Я нормальный

Я нормальный Текст, Психология, Совет, Мысли, Нормальность, Самооценка, Длиннопост, Воспитание

– Ты нормальный.


Вот фраза, которую не хватало услышать подавляющему большинству людей в детстве, чтобы не превратиться в тревожных перфекционистов и замкнутых истериков. Конечно, речь не столько (и не только) про утверждение о нормальности в чистом виде. Речь про то, что каждому из нас полезно было бы услышать слова вроде:


– Нормально плакать, грустить и злиться. Нормально не хотеть заниматься физкультурой и не любить физику. Нормально ссориться и расставаться. Нормально злиться на своих родителей. Нормально не любить кукол. Нормально любить жуков. Нормально не понимать своих чувств. Нормально в них ошибаться. Нормально чувствовать себя ненормально.


Почему это важно?


Чтобы объяснить, давайте пойдём от противного, пойдём от «ненормальности».


Когда уверенный в себе взрослый слышит, что «ненормально», например, есть макароны ложкой, он пытается разобраться: почему? Он пробует, соотносит опыт со своими чувствами и убеждениями, и решает: «Да нет, есть ложкой тоже вполне себе ничего». Дело закрыто.

Но что происходит с ребёнком, когда он слышит «ненормально»?


Ребёнок не знает, как жить, у ребёнка нет убеждений в том, что «правильно» и что «неправильно», он ещё не научился доверять своим чувствам. Он только пытается выстроить картину мира, доверяя взрослым вокруг. Он верит. И как только он слышит, что то, что он делает, «ненормально», он верит. Он верит, что с ним что-то не так.


Напомню, когда что-то называют «ненормальным», оно от этого не исчезает. Если я скажу вам, что ненормально злиться на человека, который вас любит, злость никуда не уйдёт, вы не станете злиться меньше. Но что произойдёт внутри? Внутри зародится чувство вины.


За то, что вы чувствуете. За то, что вы делаете. За то, какой вы есть.


Да-да. Есть поступки, которые могут привести к негативным последствиям. Например, ребёнок может не хотеть ходить в школу. Но это не «ненормально», это желание, у которого есть причина, и если научиться разбираться с ней, объяснять её, понимать её, ребёнок с годами примет, что мир несколько сложнее пары шаблонов, и играть можно не только за «людей» или «орков». Можно быть каким угодно и всё равно оставаться счастливым.


*бум!*


*врываются моралисты*


– А как же желание мучить кого-то? Это тоже по-твоему «нормально»? Если называть такое поведение «нормальным», ребёнок вырастет маньяком!


Ребёнок вырастет маньяком только в одном случае – если его генетические предрасположенности окажутся в подходящей для расцветания деструктивной среде. Справедливости ради, если любого ребёнка окружить насилием, болью, страданием и непониманием, он значительно повысит свои шансы начать резать людей.


– Ну так вот же. Если мы будем говорить детям, что они нормальные, они и станут спокойно впитывать весь это деструктив!


Тут важно напомнить главное правило воспитания: ребёнок не слушает, ребёнок смотрит. И если ребёнок видит гнев и осуждение за то, какой он есть, он привыкает себя ненавидеть. Не важно, что именно вы будете ему говорить. Важно, как вы себя ведёте, какой пример подаёте. И если вы осуждаете себя, если вы не понимаете своих эмоций и постоянно тревожитесь, никакие слова не уберегут ребёнка от впитывания ваших (!) примеров.


Я закончу с того же, с чего начинал.


Вы нормальные! Ваши чувства, ваши убеждения, ваши ошибки нормальны. Они не делают вас «плохими». Я абсолютно уверен, что эта фраза никогда не сделает маньяка из того, кто маньяком не был. Но при этом она может освободить миллионы людей, которые привыкли винить себя за себя.


Не вините. Будьте собой. Будьте такими, какие вы есть.


И не дайте никому убедить себя в том, что это «плохо».

Психология | Psychology

20.6K постов59.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.