Язык Шипов. Ли Бардуго

“– Он умеет сообщать королю то, что тот хочет слышать, а это важнее, чем предвидеть будущее”.

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода, и как очередной автор занимается ретеллингом известных сказок.

Вообще я ко всем этим “переделкам” отношусь с максимальной осторожностью: в лучших случаях выходит слово в слово, только хуже (привет русалочке этого года), в худшем авторы умудряются не только не привнести ничего нового, но и просрать все работающие элементы оригинальной идеи.

Хороший ретеллинг — это новые призмы и новые углы, новые ответы на вопросы, которые не поднимались в первоисточнике. Расширенный ассортимент в знакомом меню с пищей для ума.

И Ли Бардуго отлично справляется с этой задачей, не паразитируя, но обогащая.

Язык Шипов. Ли Бардуго Книги, Что почитать?, Рецензия, Литература, Длиннопост
Язык Шипов. Ли Бардуго Книги, Что почитать?, Рецензия, Литература, Длиннопост
Язык Шипов. Ли Бардуго Книги, Что почитать?, Рецензия, Литература, Длиннопост
Язык Шипов. Ли Бардуго Книги, Что почитать?, Рецензия, Литература, Длиннопост

“Мы рождены не для того, чтобы угождать принцам”.

В сборнике шесть сказок: всем знакомые “Красавица и чудовище”, “Щелкунчик”, “Гретель и Гензель” и “Русалочка” (еще две или переделаны до неузнаваемости, или раньше мне не попадались, поэтому назвать затрудняюсь).

Мрачных сказок в духе первоисточников, которые никто не смягчал и не “облагораживал” в угоду детской аудитории. Да, это истории для взрослых.

“Видишь ли, некоторые люди от рождения носят в себе частицу ночи, и эту пустоту ничем не заполнить – ни сытной пищей, ни всем солнечным светом в мире. От нее также нельзя избавиться, поэтому иногда мы просыпаемся с ощущением, что внутри свищет ветер, и приходится просто терпеть, как терпел тот юноша”…

Язык Шипов. Ли Бардуго Книги, Что почитать?, Рецензия, Литература, Длиннопост

Как вам такая теория возникновения Щелкунчика?

Автор сама признается, что ею двигало беспокойство, “та тревожная нотка, которая, уверена, слышится многим из нас в хорошо знакомых историях”. Когда отец Гензель и Гретель, “слабовольный трус, который дважды позволил своей бессердечной жене отправить детей на верную смерть”, в финале радостно с ними воссоединяется, в мозгу пульсирует — что-то не так.

Из всех этих нестыковок, зазубрин, неправильностей родились новые сюжеты. Здесь к чудовищу отправляют совсем не красавицу, крысиный король не самая большая проблема щелкунчика, а песни русалок способны творить сильнейшие заклинания. Здесь меняются роли и смешиваются цвета.

“И все же, оставляя за спиной темную прогалину между деревьями, помните: пользоваться чем-либо не значит этим владеть”.


Автору отлично удается соблюсти баланс реализма, которого заметно прибавилось, и поучительной функцией сказок. Да, у каждой истории есть мораль, и прописана она порой прямым текстом, но все это подано так органично, а некоторые фразы столь точные и хлесткие, что ни на секунду не возникает желания поморщиться. Условность жанра остается именно условностью, не скатываясь в псевдофилософию или в никому не всравшиеся нравоучения.

“Эта история учит нас, что не всегда следует бояться незримого и что самые близкие люди порой не питают к нам должной любви”…

Книга вообще легко разбирается на цитаты, в том числе и благодаря отличному образному языку, сохранившемуся сказочные интонации, но без лишней слащавости. Мне сложно разделить достоинства первоисточника от заслуги переводчика, поэтому похвалю обоих.

Оформление бумажной книги на высоте: атмосферные иллюстрации медленно заполняют страницы по ходу чтения, визуальные образы сплетаются с увлекательностью повествования в единую сеть, из которой читателю уже не выбраться. Приятно держать в руках, не стыдно дарить, хочется в коллекцию.

“Одиночество – западня, в которую каждый из нас рано или поздно попадается, даже я”.

Из минусов, впрочем, не слишком существенных: автор перенесла сказки в свою вселенную, где разворачиваются события ее книг (в сериях “Тень и кости”, “Шестерка воронов” и др.) И-и-и… это не повлияло ровным счетом ни на что. Мир “гришей” никак не отразился ни на сюжетах, ни на антураже, не привнес в них ничего нового. Мелочь, которая, увы, не сыграла своей роли.

В остальном рекомендую “Язык шипов” всем любителям недетских сказок, новых смыслов и хороших рассказов. 9 из 10 по личной шкале.

Книжная лига

24K поста79.2K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.