Валентин Катаев, у которого брат тот Петров, который с Ильфом, сам тоже любил поюморить!

В видео к посту: редкая запись великолепной постановки Ленинградского театра миниатюр Аркадия Райкина по сюжетам юморесок Валентина Катаева из серии «картинки из нашей жизни» (продолжительность – 40 минут, год 1968).


28 января исполнилось 124 года со дня рождения советского писателя, поэта, журналиста, военного корреспондента, сценариста, драматурга Валентина Петровича Катаева (1897-1986).

В 70-80-е годы советские школьники зачитывались его увлекательными повестями «Сын полка» и «Белеет парус одинокий», пропитанными духом приключений и детского героизма. И, конечно, с самого детства каждый из нас знаком с его замечательными сказками, среди которых «Голубок», Цветик-Семицветик», «Пень», «Жемчужина». В сказках Катаева всегда есть любовь, дружба, вера в чудеса, а сюжет учит уважать родителей, быть отзывчивыми, выстраивать взаимоотношения в семье и с друзьями, а также преодолевать разные ситуации, которые помогают повзрослеть и узнать что-то новое.


Но Валентин Петрович Катаев вошёл в историю отечественной литературы не только как детский писатель. Его литературное наследие составляет более 130 произведений, среди которых многочисленные романы, рассказы, повести, сценарии. Более 40 произведений Валентина Катаева, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы.


ДЕТСТВО


Валентин родился в Одессе и с ранних детских лет мечтал стать выдающимся писателем и верил в то, что его мечта сбудется. И хотя, став известным писателем, Катаев более 60 лет прожил в Москве и Подмосковье (в Переделкине), он на всю жизнь сохранил манеры и речь одессита. Возможно, этот самобытный стиль буквально врос в него с детства, в котором русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, смешавший в себе греческие, румынские и цыганские слова.


Его родители были очень хорошо образованными людьми, а мать Евгения Ивановна Бачей даже происходила из дворянского рода и была генеральской дочерью, так что дети росли в культурной семье, в атмосфере любви и взаимопонимания и в буквальном смысле – в окружении книг, так как в доме была собрана великолепная библиотека.


У Валентина был младший брат Евгений, который также избрал писательскую стезю. Позднее Евгений взял себе псевдоним Петров (по имени отца), и это именно он был соавтором широко известных произведений «Золотой телёнок» и «12 стульев» в тандеме с Ильёй Ильфом (Файнзильбергом).


Самым первым опубликованным произведением Валентина Катаева стало его стихотворение «Осень», которое напечатали в издании «Одесский вестник», а потом увидели свет и другие его сочинения, в том числе рассказы и фельетоны. Вот так, неожиданно, будущий автор многих патриотических, героических и психологических произведений начинал свой путь в литературе, можно сказать, в лёгком жанре.


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА


Но насладиться первым успехом и даже доучиться в гимназии Валентину не позволила Первая мировая, и в 1915 году он ушёл добровольцем на фронт. Службу Катаев начал рядовым артиллеристом; далее служил прапорщиком, дважды получал ранение, и даже был отравлен ядовитыми газами, из-за чего его голос на всю жизнь остался несколько хрипловатым. В 1917 из-за тяжёлого ранения в бедро Катаев попал в военный госпиталь, расположенный в Одессе, а осенью 1917 он был демобилизован с фронта в чине прапорщика. В военное время Валентин Катаев был награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV, а также удостоился личного титула дворянина, который не мог быть передан по наследству.


Катаев настолько любил писать, что даже на фронте не оставлял занятия литературным творчеством: в прессе вышли его рассказы и очерки, посвящённые фронтовой жизни. Рассказ «Немчик», опубликованный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал дебютом Катаева на страницах столичной печати.


ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА


Следующую, Гражданскую, войну Катаев тоже провёл на фронте. Но стоит отметить, что этот период биографии Валентина Катаева описывается противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей, а по другой версии Катаев, прежде чем примкнуть к «красным», состоял добровольцем в Белой армии генерала Деникина, за что впоследствии был арестован чекистами. Также есть сведения о работе Катаева в ЮгРОСТА (южное (Одесское) отделение Российского телеграфного агентства).


