Тенденции развития музыки по А.В. Макаревичу

Данная статья относится к Категории: Подражание известным решениям

Тенденции развития музыки по А.В. Макаревичу Творчество, Технологии, Музыка, Тренд, Прогноз, Андрей Макаревич, Прогресс, Электронная музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

«Если взять восточную речь и восточную музыку, то и интонации, и мелодические ходы мы услышим совсем другие, но и там печальная речь будет так же связана с музыкой, навевающей на восточного человека печаль (на нас, может быть, и нет). Меня в детстве занимало: почему у Битлов иногда грустные стихи поются на весёлую музыку? Это вызывает театральный эффект - когда человек, смеясь, рассказывает о своём горе. Музыка - состояние, не подкреплённое конкретной словесной информацией. Поэтому она несёт, конечно, в сто раз больше, чем самые мудрые слова.


Мне кажется, музыка (не музыка вообще, а музыка, как мы её знали) пережила в недавнем прошлом три смерти. Конечно, она не умерла - умрёт она вместе с человечеством. Она трансформировалась во что-то, что я не берусь комментировать - найдутся люди посовременнее меня.


Но если говорить о музыке, как мы её знали, то первая её смерть наступила в момент изобретения звукозаписи. Конечно, звукозапись дала возможность миллионам людей услышать то, что они никогда бы не услышали. Но тем самым девальвировала музыку и превратила её в консервы, убив уникальность каждого исполнения. Бах всю жизнь проиграл в одной капелле. Много ли народа слышало его? Не думаю. Но его нельзя было сделать потише или погромче, нажать на «stop» и отмотать на начало. Или, скажем, подложить его игру под рекламу памперсов. Каждая взятая им нота звучала единожды и неповторимо. И тем была ценна в высшей мере. Звукозапись имеет такое же отношение к живому исполнению, как фотография к живому человеку. Конечно, бывают очень красивые фотографии.


Вторая смерть наступила при изобретении электронного метронома и электронных барабанов. Нет, конечно, механические метрономы были задолго до этого - для репетиций. Но никому не приходило в голову нанизать музыку на ритм, лишённый жизни. А жизнь - это масса ритмов, спрятанных в природе, и прежде всего биение нашего сердца, и оно никогда не бьется равномерно. Мы волнуемся, и наш пульс учащается. И сейчас концертные исполнения рок-н-ролльных артистов в полтора раза быстрее студийных. Сравните состояние на сцене перед беснующимися фанами и в пустой прохладной студии. Практически вся заводная музыка тридцатых – шестидесятых от начала к концу хоть чуточку ускорялась - не специально, разумеется. На столько же повышался пульс исполнителя. Сейчас это считается большим недостатком. По-моему, это естественное и потому необходимое качество.


Сегодня придумали массу хитростей, чтобы замаскировать бездушного электронного барабанщика под живого. Например, в его идеально точную ритмически игру специально вводят маленькие ошибки. На покойника наводят румянец и ждут, когда он зашевелит пальчиками.


Третья смерть - изобретение музыкальных компьютерных программ. Я хорошо помню взрыв музыкальной электроники в семидесятых - Эмерсон, Жан Мишель Жарр, Томито. Мне казалось тогда, что человечество пойдёт по пути поиска новых, неизвестных ему звуков, порожденных новыми приборами.


А мода на это дело продержалась недолго, после чего вся электроника на девяносто девять процентов свелась к имитации уже известных нам, изобретённых давным-давно инструментов. Консервы породили консервы следующего поколения».


Макаревич А.В., Сам овца, М., «Захаров», 2007 г., с. 102-103.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

Закон вытеснения человека из системы по Б.Л. Злотину


+ Плейлист из 9-ти видео: ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Андрей Вадимович Макаревич — отечественный «художник-график» (по образованию); композитор, с 1969 года - художественный руководитель группы «Машина времени» / РИА Рустим & Изображение Welcome to all and thank you for your visit ! ツ с сайта Pixabay

Лига музыкантов

3.4K постов4.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.