Виды заказчиков. Из опыта дизайнера. Часть I

Всем привет, это снова на связь выходит Визуализатор. Прошлый мой пост про Кворк (он тут Год работы на Kwork. Делюсь опытом и предостерегаю) обвинили в рекламе. Мол, негатив - тоже реклама. Наверное, когда этим людям друг говорит "не покупай в том ларьке шавуху, я вчера травонулся", они начинают предъявлять им за рекламу. В любом случае - без негатива, спасибо, что прочли и оставили свой отзыв. По этой причине я больше не буду писать статьи про площадки для фриланса (там дальше планировал похвалить, точно будут говорить, что реклама). Лучше перейду сразу к постам про клиентов.

Итак, клиенты. О них написано много, почти все разобрано по полкам. Я же буду говорить о тех, которых встречал сам работая напрямую в наружной рекламе и как фрилансер. Кому это может быть полезно? Новичкам. Все посты, которые я планирую написать будут адресованы именно начинающим дизайнерам. Поехали.


Тип первый. Мамкин бизнесмен.

Виды заказчиков. Из опыта дизайнера. Часть I Фриланс, Клиенты, Будни, Совет, Дизайнер, Дизайн, Работа, Заработок, Заработок в интернете, Длиннопост

Мамкины бизнесмены встречаются как в полиграфии и наружной рекламе, так и в архитектурной сфере. Первое, по чему можно их узнать - говорят много и быстро. Полностью уверены в своих словах, какой бы бред не несли. Еще одна отличительная черта таких чертей - свой "начинающий стартап", "небольшой бизнес" с обязательным критерием в виде двухсотпроцентной прибыли, но через день, месяц, год. Они обещают, что если ты согласишься с ними сотрудничать за небольшую скидку или сделать для них бесплатное тестовое - озолотят тебя. Обязательно будут платить в два, а то и в больше раз, чем сейчас... но позже. Нередко такие клиенты предлагают процент с доходов или скидку на свой товар. Мамкин бизнесмен так гладко стелет, что ты почти поверил. Но интуиция подсказывает - что-то не так. Вот сейчас самое время попрощаться. Никаких бесплатных тестовых заданий делать вообще не желательно, а скидок новым клиентам - тем более. Особенно, если тебе обещают миллионы. Миллионов нет и не будет. А будут кормления "завтраками" и постоянные жалобы на пандемию, экономический кризис, плохие условия в стране для развития малого бизнеса, собака съела постоплату, извини, подожду пока высрет и переведу сразу. Всего этого будет много.


Но основная опасность заключается в том, что их не всегда можно сразу распознать. Некоторые поначалу платят хорошо и вовремя. А проблемы могут начаться через пару месяцев успешного сотрудничества. Тут, как я писал выше, отмазки могут быть любые. Все они ведут к просьбе сделать скидку, поработать в долг или "немного подождать, время сейчас такое". Это первый и последний звоночек о том, что нужно с таким человеком прекращать сотрудничество до тех пор, пока он не будет готов платить. Некоторые в упор не понимают, почему ты отказываешься делать им скидку, вы же так хорошо работали. Можно попросить скидку на его товар в 50 и более процентов и посмотреть на реакцию. Обычно, тогда и проявляется истинная причина нежелания платить - скупердяйство и неуважение к труду других. "Как это - на мой товар такая скидка? Я что его, рожаю, что-ли? Ты ж понимаешь, что это денег стоит?" - нередкий ответ в таких случаях.


Можно ли с такими работать? Да, но на своих условиях. Не верь в "золотые горы". Их тебе никто не даст. Уважай свой труд, требуй того же от клиента. Если говорит, мол, ему очень тяжело сейчас, время такое, напомни, что вы с клиентом живете в одной стране (или соседних, но похожих по экономическому развитию) и сейчас сложно всем. Не делай без предоплаты, даже если сотрудничаешь не первый раз.


Тип второй. Выходец из убежища 90

Виды заказчиков. Из опыта дизайнера. Часть I Фриланс, Клиенты, Будни, Совет, Дизайнер, Дизайн, Работа, Заработок, Заработок в интернете, Длиннопост

Перед тобой стоит мужчина, среднего возраста, одет в спортивный костюм или кожанку, лицо немного перекошено, смотрит на всех свысока, даже если не очень высокий. Пальцы не могут сомкнуться от количество перстней на них. Приехал к офису на "мерине" или "бэхе". Скорее всего обладает музыкальным образованием, потому что почти после каждого слова вставляет ноту "ля". Думаешь, такие перестреляли друг друга еще в 90-е? Нет, некоторые выжили и стали депутатами. Кому повезло меньше - заимели несколько мелких предприятий. И сейчас он пришел к тебе за рекламой. Устал от мемов про "продающий красный"? Он тоже. Поэтому у тебя в макете теперь могут появиться такие цвета как "петушиный голубой", "зашкварный желтый" и "дристнявый коричневый".


В целом, с такими клиентами можно поладить, если раньше не отпадут уши от количество отборного мата и тупого гыгыканья. Старайся вести себя спокойно, используй минимум англицизмов и вы даже можете поладить. Скорее всего он пришел за красной надписью "пиво" на белом фоне. Так что ничего сложного.


Можно ли с таким работать? Да, вполне. Платят вовремя и хорошо. Мне такие встречались не только в наружке, но и в архитектуре, в строительных фирмах. Но тут нужно быть готовым к конфликтам. Они привыкли, что их везде хотят кинуть. Могут в этом заподозрить и тебя. Вряд-ли сделают шо-нибудь страшное, но не постесняются оскорбить и послать в грубой форме. Некоторые относятся к дизайнерам с предубеждениями. Думаю, и так понятно, какими. Тут уже смотри сам, что важнее для тебя - нервные клетки или деньги.


Тип третий. Перекупы.


Сами клиенты могут быть и нормальными. Здесь проблема больше в схеме их работы. Чем больше звений между дизайнером и клиентов, тем дольше делается проект, больше вносится правок и, соответственно, больше напрягов и нервов затрачивается. Некоторые пытаются найти дизайнера в последний момент и требуют мгновенной реакции на каждое их сообщение. Иногда даже может быть так, что тебе переведут предоплату, после утвержденного тестового задания, а по итогу, когда ты уже начал делать работу, затребуют ее обратно. Потому что на самом деле их заказчик не утверждал, просто они затянули так сильно, что не показывали тестовое, а сказали, что в течении нескольких дней передадут уже готовые материалы. А он взяли и отказался, потому что ему надоело ждать. В итоге крайним пытаются сделать тебя. Я часто читал, что с перекупами работать нельзя. Но редко было написано, почему. Как раз поэтому. Снова таки - всех денег не заработаешь, а нервы в этой деятельности важнее.


Как понять, что перед тобой перекуп? Обычно, у них очень скудное инфо по заказу. И им всегда нужно "на вчера". Иногда у них есть наработки от другого дизайнера, который, по каким-то причинам, отказался заканчивать проект (на вопрос "почему предыдущий не закончил?" ответ почти всегда "та он нас кинул, мы ему как сыну верили, а он такой-сякой"). Если вдруг не заметили сразу и начали работать с перекупом, то обратите внимание на то, как быстро он отвечает на сообщения. Обычно, перекупам нужно много времени на ответы по самым простым вопросам. Например, какой стол поставить или какой цвет шрифта в определенном предложении. Будьте осторожны, берегите себя и своих близких от перекупов.


Можно ли с таким работать? Нет.



Конце первой части. В следующий раз поговорим о приятных типах клиентов, с которыми можно и нужно стараться сотрудничать на постоянной основе.