Выживание в капиталистическом лесу с патентными троллями. Интермедия с доменами.

Это продолжение моих попыток написать небольшой гайд по защите от патентных троллей. Начало здесь. Этот пост посвящен одному конкретному случаю, который показывает, насколько глубоко мы с вами со своим здравым смыслом можем заблуждаться относительно наших прав. Конкретно – наших прав на домен.

Представим себе ситуацию. Интернет-магазин, входящий в 50 крупнейших в Рунете, имеет зарегистрированный в 1998 году домен. В 2008 году маленькая контора из совсем другой области торговли регистрирует аналогичный товарный знак. И вот большой интернет-магазин сходится с торговой конторой в суде. Кто должен победить согласно здравому смыслу? У кого раньше приоритет и больше прав на использование имени? Вот и не угадали.


Посмотрим, как работают права на домены и товарные знаки в реальной судебной практике.

В 1998 году был зарегистрирован домен names.ru

https://www.whois.com/whois/names.ru

В 2010 году был создан полноценный интернет-магазин с этим названием и к 2016 году он имел оборот в 2 миллиарда рублей. Магазин торговал брендовой одеждой и головной офис его находился в Питере.

http://www.ruward.ru/ecommerce-index-2016/


А в 2008 году некое ООО «Неймс» из Москвы зарегистрировало на себя товарный знак NAMES под номером 383389.

http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocN...

Среди областей регистрации - продвижение товаров [для третьих лиц]; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]. Очевидно, под эту категорию легко попадает и любая торговля.


Питерцы, видимо, об этом долго не подозревали, но в 2015 году решили зарегистрировать свой товарный знак. И тут они прозрели. Пришлось подавать иск об аннулировании уже существующей регистрации товарного знака.

Вот он иск

http://kad.arbitr.ru/Card/d10ee272-2759-494f-a6bb-0094a052d0...

Но суд иск отклонил, указав, что московский Неймс использует свой товарный знак и никаких оснований нет для того, чтобы лишать его этого права.

Причем верховный суд РФ подтвердил этот вывод.


Очевидно, что интернет-магазин оказался в несколько подвешенном состоянии, все-таки у непонятных людей оказался товарный знак с областью регистрации, под которую четко попадал их интернет-магазин. Но пока вроде ничего страшного – домен-то принадлежал им, и он был зарегистрирован аж в 1998 году, намного раньше товарного знака.


Но тут почуяли добычу москвичи.

Они подали встречный иск

http://kad.arbitr.ru/Card/9f3a8d4c-af93-4958-a9aa-0950982b8b...

о том, что домен и все упоминания интернет-магазина Names нарушают их законные права на товарный знак.

Дело рассматривал питерский арбитраж, который сначала отклонил иск, сославшись на то, что фирмы торгуют разным товаром, ну и вообще-то домен зарегистрирован намного раньше. Но суд по интеллектуальным правам поправил питерских коллег, указав, что доменное имя не является средством индивидуализации (статья 1225 ГК РФ), которое защищается способами, предусмотренными ГК РФ, поэтому дата его регистрации правового значения для разрешения спора по существу не имеет, за исключением тех случаев, когда лицо, к которому предъявлено требование о защите исключительных прав на товарный знак, зарегистрировало и лично начало активно использовать доменное имя задолго до регистрации товарного знака.


То есть, если вы купили у кого-то домен, или если ваш домен зарегистрирован на владельца компании, а не на юрлицо – владелец одноименного товарного знака имеет больше прав, даже если его знак зарегистрирован позже.


А таких случаев, как мы понимаем, большинство. Домены сплошь и рядом принадлежат физлицам, а уж старые и подавно либо остались за физиками, либо перепродавались. Все они беззащитны.

И вот, 6 февраля питерский арбитраж удовлетворяет требования московского ООО «Неймс», и оставляет интернет-магазин без домена, площадок во ВКонтакте, Инстаграме и т.д.


По состоянию на сегодня сайт names.ru не работает, сроки подачи апелляции, видимо, прошли.


Этот пример я собираюсь использовать как опорный, когда через некоторое время постараюсь все-таки осилить краткую инструкцию для владельцев небольшого бизнеса по технике патентной безопасности в области товарных знаков.


Дисклеймер: все написано не юристом, а собственником небольшого смежного бизнеса, поэтому в юридических тонкостях могут быть ошибки.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Имхо решение суда вполне логично.

раскрыть ветку (15)
2
Автор поста оценил этот комментарий

законно, но логики там мало, если следовать логике, то в использовании букв в названиях вообще не может быть никаких нарушений прав

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Даже если это буквы Coca-Cola?
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

на мой взгляд да, ведь есть торговая марка Coca-Cola, а есть просто два слова из букв Coca-Cola  которые каждый имеет право написать

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Например, на бутылке с газировкой темно-коричневого цвета... Ну допустим. А как насчет слова "нитроглицерин" на упаковке с маленькими такими таблеточками, сделанными из чистого сахара? "Нитроглицерин" - это ведь просто слово, которое каждый имеет право написать. Я вот сейчас взял и написал его, так почему бы мне не написать его на упаковке с сахарными таблеточками.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

да собственно без проблем
учитывая что в составе вы обязаны написать из чего состоит этот "нитроглицерин" и обязаны указать кто производит этот шедевр то не вижу проблемы

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я напишу, что в составе "нитроглицерин", а производит... да ПАО "Кока-кола фармасьютикалз" производит. Это же просто слова, каждый имеет право их писать.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

https://news.mail.ru/economics/35990809/?frommail=1
вот отличный пример,  суд увидел что используется лишь название, а не торговая марка

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
EUIPO - это не суд, это евросоюзовский аналог Роспатента. И там вроде проблема не в использовании названия вместо торговой марки, а в том, что Макдональдс только в трех странах доказал использование, а с них требовали во всех.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да никто и не спорит с тем, что своя логика в этом есть. Но я вот, владея доменом с 1999 года, никогда не думал, что его могут так легко отобрать, не глядя ни на какие сроки регистрации, пока не столкнулся с конкретным опытом.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку