Советую посмотреть фильм «Трагедия Макбета» (The Tragedy of Macbeth) (2021)

Советую посмотреть фильм «Трагедия Макбета» (The Tragedy of Macbeth) (2021) Советую посмотреть, Рецензия, Фильмы, Драма, Уильям Шекспир, Братья Коэн, Макбет, Фрэнсис макдорманд, Премьера, Кинокритика, Новинки кино, Триллер, Видео, Длиннопост

Жанр: историческая драма, триллер, киноадаптация

Страна: США

Режиссер: Джоэл Коэн


«Шотландская пьеса» Шекспира за четыреста с лишним лет обросла суевериями и пусть недоброй, но славой – десятки киноадаптаций подтверждают. Сегодня на отменную пьесу ополчаются приспешники «культуры отмены»: расизм, нетерпимость, насилие и другая неудобная правда истории вновь делает перо-копье Шекспира (Shake speare дословно «потрясающий копьём»), как никогда, острым. Вооружен и очень опасен оказался и Джоэл Коэн. Заточенные клинки персонажей, обостренное восприятие действительности и острота ума – таков арсенал режиссера, чья «Трагедия Макбета» пронзает с экрана насквозь.

«О, где же ты, брат?», – по-коэновски вопрошаешь, всматриваясь в титры, в которых от Братьев Коэнов только половина. «Трагедия Макбета» – конечно, не дебют, но первый самостоятельный фильм Джоэла, в котором он выступил режиссером, автором адаптации, продюсером и монтажером. Книжное «черным по белому» он перенес в черно-белую гамму кинополотна, расцвеченного яркими актерскими работами. Пусть Фрэнсис МакДорманд давно не нужно доказывать, что она больше, чем жена режиссера, но став женой Макбета, она подтвердила свой многогранный талант, как и сам Макбет Дензела Вашингтона, урезонивший постыдные споры о том, может ли чернокожий актер исполнять роль шотландского короля. Нет у Коэна реверанса BLM, как нет и попытки приглушить «колорит» лиц диахромностью фильма. «Трагедия Макбета» построена на крупных планах и с первых мгновений фильма становится ясно, что компромиссов в кастинге у автора не было, а тандем главных героев оказывается убийственным во всех смыслах слова.


Джоэл Коэн мастерски сократил текст первоисточника, сделав сюжет динамичнее и доступнее для современного зрителя. Вместо зрелищного, полного спецэффектов блокбастера, в котором изображение затмевает текст, получился напряженный психологический триллер, приковывающий взгляд и учащающий пульс. Новизна коэновской трактовки в отсутствии желания во что бы то ни стало утвердить свою индивидуальность за счет автора.

Коэн избегает визуальных подробностей и бытописания. Визуальный графитный стержень фильма сочетается со строгой геометрией форм и театральной аскетичностью. Ближайшей отсылкой может служить телепостановка 1979 с Иэном Маккелленом и Джуди Денч. Ее особенность в отсутствии декораций и акценте на пустом пространстве сцены. Вот и для Коэна центральным становится пустырь, глухое место, оживающее от кровопролитий. Здесь скитаются в бессоннице одни, обрекая на вечный сон встречных, проступают тени и призраки, оживают страхи и предчувствия. В густом тумане, в который погружена эта трагедия об узурпаторстве и паранойе, персонажи то тонут, то прорываются сквозь него. Сюда не доходит свет и от сумрака троится в глазах – так, роль трех вещуний блистательно исполняет Кэтрин Хантер, чья искривленная пластика пугает и завораживает.


В начале и конце Джоэл Коэн выводит на экран два титра – «Когда» и «Завтра». В финале, заполненном черным вороньем, пострашнее «Птиц» Хичкока, два эти слова складываются в страшное, но не лишенное надежды предзнаменование. Ведь если «завтра» сулит мрак, остается «сегодня», которое может успеть предотвратить его. И в этом, пожалуй, главные посыл и причина сегодняшнего обращения к трагедии Шекспира, которая не только на подмостках и экранах, но и вокруг них, вокруг нас повторяется из века в век. В погоне за сиюминутным и злободневным мы забываем, что вневременное – современно, и его срок годности выше, чем у нынешней повестки дня. Коэн говорит об этом без фирменной иронии и кажется, что время черного юмора сменилось в сознании режиссера трауром по будущему.


Макбет у Коэна – «новый черный», но чернота эта не кожи актеров, не зависти персонажей, не грифеля кинохудожника, и даже не черной, порой, магии кино или соблазнительности нуара. Речь о черной полосе мира, в котором велик риск, что «зло станет правдой, правда – злом». Лучшей метафорой ему становится черный экран. Освободиться от тьмы – таков урок «Трагедии Макбета», отлитой в безупречном киномраморе Джоэлом Коэном. «Я странно говорю; поймешь потом. / Все, начатое дурно, крепнет злом».


@Эмилия Деменцова

Советую посмотреть

2.9K постов34.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В тегах ОБЯЗАТЕЛЬНО ‼️проставляются:

- тег «советую посмотреть»❗️

-название фильма (на русском языке, как на Кинопоиске)❗️

Желательно добавлять в описание Жанр, год и рейтинг фильма на Кинопоиск,  IMDb или Rotten Tomatoes.

Не нужно делать длинные посты и подборки.

Интересное, короткое описание к фильму вызовет к нему больший интерес.

Лучше пишите своё описание или свои впечатления от просмотра -это намного интереснее скопированных с Кинопоиска текстов.