СВО в моём детстве

"В этот вечер отец возвратился с завода с винтовкой..."

Егише Чаренц. "Дедушка Ленин".

1988 год. Лето. Каникулы.

Отец уже два месяца "на межгород" и за рубеж не ездил - сначала переоформлял водительское удостоверение с открытием новой категории, потом - загранпаспорт, в связи с чем "сидел в конторе" в качестве диспетчера. Поэтому, когда вечером он внёс домой здоровенную сумку-баул из ткани цвета хаки, я решил, что он опять отправляется в рейс.

Я быстренько спроворил ужин, после которого батя внёс сумку в гостиную и начал разбирать её содержимое. На диван последовательно легли: каска с подшлемником, бронежилет, пятнистые куртка, кепка и штаны, тельняшка, ботинки с высоким берцем - всё это я немедленно начал натягивать на себя. Дождавшись окончания моего дисгайза, отец извлёк из недр сумки небольшую аптечку, противогаз, а дальше - мечту любого мальчигки от 4-х до 90 лет: штык-нож в ножнах, коротенький автомат с откидным прикладом (АКС-74У, как я потом выяснил), а следом - два уже снаряженных рожка к нему.

Я был настолько ошарашен, что мне даже в голову не пришло спросить, откуда всё это и для чего. А отец мягко пресёк мои попытки подобраться к смертоносным сокровищам и попросил принести из кладовки тряпки с ветошью. Получив желаемое, батя расстелил на столе кусок брезента, выщелкнул из рожков все патроны, осмоирел их, затем снова вернул в рожки, добавил на стол из сумки двугорлую маслёнку и начал разбирать автомат, бормоча пока непонятные для меня слова:"Только что с хранения, не удосужились даже...". И тут домой пришла мама.

Она взглянула на меня, полосатого и закамуфлированного не по размерам, на отца с затвором в руке, на разобранный автомат на столе - и как-то сразу постарела лет на десять.

- Ты не волнуйся, это для учений выдали..., - начал было отец.

- Ага, знаю. Мне Вера (секретарь директора автобазы и мамина подруга) рассказала, зачем вас собирали,- прервала его мама каким-то чужим голосом, - Когда выходите?

- Завтра рано утром, - батя тоже помрачнел, потом взял маму под руку и повёл на кухню, не забыв прихватить со стола обоймы и штык-нож.

Минут через десять совместным решением родителей я был разоружён, декамуфлирован и отправлен спать.

Часов в шесть утра за отцом заехали с работы. Я слышал в коридоре сдержанные всхлипы мамы и тихий, уговаривающий голос отца: "Не бойся, всё норм будет...это ненадолго...ты же знаешь, меня даже в драках толком не били ни разу....", и всё такое подобное. Хлопнула дверь - батя ушёл.

Через час мама ушла на работу. После этого я вылез из постели. Отец забрал всё, что вчера принёс, оставив дома только кепку.

В этот год у нас в городе были намечены большие учения по гражданской обороне с участием всех граждан и организаций, армии, милиции. С отправкой граждан в бомбоубежища, дезактивацией и перекрытием улиц. Сначала планировали провести их осенью, когда начнутся занятия в школах, чтобы участвовали и дети. Но около недели назад внезапно планы поменялись, и всем объявили о проведении учений летом, в ближайшее время.

Папина "контора" тоже участвовала, но чтобы вот так... Мама, вопреки моим расспросам, ничего не стала пояснять, сказав лишь, что вот вернётся отец - расскажет.

На третий день папиного отсутствия в 12 дня завыли сирены, улицы быстро опустели, по радио и телевизору отдавались команды, с указанием всем незадействованным в учениях оставаться дома или на рабочих местах.

После полуторачасового сидения в четырёх стенах я решил выйти во двор и погулять. Мои приятели и одноклассники, жившие по соседству, были того же мнения. Прослонявшись по пустому двору, мы пришли к общему решению отправиться на боищлежащее кладбище половить ящериц. Но не успели пройти и квартала - были изловлены военным патрулём, каковыми город был наводнён. В итоге мы провели около трёх часов с молодыми вооружёнными парнями, слушая армейские байки, вкушая армейские пайки и слушая трес кузнечиков невероятно тихого проспекта Победы. Потом за солдатами приехали, а нас отпустили восвояси. Учения закончились.

А вечером, наконец, вернулся папа. Он рассказал, что учения прошли на высоком организационном уровне. Достигнуты все цели, выполнены все задачи, и даже более того. Так звено разведки умудрилось не только обнаружить единственный в городе зыбун, но и всесторнне его исследовать,вызволяя загнанную туда автолабораторию. Начальник автоколонны вступил в неравный бой с двумя свалившимися на него сверху дерущимися воронами и даже умудрился выжить. А старший диспетчер дядя Педя, прозванный так за мерзкий характер в общем и визгливый голосок в частности, будучи старшим звена охраны порядка, повстречал на месте несения службы пеший минитабор залётных иногородних цыган, ведать не ведавших ни о каких учениях, но уверенных, что их самурайскому пути ничто не должно мешать - и был вынужден сначала взять их в гуманитарный плен, а затем - конвоировать через весь город табун шумных, агрессивных и дурно пахнущих людей, ибо райотдел по месту их принимать отказался, а отпустить восвояси - не разрешили. Мама смеялась, но было заметно, что радует её лишь целость и невредимость отца.

