Символ покорения Арктики: атомный ледокол «Ямал»

В прошлом году прямо посреди Северного Ледовитого океана созрели... мартовские огурцы! Первый урожай овощей сняли прямо в теплице, устроенной на ледоколе "Ямал". Надо сказать, что такой вид огородничества не только скрашивает досуг моряков, но и приносит пользу в виде витаминов во время долгих зимних рейсов "Ямала" по Севморпути.

Приключения ледокола

Советско-российский атомный ледокол «Ямал» был спущен на воду в 1989 году и принят в эксплуатацию уже три года спустя. Сейчас «Ямал» является седьмым по счету кораблем, добравшимся до Северного полюса планеты. За все время своей работы этот атомный ледокол совершил более 46 рейдов.

Не все из них были легкими. В 1996 году «Ямал» пережил пожар, а в 2009 столкнулся с пустым танкером, который шел на балласте. После ЧП ледоколу пришлось осуществить сопровождение второго судна до безопасного порта.

В том же 2009-м «Ямал» принимал участие в спасательной операции группы археологов из бухты Ледяная Гавань, что в архипелаге Новая Земля. Список приключений и «злоключений» российского атомного ледокола можно было бы продолжать еще долго, но интересен «Ямал» не только этим.
Полный... назад?

Атомоход «Ямал» относится к ледоколам класса «Арктика». Они могут ломать лед, двигаясь не только вперед, но и назад. Правда, на это требуется больше энергии. Корпус атомохода разделен на водонепроницаемые отсеки: даже если будут затоплены главные из них, судно останется на плаву.

Главное преимущества атомного ледокола — автономность. Это значит, что ему не нужно пополнять запасы угля и дизельного топлива. Главное отличие ледокола от других судов — форма корпуса. Пологий нос напоминает по форме ложку, здесь нет типичного для других судов выдающегося вперед волногасителя. Ниже ватерлинии расположен пояс ледовой защиты из сваренных стальных листов толщиной 5 см. Также у судна усиленный форштевень. Эта конструкция позволяет ледоколу наезжать на толстый лед и проламывать его своим огромным весом.

Чтобы во время стоянок лед не намерзал на судно, вдоль всего борта установлены специальные устройства. Через них под давлением подается воздух. Пузыри воздуха вырываются из дюз создают пену, которая препятствует образованию льда. Руль ледокола сделан с существенным запасом прочности, чем на обычных кораблях. Это необходимая мера, потому что нередко особо прочные льды приходится преодолевать задним ходом, кроша лед гребными винтами.

Сегодня на службе РОСАТОМФЛОТа состоят 6 атомных ледоколов. Основную работу они ведут с лета по конец осени, когда ледовая обстановка легче, а зимой на судах проводятся плановые ремонты.

Длина атомного ледокола «Ямал» составляет 150 метров, водоизмещение 23 тысячи тонн, мощность энергетической установки 70 тысяч лошадиных сил, максимальная скорость хода 21 узел. Одной зарядки ядерного топлива хватает на пять лет службы.

Запасов на судне достаточно для рейдов продолжительностью в семь с половиной месяцев. Это если брать в расчет полный комплект экипажа в 145 человек и 128 пассажиров. Да, для перевозки туристов ледокол не предназначен, однако на нем постоянно плавают различные специалисты-ученые.

"Зубастый «Ямал»

А еще «Ямал» отличает особенная расцветка. Сначала все ледоколы класса «Арктика» были покрашены в желтый цвет, но выяснилось, что его плохо видно с воздуха, поэтому суда перекрасили в ярко-красный или оранжевый. «Ямал» отличается от своих собратьев по атомному флоту акульей улыбкой, нарисованной на носу. Она появилась, когда в 1994 году ледокол в рамках одной из международных гуманитарных программ возил детей к Северному полюсу – так судно выглядело веселее.

А как считаете вы — идет ли суровому судну такая позитивная раскраска? Пишите свои аргументы «за» и «против» в комментариях!

Моряки вместе с боцманом и механиком, с согласия капитана, сами нарисовали узор. Увы,представители АТОМФЛОТа креатив не оценили, сделали выговор капитану и потребовали убрать рисунок. Но времени на это уже не оставалось, поэтому руководство дало согласие на рейс, но велело убрать картинку после возвращения домой.

В итоге "улыбку" пришлось оставить по просьбе туристической компании, необычный ледокол с оскалом настолько сильно всем понравился, что даже в документах его указали, как "зубастый Ямал".

50 000 чайников

Мы уже говорили о том, что все атомоходы могут двигаться как вперед, так и назад. При этом «Ямал» - один из самых маневренных. Смена хода с «полный назад» на «полный вперед» занимает всего 11 секунд.

При движении в трехметровых льдах, ледокол прокладывает себе дорогу ударами, судно разгоняется и пробивает лед на несколько десятков метров, потом отходит назад и набирает ход снова. Средняя скорость в этом случае падает до двух километров в час.

На рабочем месте штурмана отображается вся навигационная информация. Для надежности на ледоколе есть несколько радаров разных систем. Они помогают судоводителям определять местоположение и расхождение с другими судами.

Ледокол «Ямал» оснащен двумя ядерными реакторами суммарной мощностью 55 мегаватт, а запас топлива составляет аж 200 кг урана. Этого хватает на 5 лет непрерывной работы.

Кстати, турбины на ледоколах отличаются от тех, которые устанавливают на атомных станциях. На АЭС они состоят из трех отделов, и в каждом разное давление — это сделано ради мощности. На судовых установках этим параметром пришлось пожертвовать ради компактности. Но не думайте, что генераторы на ледоколе слабые: 55-ти тысяч их киловатт хватило бы на работу примерно 50 000 домашних электрочайников.

Вахта на ледоколе длится 4 месяца, но бывает, что люди задерживаются и на год. Поэтому очень важно, чтобы моряки в любой момент могли отдохнуть и почувствовать себя, как дома. Для отдыха на борту имеется самый настоящий бассейн и библиотека.

Капитанская дочка

А еще с ледоколом «Ямал» связана очень трогательная история. Капитаном первого атомохода такого же класса - «Арктики» - был Юрий КучИев. Он отдал арктическому флоту более 40 лет жизни. После его смерти дочь капитана приехала в Мурманск, чтобы исполнить его предсмертную волю. Он просил доставить к северным льдам свой прах. Волю капитана помогли исполнить моряки атомохода «Ямал». В районе Северного полюса с борта этого ледокола поднялся вертолет, высадивший родственников и близких Кучиева на льдине, где прошел траурный митинг, после которого урну с его прахом опустили в полынью.

Около года назад "Ямал» подновился. Прошли работы по восстановлению его лакокрасочного покрытия судна. После этого срок службы ледокола продлили до 2028 года, поэтому еще как минимум четыре года он будет преодолевать толщи льда, радуя пассажиров своей зубастой улыбкой.

А какая история из жизни ледокола «Ямал» понравилась вам больше всего?

Арктика и Антарктика

99 постов544 подписчика

Правила сообщества

Соблюдать правила сайта.