Селькупы, их язык и достижения

Взяли у Григория Коротких, директора АНО «Межэтническая ассоциация «Ильсат» небольшое интервью, в котором Григорий рассказал про селькупов, их традиционные занятия и подробно осветил ситуацию с селькупским языком.

Из интервью вы также сможете узнаете про работу и достижения Межэтнической ассоциации «Ильсат» .


Расскажите про народ селькупов, чем он славится? В каких источниках можно узнать о нём?


Селькупы – это коренной малочисленный народ Западной Сибири. Они живут на двух обширных и обособленных друг от друга территориях: в Томской области живут южные селькупы, а в юго-восточной части ЯНАО и Туруханском районе Краскрая – северные селькупы. У этих групп отличается традиционное хозяйство: на севере – оленеводство в лесотундре, на юге – рыболовство и охота в тайге.


Раньше все селькупы жили в Среднем Приобье, на территории нынешней Томской области, но более 350 лет назад часть селькупов ушла на север от русского налогообложения. За это время на севере и юге развились разные языки.


Вообще, история и культура селькупов столь же интересны, сколь и не исследованы до конца. Например, известно, что в Средневековье селькупы изготавливали боевые луки высотой 4 метра (даже если это не мировой рекорд, то где-то близко), из дерева черёмухи. Такой лук упирался в землю, а натянуть его могли только двое сильных мужчин. Когда в Западной Сибири появилось первое огнестрельное оружие, дальнобойность селькупских луков была выше. Для того исторического контекста селькупы были весьма крепким народом: плавили металл, имели представление о собственности на землю, веками оборонялись с севера и юга, развивалась социальная система и складывалась система самообороны, ставшая известной по русским хроникам, как Пегая орда, по-селькупски же Кола́мо – просто «царство».


Источники о селькупах можно разделить на несколько видов: этнографические, археологические, архивные и документальные, устные предания и рассказы о старине, записи мифов и фольклора, различные языковые записи. Все эти материалы самым разнообразным образом дополняют друг друга. Чтобы сопоставить данные из различных источников и реконструировать аспекты истории, учёные пишут фундаментальные труды.

У селькупов были развиты жанры устного сказительства. Образцы этих текстов дошли до нас благодаря двум лингвистам финно-угорского общества: в 1845 г. Матиас Кастрен записал на Оби длинную богатырскую песню, а в 1911-1914 гг. другой учёный Кай Доннер записал несколько сказаний из большого мифологического цикла. Доннера настолько поразил развитый пантеон, система сюжетов и мифопоэтический язык, что он назвал местность по реке Кеть «Карелией самоедов». «Карелией» по аналогии с Калевалой, а «самоедов» – селькупский язык входит в самодийскую семью.

Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост

В чем уникальность селькупов и их языка?


Субъективно я бы выделил два момента. Первый, наверное, можно назвать «взгляд на себя». Принадлежность к народу обычно в первую очередь рассматривается как принадлежность к группе людей. Для наших же селькупов остяцкие корни, происхождение – это очень личная история, за которой стоит память семьи и память мест. Рискну предположить, что именно из-за этого перепись населения недосчитывается сотен селькупов и их потомков – не каждый будет об этом говорить, по каким-то своим причинам. Тем интереснее общение с каждым из селькупов – оно всегда про что-то своё, и из разных личных историй и опыта складывается картина жизни народа.

Уникальность же языка я бы тоже обозначил на личном уровне. Вся история изучения, сохранения и возрождения селькупского языка с 18 века до наших дней – это просто летопись удивительных, не поддающихся логике, судеб и совпадений. Южноселькупский язык уникален тем, каким образом сохранились его лучшие образцы, и что он не просто дошёл до нас, а адаптировался к современности.

Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост

Вы выступаете за сохранение селькупского языка, расскажите подробнее про это: как сейчас обстоят дела с языком, есть ли носители и что вообще способствует сохранению языка?