На все мои неоднократные вопросы "что это было?" батя реагировал одинаково - либо повторял ранее сказанное, либо отшучивался, либо добавлял новые подробности. В итоге я расспросы прекратил. Но в 1999 году батя неожиданно для меня рассказал всё сам.

Нехорошие процессы конца 80-х годов прошлого века затронули все сферы в стране, не избежала этого и армия. Несмотря на принимаемые меры всё чаще прорывались сведения о том, что истинное положение вещей не соответствует провозглашаемому, и будущие "ценные иностранные специалисты" всё чаще творят беспредел, вину за которых возлагают на пострадавших, оставляя их наедине со своими проблемами. Всё это "толерантно" называлось "дедовщиной".

В этом на собственной шкуре убедился один паренёк, будучи призванным в ряды армиии и направленным для прохождения службы в далёкое Забайкалье. Курс молодого бойца для него и сверстников-новобранцев превратился в попытки выживания, отрицательно влияющие на его физическое и психическое здоровье. Последней каплей стало письмо друга, сообщившего, что девушка, обещавшая ждать солдата, теперь не его девушка, точнее, не только его. В итоге боец согласился помыть за "дембеля" полы в оружейной комнате, после чего, запасясь оружием, открыл охоту на своих мучителей, закончившуюся со счётом 17:0 в его пользу.

Понимая, что за этим последует, парень решил податься в бега. Компанию ему составил ещё один новобранец, прибывший служить Родине, а попавший в тюрьму, и они, запасясь едой, оружием и патронами, покинули воинскую часть.

Конечно, их сразу стали искать. Но мало того, что время было упущено, так и ещё никто толком не представлял, куда беглецы отправились. Один из них был из Астрахани, второй - из Владивостока, оба - с разным жизненным опытом, что тоже вносило сумятицу. Помогла оброненная и запомненная кем-то фраза "хочу этой суке в глаза посмотреть" - значит идут на Запад.

На след беглецов напали, но поймать их никак не удавалось, несмотря на принятые меры, включающие розыскные ориентировки, вооружённые милицейские и армейские патрули, и постоянную работу с населением, особенно с агентурой. Парни постоянно опережали погоню на день-два. Играло свою роль их поведение - вежливое, корректное, подкреплённое разными легендами: то они "дембеля", возвращающиеся из армии, то - ездили в гости к другу к месту его службы, то из отпуска солдаты возвращаются, то, когда появились патрули - являются воооужённым патрулём, ищут дезертиров. Во всех случаях парни встречали сочувствие, получали помощь, в трм числе в виде крова, елы, сигарет, гражланскрй одежды(которую часто меняли) и денег. Натыкались они и на патрули - дважды, и оба раза спокойно ушли. В одном случае - банально откупились деньгами, в другом - встретили столь горячее сочувствие к себе со стороны двух патрульных-"слонов", что их старший - сержант-дембель, счёл лучшим решением сделать вид, что этой встречи никогда не было.

Ситуацию осложняло и то, что беглецов искали не только соответствующие органы. Родные и близкие погибших, и христиане, и мусульмане, проявили редкое единодушие в стремлениии покарать обидчиков. Для этого была нанята группа из пяти или семи мужчин, опытных в кровной мести и обращении с оружием, которые скрытно выдвинулись навстречу цели. При этом соплеменникам мстителей по маршруту движения группы возмездия были даны указания всячески содействовать ей.

Время шло, результатов не было, а ситуация всё больше ухудшалась. Где-то под Челябинском беглецы в каком-то шалмане познакомились с группой беглых уголовников. Те решили принять горячее участие в миссии парней, для чего с помощью одолженного у них оружия расправились с милицейским патрулём и, вооружившись захваченным оружием, выступили совместно. При этом новоприбывшие оказались более информированными, и выяснили, что неверную девицу родители, от греха подальше, спешно отправили к бабке, живущей в нашем городе. Также новые члены уже впрлне себе банды выяснили, что, несмотря на поднятый шум и принятые меры, по новому месту жительства фемины-либертины их не ждут, да и противопоставить им особо нечего. Контингент профессиональных военных в основном разъехался по полигонам, многие в отпусках, есть подразделение спецназа, который подавляет бунты в тюрьмах, но людей там недостаточно для поиска иголки в стогу сена. Тем более, что выпускать на поиски оставшихся в городе и поблизости военнослужаших-срочников не рискуют ввиду их знания о произошедшем и почти поголовного сочувствия беглецам.

В сложившейся обстановке было принято решение сдвинуть дату учений на расчётное время прибытия в город обеих групп, а к операции привлечь всех способных держать оружие. Ввиду этого после собрания, посвящённого учениям, руководство автобазы попросило остаться всех, кто служил в армии и имеет опыт участия в боевых действиях. У отца был такой опыт, оценённый орденом Красной Звезды. Специально прибывший на встречу военный в штатском обрисовал обстановку и попросил остаться добровольцев, готовых помочь. Остались все. Учения для них прошли в несколько другой атмосфере и обстановке, чем для остальных.

В итоге всё закончилось благополучно. По имеющнйся у отца информации оба бандформирования удалось грамотно дезынформировать и организовать их совместную встречу в каких-то развалинах к югу от города. Там они существенно уменьшили друг другу численность, а выжившими занялись подоспевшие специально обученные люди. Тем эта история и закончилась.

Истории из жизни

36.3K пост74K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.