Вы (не) спрашивали - отвечаю: сроки годности, расположение магазинов и др. Байки из склепа, Чижик и 5ка
Всем хорошего остатка недели!
Я безумно рада, что круг интересующихся вопросами продуктового ритейла расширяется. Поэтому вот вам традиционный воздушный поцелуй.
Сегодня будет блиц: вы спрашивали, не обязательно коротко, я отвечаю, насколько могу, коротко.
Производители херачат большой объём от одной даты
Раньше такое было, что производители ставили "предполагаемую" дату попадания продукции на полки из-за требований сетей. Согласитесь, сложно "телепортировать" продукт со сроком годности в условные трое суток через РЦ (распределительный центр, куда стекаются 99% товаров от всех производителей и затем сеть сама растаскивает товары по своим магазинам), если логистика до РЦ и с него до магазина двое суток, когда по контракту производитель обязан положить на полку продукт с остаточным сроком годности в 70-80%.
Теперь есть такая система "Меркурий", которая помогает отслеживать всем заинтересованным лицам товары от ингредиентов до конечного продукта, с помощью специальных сертификатов. Поэтому сейчас на мясной продукции - точно, дата ставится реального изготовления или на худой конец отправки со склада, а не плюс два в будущее
рядом гипермаркет СПАР, я только в него и ходил и на кухне там тарился, переехал в другую часть, там а там магазин СПАР, но цены выше
Есть сети, где цены жёстко фиксированы по всем магазинам, а есть где отличаются от района к району или от региона к региону, например, Пятёрка такая. Сказывается разный уровень доходов населения, нет смысла ставить низкие цены, когда народ может покупать дороже (кстати, и затраты, тоже дороже, та же аренда и ФОТ), и наоборот, когда населении беднее, то продать задорого не получится.
Например, когда в Челябинске был выброс брома, Пятёрки вокруг вокзала резко задрали цены на молоко на несколько дней, пока всё не утихло, потому что могли.
Понятно, что по акциям все цены будут как в каталоге.
О расположении магазинов
Согласно исследованиям, проведенных в России, то у люди стремятся покупать в магазинах максимально близко к дому. Наверно, нет ни одного нормального человека, которому было бы в радость переть 5 км тяжеленные пакеты с продуктами до дому. Например, даже дорога снижает траффик в магазин на 50%.
Кроме того, у крупных сетей есть политика "недопущения". Они стремятся поставить свой магазин на любое свободное место, чтобы просто не пустить туда конкурента. Например, в месте где я жила на одной улице через 2 дома находится 2 Пятёрки подряд, правда с немного разным временем работы.
Почему в сетях не бывает мелких локальных производителей?
Очень простой ответ - они не потянут объём. При заходе в сети, всегда подписывается договор с условиями поставки (спасибо, Кэп) и недопоставка грозит двойными штрафами в сумме поставки. Потому что недопоставка - это пустые полки, а пустые полки - это недополученная прибыль, иначе говоря - убыток.
И я уж не говорю о том, что: надо продумывать заранее ценовую политику, чтобы вставать в акции, и иметь "маркетинговый" бюджет, чтобы оплачивать "хотелки" сети, без которых товар не будет продаваться и быстро исчезнет в неизвестном направлении.
Второй простой ответ - сроки. Сетям критично нужны высокие сроки, сейчас колбасой сроком годности 60 суток никого не удивишь, теперь 90 подавай. Какой фермер сможет гарантировать такой срок?
акции на продукты у которых срок годности вот-вот закончится
вопрос был у человека о другом, но я, как любой политик. отвечу то, что хочу: "лучше заработать копеечку, чем поработать в убыток, особенно если это честно и крупно написано, почему скидка на товар". Каждый сам волен решать, насколько ему здоровье позволяет кушать то, что скоро станет непригодным.
Кроме того, если товар продавался без нарушений условий хранения, то производитель обычно закладывает ещё пару-тройку дней/месяцев (зависит от категории, канешн) после окончания срока годности. А с учётом информации выше о том, что раньше спокойно ставили плюс два дня в будущее, вообще никаких проблем. Однако, вздутые пакеты молока и зеленый фарш точно брать не советую!
Байка из склепа в тему.
Если продавец фирменной розницы мясокомбината не успевал до конца срока годности продать колбасу и не сдавал её вовремя на завод для утилизации, то такой продукт вычитался из его зарплаты. Поэтому некоторые особо умные экземпляры забирали вот-вот просрок домой, а на завтра приносили "холодец домашний": всё по красоте с морковкой и яичком.
Ясен пень, что при выявлении, все эти "кулибины" были оштрафованы и уволены дабы не позорить честное имя.