Носителей языка с рождения сейчас остались единицы, живут они разрозненно, и их языковой навык зачастую слаб. Сам я перенял язык из общения на языке с носителем, теперь уже заинтересованные люди перенимают язык от меня. Я не употребляю формулировки «вымирающий» или «исчезающий» язык, потому что в нашем случае они не соответствуют действительности. В науке принято говорить о «последних» носителях языка. Мне же недавно подсказали отличный ход мысли: после последних носителей идут первые.


Сейчас настоящее и будущее языка находится в руках молодёжи, то есть наших, и мы, как можем, выстраиваем работу по его изучению и передаче. Средний возраст владеющих селькупским языком Томской области – что-то около 30-35 лет, пусть этот возраст и высчитывается пока из нескольких человек. Мы занимаемся полноценной прикладной филологической работой: изучаем тексты и словари, ищем забытые слова (например, селькупское слово «надо» мы нашли буквально записанным ручкой на полях книги – и оно дошло до нас только так), подбираем наилучшие неологизмы или обороты для тех или иных понятий, постепенно кодифицируем литературную норму современного южноселькупского языка.

Фоновый, ничем не подогреваемый, интерес к языку есть повсеместно, где живут селькупы, просто он не находит своего выражения. На текущий момент наша важнейшая задача – провести максимально широкое информирование по области о языковой работе и пригласить заинтересованных в языке людей к сотрудничеству, после чего организовать систему занятий и языковой практики. Всё это по большей части будет происходить уже за счёт собственных сил и средств.


Расскажите про ассоциацию «Ильсат». В чём заключается её работа, что подвигло вас к её созданию?


Межэтническая ассоциация «Ильсат» была основана в городе Колпашево Томской области как объединение мастеров-ремесленников – представителей коренных малочисленных народов Севера – селькупов и эвенков. Это произошло 5 лет назад 9 августа 2017 года в международный день коренных народов мира. В дальнейшем деятельность расширилась на город Томск – два года назад был открыт культурный центр Томского Севера. Подключилась команда хантыйских мастериц. В прошлом году я зарегистрировал юридическое лицо – АНО «Межэтническая ассоциация «Ильсат» («Душа»).


Главная идея, миссия нашей организации – сохранение и передача культурных практик народов Севера. «Ильсат» – это объединение инициативных людей, развивающихся в стезе традиции и реализующих свой творческий потенциал: тех, кто умеет и знает, и тех, кто хочет научиться.

Мы разрабатываем целый ряд направлений деятельности. Первое направление – ремёсла: художественная обработка бересты (как в традиционных техниках народов Севера, так и в современных), лозоплетение – плетение из краснопрутника, травоплетение из рогоза (общеизвестен как камыш). Работают мастера по бисероплетению. Активно производится сувенирная продукция.


Участники «Ильсата» регулярно становятся победителями, призёрами и лауреатами ремесленных выставок и конкурсов всех уровней от местного до федерального.


—  В 2018 г. «Ильсат» был удостоен гран-при Межрегионального фестиваля-конкурса «Золотая береста». В 2022 г. – 3 призовых места и специальная номинация.


—  В 2020 г. участники объединения стали победителями в пяти номинациях I регионального конкурса мастеров «Томский сувенир».


—  Региональный стенд Томской области был отмечен 3-м местом среди всех экспозиций XVI Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера» в Москве (2021 г.) Оформление и защита выставки выполнено мастерами объединения.


Конечно же, участники объединения занимаются традиционными видами деятельности: сбором дикоросов, выделкой шкур, вязанием сетей, промыслом.

Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост

Весной этого года две селькупские культурные практики, сохраняемые мастерами «Ильсата», были внесены в реестр нематериального культурного наследия Томской области. Такой статус был присвоен технике травоплетения из рогоза и куклам-полешкам, составляющим настольный кукольный театр. В начале августа Колпашево посетила делегация этнографов Российского дома народного творчества с целью фиксации данных практик и опроса хранителей культуры.

Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост

Ещё одно значительное направление нашей работы – это селькупские языковые практики. Мы придерживаемся того же принципа, что и с ремёслами, то есть рассматриваем язык как совокупность навыков, которые необходимо осваивать, практиковать, оттачивать и передавать.


На сегодняшний день мы имеем результат, которым может похвастаться редкий учитель языка КМНС – читающих, пишущих и говорящих на языке людей. По мере сил создаём видео, песни, обучающие материалы, перевели три мультфильма, переводим интерфейс Телеграма на селькупский. Те, кто наработал достаточный навык, общаются по-селькупски в мессенджерах, по телефону и лично. Также в наших планах – начать подобную работу по хантыйскому языку.


Можно сказать, что по практической работе с языком КМНС у нас одна из сильнейших команд в стране. В декабре прошлого года мне поступило приглашение от федерального агентства по делам национальностей выступить с докладом на форуме по языковой политике. А ещё в 2020 г. руководитель федерального института родных языков и вовсе отметила в интервью Томскую область наряду с Удмуртией как регион с наибольшим присутствием языковых активистов. Учитывая, что пока наша языковая команда не превышает несколько человек, это показатель. В том же 2020 г. руководитель ремесленных практик и основатель объединения, потомственная селькупка Зоя Ермиловна Баскончина была награждена званием «Народный гид Томской области» за цикл видео о традиционном хозяйстве и мировоззрении селькупов на селькупском языке. Как уже отметил выше, настольный кукольный театр на селькупском языке признан нематериальным культурным наследием региона.


По селькупскому же языку мы получили первый, и пока единственный грант. Уже в ближайшие дни и недели выйдет в свет книга тиражом 500 экземпляров и мобильное приложение для практики языка. Затем мы начнём широко распространять эти материалы в районах проживания селькупов. В идеале книга должна попасть в каждую школу и библиотеку в северных районах.

Наша языковая работа была замечена командой проекта «За!Дело» телеканала ОТР. В июне мы встречали съёмочную группу, знакомили с нашей работой, показывали различные точки в Томске и Колпашевском районе. Через считанные дни уже вышел фильм.


И конечно, мы не только практикуем, но и презентуем культуру и язык народов Севера: проводим традиционные мероприятия или участвуем в них, а также постепенно разрабатываем и внедряем экскурсионные и туристические продукты.


Дайте небольшой совет от человека, занимающегося малочисленным народом, куда можно съездить, что посмотреть?


Туристический потенциал севера Томской области превышает любые возможные описания. Прямо сейчас ждут своего посетителя сразу несколько маршрутов, разработанных объединением «Ильсат».


Небольшой трёхчасовой маршрут по Томску объединяет четыре самые «коренные» точки в городе: культурный центр Томского Севера, домашняя хантыйская мастерская «Сарт – Щука» и два арт-объекта под открытым небом, где у нас приготовлены сюрпризы. Готовимся и всё налаживаем, чтобы принимать гостей в Колпашевском районе – местах, полных истории, потаённого смысла, природной и душевной красоты. Ночёвка и рыбалка в живой остяцкой деревне, этническая кухня и ремёсла, сбор дикоросов в сезон.


Есть и историческая культурная программа от археологической древности до 19 века, есть и потаённые тропы среди чистейших озёр. И это лишь малая часть того, чем богат Нарымский край: есть и музеи, и остяцкие заимки и базы, и заповедные места.


Коренные малочисленные народы Томской области самостоятельно развивают туризм, эта работа идёт по нарастающей, и в каждой конкретной инициативе, и с расширением по региону. Селькупы, ханты и эвенки готовы поделиться накопленными знаниями, встретить гостей и угостить их чаем с черникой.

Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост
Селькупы, их язык и достижения Томск, Душа, Этно, Север, Рогоз, Народные промыслы, Промысел, Этнография, Этнос, Язык, Селькупы, Культура, Практика, Длиннопост