СССР как корпорация

Представьте себе большую корпорацию, в которой работает огромное множество людей. Она не занимается чем-то одним, она владеет тысячами предприятий, от металлургии и тяжелой промышленности до детских садов, школ, университетов и больниц. Она строит дома и дает людям, которые на нее работают, жить в этих домах, водить своих детей в принадлежащие ей детские сады и школы, лечить всю семью в корпоративных больницах, а после окончания корпоративного университета автоматически предлагает выпускникам рабочие места в своих предприятиях.

Какой хороший работодатель, скажете вы.

Вот только есть нюанс - корпорация не платит за работу денег.

Если быть точным, каждый месяц каждый работник получает некоторое количество корпоративных купонов. Их можно потратить в магазинах, принадлежащих корпорации, но только в них. Без купонов вам ничего не дадут - количество товара в магазине ограничено. Вполне возможно, вы за месяц не сможете потратить все купоны, но их можно сохранить у себя или в корпоративном банке. Крупные покупки вы тоже не сможете делать часто - корпорация делает не так уж много холодильников и мебельных гарнитуров, за ними нужно охотиться, а на автомобили так вообще очередь из желающих на несколько лет вперед.

Зная это, пошли бы вы работать в такую корпорацию? Ведь и плюсов немало - бесплатное обучение и медицина, гарантированное трудоустройство...

Вот только выбора у вас нет. Корпорация контролирует территорию, где вы живете, и если вы откажетесь работать, вас накажут. Если будете выступать против корпорации - вас накажут. Если захотите уехать - вам не дадут.

Вы скажете - ну это фигня какая-то уже, прямо антиутопия получается. А ведь все, что я сделал - это описал социалистическое государство.

Люди в замкнутой экономической системе производили товары друг для друга и оказывали услуги друг другу по установленным правилам, получая за это установленное количество купонов и право на другие услуги, существующие в этой системе. Они лечили людей и учили детей, добывали руду и строили дома, получая за это купоны и право лечиться и учиться друг у друга. В купонах же у корпорации не было недостатка, она всегда могла напечатать любое их количество, и это не приводило к инфляции, поскольку она сама контролировала цены в собственных магазинах.

Разумеется, для поддержания системы корпорация имела специальные органы, ответственные за составление плана для этой системы - сколько чего нужно произвести силами имеющихся производственных мощностей и рабочих, чтоб худо-бедно хватило всем. Но она запретила всем на своей территории иметь собственные предприятия и торговать по свободным ценам даже используя корпоративные купоны. Хотя спрос бы был - в корпоративных магазинах частенько наблюдался дефицит - но частная торговля по неконтролируемым ценам могла разогнать инфляцию и поломала бы всю систему.

Корпорация, конечно, торговала некоторыми видами своей продукции с субъектами за пределами своей территории, и кое-что у них закупала. Она получала за это настоящие деньги, международно конвертируемую валюту, но ее было не так много - излишков у плановой экономики много не бывает. Валюта шла на закупки того, что корпорация не могла произвести сама, и немножко выделялось тем, кому разрешалось выезжать за пределы территории корпорации. В обмен на купоны, конечно, по твердой цене. Но позволить свободную торговлю валютой на своей территории она опять же не могла - возможность купить любые товары за пределами корпорации и покрыть дефицит породил бы бешеный спрос на валюту, и её цена в купонах улетела бы в небеса. Поэтому за любые валютные операции полагалось строгое наказание.

Наша корпорация, как и любая другая, была заинтересована в прибыли. Ее руководители и выгодополучатели пускали эту прибыль на собственные геополитические амбиции, тратя огромные средства на выпуск оружия, подкупая лояльных политиков по всему миру, чтобы те строили подобные корпорации в своих странах, и помогая уже выстроенным режимам, чтобы те не уморили свое население голодом. Распространяя влияние и власть.

Но ничто не бывает вечным, и в один прекрасный момент корпорация перестала существовать. На ее территорию ворвался свободный рынок, стали доступны любые товары и закончился дефицит. И тут люди поняли, что не так уж и много у них того, что они могли бы продать, что пользовалось бы спросом, а купить хочется всего и много. Никто больше не запрещал валютные операции, и цена на валюту, выраженная в купонах, улетела в небеса. То, что десятками лет копилось под матрасом и в корпоративных банках, мигом обесценилось, и люди поняли, что их обманули.

Их обманывали 70 лет, когда за работу под видом денег платили неконвертируемые фантики - советские рубли. Им поколениями не давали скопить богатство, душили частную инициативу, огромное количество эффективных, конкурентных на мировом рынке частных предприятий могло бы быть создано, но создано не было. Талантливейшие люди умирали в той же бедности, что и родились, а по наследству можно было передать разве что скудные пожитки - ведь остальное даст государство. А потом оно отказалось давать. Постаревшим своим работникам, которые в свое время создали для него огромные активы, оно платило нищенскую пенсию, а активы оказались розданы нужным людям.

И теперь, спустя всего лишь 30 лет, всего поколение спустя - выросли новые полезные идиоты, пропагандирующие социализм, заполняющие интернет красочными агитками с лозунгами, не требующими разума для осмысления. Давайте построим новую мегакорпорацию, снова ограбим людей, снова заставим их работать на купоны нового типа и потом снова позволим партийной верхушке распределить все созданное народом по своему произволу. Ведь для этого и нужен социализм - монополизировать все в руках государства, сконцентрировать все активы в руках узкой группы, отдать ей все рычаги управления и доверить судьбу свою и своих детей. Отдаться на милость монополиста.