Магниты на юге России выглядят хорошо и ассортимент богатый.
Хорошо там, где босс сидит.
Байка из склепа в тему.
Была у нас большая сетка суши-ресторанов по городу.
Так вот покушать без риска отравится можно было только в центральном ресторане, откуда сетка расползлась, потому что в этом же здании сидело всё руководство. А в остальных отделениях регулярно были "прецеденты".
почему мороженое стоит так дорого во всех этих пятерках и прочем, а в ларьках у дома оно в два раза дешевле
Я вам не скажу за всю Одессу, но есть категории товаров и производители, которые накручивают цену на поставку в сеть (входная цена, не путать с полочной, которую видит конечный покупатель) в 1,5-2 раза, чтобы потом дать акцию поглубже и собрать от этого все плюшки. Соответственно, в мелких магазин никаких акций нет, то и цены задирать не обязательно.
Поэтому иногда бывает что у местных ИПешников цены немного ниже, чем в сетях с акциями.
Купоны на скидку от 1000р.
Глобальная проблема Пятёрки и Магнита - это сверхнизкие чеки, около 250-400р, потому что люди чаще заходят в такие магазины за тем, что кончилось и редко покупают "сопутку" в больших объёмах.
Поэтому чтобы "поднять" этот самый средний чек и устраивают такие "щедрые" акции. Самый большой подвох заключается в том, что эта скидка не распространяется на товары по акциям. То есть фактически сеть всё равно в небольшом плюсе, а вы - нет, потому что набрали всего, чего не надо.
В чём отличие 5ки и и их же проекта - Чижика нам отвечает @zveidx
Для того чтобы это понять, придётся копнуть историю Пятёрочки.
2013 год. Инвесторы компании очень недовольны показателями компании - и особенно тем, что ее по всем параметрам уделывает Магнит. Тогда на главного управленца приглашают Ольгу Наумову, для пересмотра концепции развития компании.
Ольга, анализирует рынок и предлагает 2 основные концепции, которые в перспективе должны уровнять шансы Пятёрочки с Магнитом.
1. Пересмотр ассортимента в сторону увеличения и общий редизайн.
2. Стратегия экстенсивного захвата рынка и концепция «приемлемой каннибализации».
По первому пункту все просто и понятно.
Что значит второй пункт? Если вы посмотрите объемы роста площадей и точек по годам - то вы увидите не слишком быстрый рост.
Это было связано с тем, что чтобы открыть новый объект нужно было пройти 7 кругов ада.
Ольга посмотрела на все это, и решила упростить процедуру, а заодно внедрить концепт «магазин-сарай» где все делалось быстро, дёшево (из говна и палок, но с необходимым контролем качества).
Вторым шагом была стратегия каннибализации. Как это работало раньше? Ты хочешь открыть магазин, неподалёку от уже существующего (та самая каннибализация). Естественно ты понимаешь, что он будет отжирать трафик от уже работающего. Это понимают и остальные - и ставят тебе условия открывать магазин не ближе чем в 500 метрах от уже существующего.
Что решила Ольга? Она понимала, что это ограничение имело под собой основания - но взглянула на проблему с более глобальной стороны.
Да, если ты ставишь свои магазины через 20 метров друг от друга - то ты отдираешь трафик у самого себя…НО этим шагом ты не даёшь пролезть и отъесть трафик и денежный поток конкурентам - а значит доходы этого района остаются в любом случае в твоём кармане.
И активно принялась клепать «магазины-сараи» в двух шагах друг от друга.
Когда Магнит понял суть стратегии, Пятёрочка уже захватила много лакомых кусочков с точки зрения лучших площадей.
И это обострило борьбу компаний.
Время с 2014 по 2016 можно смело назвать эпохой территориальных войн.
Стратегия Наумовой оправдалась. Прибыль была очень высокой, отчёты по EBITDA и LFL пробивали все мыслимые прогнозы.
Но начиная с середины 2016 года, в борьбу все чаще начала вмешиваться ФАС, которая охренела от количества «сараев» Магнита и Пятёрочки на квадратный метр. И начала активно закрывать территории для открытия.
При этом по словам X5, ФАС активно в этом процессе подыгрывал Магниту (видимо не обошлось без гос.подвязок).
Инвесторы хотели иметь такой прирост год к году как и раньше, но показатели стали падать - ведь прирост трафика сократился. Ольгу все чаще стали вызывать на ковёр, с требованием вернуть «космические показатели». Все мы знаем что «Прибыль = Доходы - Расходы». Соответсвенно, инвесторы потребовали срезать расходы по максимуму и всем остальным статьям, чтобы кушать как раньше.
Тут Ольга не выдержала и сказали примерно следующее: « А давайте вы не будете мне диктовать условия и вмешиваться в процесс управления. Пятёрочка так,то на себе весь X5 тащит. Хотите выделываться? Идите рулите Переком и Каруселью, там обороты поменьше вот эти экспериментируйте там с урезанием статей. А принести не мешайте вам деньги зарабатывать».
С этого момента начался раскол. Инвесторы такого отношения не могли терпеть и начали гнобить Ольгу. Ситуация эта вышла наружу, и про это узнал Магнит.
И тупо перекупил Ольгу. В Магните у неё тоже не сложилось, но это другая история.
Ситуация была настолько дерьмовой, что на пару месяцев - руководство Пятерочкой пришлось передать самому Шехтерману.
А дальше X5 нанесли ответный удар, и перекупили у Магнита их топа - Сергея Гончарова.
Сергей понимал, что история с ФАС и прикрытием «вкусных территорий» не решится, а шагать вглубь России не выгодно - и решил сделать ставку на сервис через рост показателей NPS и CSI.
Был сделан уже нормальный ребрендинг крупных Пятёрочек. Продумана концепция развития дополнительных сервисов как внутри магазинов (кофе, выпечка, соки и т.д.), так и внешних - Доставка и 5Post.
Но все уперлось в деньги. Инвесторы хотели отдачи здесь и сейчас (как при Наумовой), а развитие концепции Гончарова требовала затянуть пояса и ждать отдачи в будущем.
Сюда же наложилась пандемия, которая ещё сильнее сократила прирост денег.
И Гончарову перестали выделять нужные деньги на открытие нормальных магазинов - говоря что нужно опять вернуться к концепции «магазинов-сараев» но уже просто с новым оформлением. Его также как и Наумову стали все чаще приглашать на ковёр и требовать сокращения расходов на эксплуатацию, персонал и т.д.
И что самое смешное - Гончаров слово в слово повторил слова Наумовой: «Компания которой я управляю, вас всех тащит как паровоз. Вы бы лучше не меня сюда таскали, а что-то с умирающей Каруселью сделали или Перекрёстком занялись».
Итог закономерен. Гончарова попросили уйти.
Но инвесторов уже начало напрягать - то что их шлют нахер управленцы Пятёрочки, и они решили поставить управляемого человека, чтобы через него путём сокращения операционных расходов снова вернуть себе хорошую отдачу.
Таким человеком оказался Владислав Курбатов, ранее «эффективно оптимизировавший» Перекрёсток. Его и назначили.
Что сейчас происходит в Пятёрочке? «Оптимизация должностей». Магазины высушили по полной, там почти некому работать, теперь взялись за офис. Убирают огромное число должностей - начальников отделов продаж, супервайзеров, подборщиков персонала.
А их функционал перевешивают на директора магазина под видом новой концепции Директор-Предприниматель. Дескать им дают большую свободу управления. Хотя на деле, перекидывают кучу гемора.
А теперь вернёмся к исходному вопросу - Чижик не конкурент Пятёрочки, это изящный способ обхода ФАС - чтобы за счёт дыр в законодательстве пролезть туда - куда Пятёрочке путь закрыт в следствии территориальных войн.
А дискаунтер из Пятёрочки делают по причине жадных инвесторов - рубящих под собой сук.
По сути - Чижик это ответ на красивый финт Магнита с выкупом сети Дикси (которая остаётся отдельным юрлицом для обхода ФАС).
Спасибо за ваше внимание.
Также хотелось бы в следующих постах осветить следующие темы:
- сколько стоит завести товар в сеть?
- кто такие мерчендайзеры и зачем они нужны? полочные войны производителей
- анализ натуральности товаров из Азбуки Вкуса и Вкусвилла
- из чего складывается стоимость продукции на полках,
- о сое в колбасе и не только
- СТМ
- сколько и чего хотят сети
- пост о SLS и шампунях, как правильно мыть голову, тесты косметики, аллергики vs веганы
- про российский маркетинг, а именно: "как магазин генерирует выручку, увеличивает приток покупателей, взаимодействует с поставщиками, а также по различным подходам и стратегиям конкурентной борьбы".
- развёрнутые ответы на ваши вопросы в комментариях, и многое другое. Если вдруг, я не ответила на ваш вопрос и не внесла в "запланированное", то прошу напомнить.
Если вас что-то интересует из темы ритейла, продуктов питания, косметики, пожалуйста, спрашивайте в комментариях или пишите на какую тему пилить следующий пост.
P.S. Все фотографии выдернуты с поисковика, все права на картинки принадлежат их авторам, фото использовано в иллюстративных целях.