В 1920 году Валентин Катаев чуть не умер от тифа, а после полного выздоровления принял решение стать подпольщиком офицерского заговора против П.Н. Врангеля, за что вместе с братом был арестован. Пропуская тонкости этого дела, скажу, что в тюрьме братья-писатели пробыли до осени 1920 года, после чего их отпустили на свободу, а остальных заговорщиков той же осенью расстреляли…


Пережитые тяготы военной жизни Катаев описал в повести «Записки о гражданской войне» (1920) и в рассказе «Отец» (1928).


В 1922 году Валентин Катаев переехал в Москву, где с 1923 года работал в газете «Гудок», а также сотрудничал со многими изданиями в качестве «злободневного» юмориста. В этот период он писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы, а свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица». В столице Катаев общался с такими людьми, как Юрий Олеша, Исаак Бабель, Илья Ильф, Эдуард Багрицкий, которые покинули Одессу вслед за Катаевым и не без его помощи обустроились в столице.


Плодотворная работа и талант Валентина Катаева не остались незамеченными в столице. В 1926 году была опубликована его повесть «Растратчики», в которой автор в сатирической манере критиковал общественный бич того времени – присвоение казённых денег. Повесть имела большой успех, и даже сам Станиславский предложил Катаеву поставить по её мотивам пьесу, которая действительно вскоре вышла на сцене МХАТа. Произведения Катаева вышли даже за границы Советского Союза: пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.


ПРО "ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ" ИЛЬФА И ПЕТРОВА


Почти во всех биографиях Валентина Катаева описывается история (с небольшими отклонениями в деталях) о том, что Валентин Катаев, напутствуя приехавшего вслед за ним в Москву брата Евгения (как мы уже упоминали, тот работал под псевдонимом «Петров» со своим коллегой Ильфом-Файнзильбергом), подсказал ему сюжет романа «Двенадцать стульев». Судя по всему, дело было так: Валентин Катаев поделился с Евгением и Ильёй идеей авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах и пригласил их написать черновик романа с тем, чтобы в дальнейшем самому доработать его и продвинуть к публикации. Однако творческий дуэт блестяще воплотил замысел и без наставника, роман быстро обрёл популярность и разлетелся на цитаты. Справедливости ради отметим, что издан он был с посвящением Валентину Катаеву.


ПЕРЕД ВОЙНОЙ и ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ


В 1932 году выходит роман «Время, вперёд!» (экранизирован в 1965), в 1936 – принесшая писателю широкую известность повесть «Белеет парус одинокий» (в 1937 году был поставлен одноимённый фильм), в 1937 – повесть «Я сын трудового народа». Как известно, в судьбе главных героев повести «Белеет парус одинокий», юных одесситов Пети и Павлика, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени. Эта повесть открывает тетралогию «Волны Чёрного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


В 1938 году Валентин Катаев стал свидетелем ареста поэта О. Мандельштама и, считая это событие несправедливым, Катаев в дальнейшем регулярно помогал деньгами семье Мандельштама.


В годы Великой Отечественной войны Катаев отправился на передовую: он был военным корреспондентом и фотографом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. На войне Катаев написал своё необыкновенное произведение «Отче наш». А буквально накануне Победы Валентин Петрович написал свою знаменитую повесть «Сын полка», за которую получил Сталинскую премию, а в 1946 по повести был снят художественный фильм.


Среди множества цитат Валентина Петровича Катаева мне нравятся, например, эти:


«Чёрные мысли рассеялись. Вы заметили, как легко рассеиваются черные мысли?»

«Нет такого горя, которое бы не отступило перед жизнью. И это – великое счастье… Иначе как бы мы все стали жить?»


И ВСЁ-ТАКИ ВЕРНЁМСЯ К ЮМОРУ


И раз уж в заголовке к посту было анонсировано мастерство Валентина Катаева к созданию юмористических произведений, предлагаю посмотреть маленький шедевр, снятый замечательным режиссёром Александром Белинским по сюжетам юморесок писателя. Великолепные актёры Ленинградского театра миниатюр Аркадия Райкина без декораций и спецэффектов тонко и изящно разыгрывают случаи из жизни.


В фельетоне “Дневник горького пьяницы” каждый узнает типичную картину из серии "на следующий день после выпивки".

В рассказе «Шубка», которая стоит всего 22 килограмма сливочного масла, раскрыта вся сущность "страстного" любовника.

А сказка с намёком «Жемчужина» рассказывает о красивой молодой рыбке по имени Каролина, которая отказывала всем женихам, делавшим ей предложение...

Юморески Валентина Катаева. Ленинградский театр миниатюр А.Райкина. 1968. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv