Янтарная комната - немецкий или русский шедевр?

В этот день в 2000 году Германия передала России фрагменты Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод, изготовленный в 1711 году немецкими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

А тем временем начинаю рассказ о судьбе янтарной комнаты - шедевра мировой величины. В статье вы узнаете историю создания янтарного чуда и то, как оно очутилось в России. И ответите на вопрос, что сделало ее мировым шедевром: немецкое мастерство или русский размах?

Янтарная комната - немецкий или русский шедевр? Янтарная комната, Шедевр, Царское село, Длиннопост

Янтарь давно привлекал человека необычной структурой, теплым цветом, податливостью в обработке. Найденный на южном берегу Балтийского моря, он по торговым путям распространялся в другие части Европы и близлежащего мира. По маршруту «из варяг в греки» янтарь попал и в русские земли, где его наделяли чудодейственными свойствами. Доступность в обработке позволяла широко использовать янтарь в декоративно-прикладном искусстве. Из него делали ювелирные украшения, шкатулки, трости, вазы, светильники и многое другое. К XVII веку в прибалтийских городах Данциге, Кенигсберге, Любеке сформировались группы мастеров, создававших из солнечного камня истинные шедевры. Это позволило прусско-бранденбургскому княжеству занять центральное место в развитии янтарного ремесленного дела. Именно из Бранденбурга русские цари впервые стали получать в виде даров изящные предметы из янтаря. Так, в царствование Алексея Михайловича стало хорошей традицией обмениваться дорогими подарками – русские меха в обмен на бранденбургские великолепные янтарные изделия: столовые блюда, вазы, ларцы и другие предметы домашнего обихода.

Петр I воспринял страсть своего отца к янтарным вещам. В 1712 году в Берлине Петр встретился с прусским королем Фридрихом I и впервые увидел шедевр. Русский царь был поражен творением янтарных дел мастеров. 22 янтарные панели, украшенные ажурной резьбой, изготавливались в течение 10 лет и незадолго до визита Петра были установлены в одной из комнат королевского дворца. Увиденное не давало Петру покоя, он хотел заполучить шедевр и привезти его в новую столицу. О страсти Петра хорошо знал наследник прусского престола Фридрих Вильгельм, который после смерти своего отца в 1713 году стал королем Пруссии. В ходе Северной войны новоиспеченному королю удалось заключить выгодный военный союз с Россией против шведского влияния. В благодарность за военное сближение двух держав Фридрих Вильгельм преподнес Петру два подарка: увеселительную яхту «Либурника» и вожделенный янтарный кабинет. В письме супруге Петр не скрывал своего счастья: «Катеринушка, друг мой сердешнинкой, здравствуй! О здешнем объявляю, что наш приезд сюда не даром, но с некоторою пользою… Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Посдаме зело убранная, и кабинетом янтарным, о чем давно желали».

Янтарная комната - немецкий или русский шедевр? Янтарная комната, Шедевр, Царское село, Длиннопост

Прусский король Фридрих Вильгельм

В 1717 году с превеликой осторожностью хрупкие янтарные панели прибыли в Санкт-Петербург и разместились в помещениях Людских покоев в Летнем саду. Подходящего по размеру зала для подарка не нашлось, да и не хватало соединительных деталей – пилястр, поэтому панели пролежали в разобранном виде вплоть до восшествия на престол дочери Петра Елизаветы. С начала царствования императрица развернула большое дворцовое строительство в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Строительством руководил итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, чьи проекты в полной мере соответствовали замыслам Елизаветы Петровны показать всему просвещенному миру силу и блеск императорской власти в России.

Янтарные панели как ничто другое подходили под эти цели. Они могли изумить любого, кто оказался в окружении янтарного великолепия. Пользуясь преимуществами янтарных панелей, архитекторы решили использовать их в оформлении зала официальных приемов Зимнего дворца. Для завершения сборки янтарного кабинета требовалось изготовить недостающие детали. Во Франции купили зеркала «доброй работы», которые использовали в оформлении зеркальных пилястр. В Кенигсберге местные мастера изготовили четвертую янтарную раму, отсутствовавшую в исходном наборе деталей. В янтарные рамы разместили картины немецкого художника И. Гроота. В 1746 году, наконец, кабинет был окончательно собран, превратившись в «аудиенц-камору» – в нем императрица принимала иностранных послов и высокого ранга гостей.

