-ти видео:

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию № 279 20 марта 2022 года (Воскресенье) в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Источники:

[0] Заглавное изображение — Электронный ресурс.

[1] Д. Майерс. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 77.

[2] Там же, с. 78.

[3] И. М. Верткин. Бороться и искать... О качествах творческой личности. // Нить в лабиринте. — Петрозаводск: Карелия, 1988. — С. 89. / Цит. По: Электронный ресурс.

[4] Там же.

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов151 подписчик

Добавить пост