Янтарная комната - немецкий или русский шедевр? Янтарная комната, Шедевр, Царское село, Длиннопост

Бартоломео Растрелли

Тем временем, в Царском Селе велись большие работы по строительству и отделке грандиозного императорского дворца. Согласно проекту, внутреннее убранство одного из залов планировали изготовить из каменьев агата, но вышла накладка. В 1755 году Растрелли докладывал императрице о нехватке агатового камня и задержках в его доставке с Урала. Тогда вспомнили о янтарной «аудиенц-каморе», которую решено было перенести из Зимнего дворца и использовать в оформлении помещений царскосельской резиденции. Новое место оказалось почти в три раза просторнее, что потребовало от Растрелли изменить раскладку янтарных панелей и добавить дополнительные детали. Верхнюю часть зала затянули холстом, расписанным под янтарь. Картины Гроота заменили на великолепные флорентийские мозаики, изображавшие аллегории человеческих чувств. Для контроля за состоянием капризного солнечного камня из Пруссии был приглашен мастер Ф. Роггенбук, под чьим руководством продолжилась работа по изготовлению недостающих деталей. Окончательно работы были завершены уже во времена царствования Екатерины II. Так к 1770 году на свет появился шедевр мирового значения, иногда называемый «восьмым чудом света».

Янтарная комната - немецкий или русский шедевр? Янтарная комната, Шедевр, Царское село, Длиннопост

Элемент декора янтарной комнаты

Нацистская Германия тщательно готовилась к стремительно приближающейся Второй мировой войне. В 1940 году несколько представителей немецкого культурного ведомства посетили ряд крупных советских городов для составления перечня наиболее значимых объектов культуры. В годы войны при захвате этих городов немецкое командование уже обладало четкой инструкцией о местоположении музейных коллекций, архивных фондов, картинных галерей и библиотек. Они должны были в первую очередь подвергнуться разграблению, а изъятые культурные ценности – продаже. В то же время, на особом счету находились шедевры «арийского искусства». К ним относились предметы, созданные трудом немецких мастеров. Их надлежало вернуть на родину в целости и сохранности. На территории Советского Союза главным «арийским» шедевром значилась янтарная комната.

Янтарная комната - немецкий или русский шедевр? Янтарная комната, Шедевр, Царское село, Длиннопост

Расположение фронта вокруг Ленинграда

С начала Великой Отечественной войны немецкие войска группы армий «Север» большими шагами приближались к Ленинграду. Музейные пригороды северной столицы Пушкин, Павловск, Петергоф, Гатчина в спешном порядке эвакуировали фонды хранения. В первую очередь из музеев вывозили изделия из драгоценных металлов и, как ни странно, из бронзы – она могла быть использована немецкой промышленностью вторично при производстве военной техники и оружия. Великолепная мебель и иные крупные предметы интерьера в силу габаритов и меньшей практической ценности были обречены остаться в пустеющих дворцах. По той же причине было решено не вывозить богатые коллекции парковой скульптуры, которые выборочно закапывались в землю, но значительная их часть продолжала находиться на своих местах. Невывозные фарфор и библиотечный фонд прятали в дворцовых помещениях со слабой надеждой их сохранить.

Эвакуации мешали нехватка рабочих рук и грузового транспорта. В результате мобилизации штат музейных работников сильно сократился. К примеру, в Екатерининском дворце Пушкина продолжали трудиться только пять человек, на плечи которых легли не только работы по вывозу культурных ценностей, но и текущая музейная работа, оборонительные мероприятия, деятельность по консервации зданий и помещений. Недостаточное транспортное обеспечение не позволяло эвакуировать музейный фонд в желаемом количестве. Служащие музеев считали за счастье заполучить лишнюю пустую полуторку или подводу. С приближением врага работать становилось все тяжелее. На дворцово-парковые ансамбли летели бомбы, велся планомерный обстрел территории. 17 сентября 1941 года в Павловск, а на следующий день в Пушкин вошли первые армейские соединения Вермахта. В результате титанической работы музейщиков было спасено 63 882 экспоната из 180 228 взятых на учет памятников культуры и искусства.

Янтарная комната - немецкий или русский шедевр? Янтарная комната, Шедевр, Царское село, Длиннопост

Эвакуация музейных ценностей

Янтарную комнату постигла участь остаться на оккупированной территории. По воспоминаниям музейного работника В.В. Лемус решение о судьбе комнаты давалось тяжело: «Этот вопрос решала специальная комиссия Ленгорисполкома, выехавшая в Пушкин во главе с председателем Евгенией Тихоновной Федоровой. Демонтировать хрупкие мозаичные янтарные панно двухсотлетней давности без специалистов-реставраторов казалось варварством. Попытка вынуть их из стен силами неквалифицированных рабочих угрожала осыпанием янтарных пластин и разрушением всего художественного произведения… Чтобы не разрушать драгоценное произведение искусства, было принято решение провести консервацию Янтарной комнаты на месте. Для этого панно дополнительно заклеили марлевой тканью и заложили ватиновыми чехлами». В таком состоянии комната была оставлена в надежде на благосклонность врага к шедевру мировой величины. В течение двух лет и четырех месяцев информация о дворце и янтарной комнате практически отсутствовала.

В следующей статье расскажу о похищении и дальнейшей судьбе шедевра. Следите за нашими публикациями.

Источник публикации: паблик ВКонтакте История и Право

Лига историков

14.3K пост51.2K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения