Самая частая и фатальная ошибка тех, кто что-то создает
Я патентный поверенный. Товарные знаки, патенты, авторские права — это моя профессия. Расскажу драматичную историю из практики, с которой сталкиваюсь регулярно.
Допустим, человек придумал что-то новое. Например, какую-то техническую штуку или дизайн продукта. Что дальше обычно происходит?
Придумал — надо сделать опытный образец. Сделал, работает. Клёво, надо попробовать продавать. Дальше летит тестовый сайт, а то и лот на маркетплейс. Стартуют первые продажи. Производство идет на поток. Реклама, выставки, все дела.
Спустя год-два-три появляются конкуренты. Они копируют эту штуку, начинают продавать тоже самое. У нашего автора продажи падают — ну или растут не так бодро, как хотелось бы.
Возникает мысль — а может запатентовать? Получить патент, запретить конкурентам копировать, а может и взыскать с них компенсацию. Звучит отлично.
Только вот нюанс — патентовать-то уже поздно. Всё. Допущена фатальная ошибка.
В чем беда?
Дело в том, что когда мы подаем в Роспатент заявку на изобретение или дизайн (промобразец), Роспатент проводит экспертизу. Один из главных вопросов — является ли эта штука из заявки новой.
Новизну проверяют по всем доступным публикациям в мире. И речь не только патенты. Это еще и публикации в любой прессе, по всему интернету, в том числе даже посты в соцсетях и лоты на маркетплейсах.
И вот представьте: эксперт находит публикацию, которая сделана еще до подачи патентной заявки. В этой публикации раскрыта ровно та штуковина, которую хочет запатентовать наш заявитель.
Что должен сделать эксперт Роспатента? Отказать в выдаче патента.
Даже если эту публикацию сделал сам заявитель — это ничего ровным счетом не меняет. Решение в патентной заявке же не новое, получается. Опубликовано до даты подачи заявки. Отказать.
Надеяться, что эксперт ничего не найдет, не стоит. Например, мне однажды так ссылались на диссертацию студента из Перу (хотя казалось бы, где они вообще ее только достали).
Из этого правила есть только одно исключение — в народе его называют «авторская льгота».
Смысл такой: если публикация и правда сделана самим автором/заявителем, то есть специальный срок, в течение которого автор все-таки может еще подать заявку и не словить отказ.
По дизайнерским решениям этот срок — год. По техническим решениям (изобретения и полезные модели) — полгода. (п. 4. ст. 1352 ГК РФ, п.3 ст. 1350 ГК РФ).
Применить авторскую льготу — не самая простая история. Например, доказать кем именно сделана публикация получается не всегда.
Короче, мораль: сначала патентная заявка, а потом уже публикации, реклама и прочие радости жизни.
А если очень хочется попробовать сначала попродавать, то учитывайте дедлайны на патентование — полгода на изобретения, год на дизайн. Если это упустить — считайте, что подарили свою придумку конкурентам.
Конечно, если очень нужно получить патент, то можно крепко удушиться с Роспатентом на тему реальных дат публикаций, полноты раскрытия решения и прочих занимательных вещей. Иногда это дает свои плоды. Но лучше-то до этого не доводить.
И еще нюанс — по товарным знакам (брендам) никаких авторских льгот вообще нет. «Я придумал это название раньше» и «я первый свой сайт так назвал» почти никогда не помогают. Но об этом уже в следующих постах.
Если пост норм — поставьте «вверх», в следующем посте продолжу рассказывать про то, как на интеллектуальных правах зарабатывают и теряют деньги.
Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там мои рабочие заметки для авторов и предпринимателей. Там про товарные знаки, патенты и авторские права — как грамотно пользоваться всем этим добром на практике. Рекламы нет, канал делаю как для себя — заходите, если интересно.
А вот мои прошлые пикабу-разборы по интеллектуальным правам в тему:
Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас пять миллионов рублей. Вот что было дальше
15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась
Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав
А еще благодаря поддержке Пикабу у меня недавно вышла небольшая книга для наших предпринимателей и авторов — называется «Своровали? Накажи!».
Я задумывал ее как книгу, благодаря которой любой человек сможет легко и просто разобраться, что ему реально положено по закону и как этим грамотно пользоваться, чтобы больше зарабатывать и меньше терять. Тираж был маленький, но вроде в «Читай-Городе» еще что-то осталось.
Отзывов пока еще мало, но вроде всем кто читал — понравилось и пригодилось. Надеюсь, книга поможет защитить вам все то, что вы создаете своим умом, и не дать себя в обиду пиратам, конкурентам и прочим нарушителям-бездельникам.
Лига Юристов
34.7K постов38.4K подписчиков
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
3. Размещение ссылок на свои социальные сети в сообществе разрешено только в профиле. Размещение ссылок на свои социальные сети (телеграм-канал, дзен, инстаграм, вк и прочие) в посте расценивается как реклама. Такие посты будут выноситься из Лиги юристов, автор поста предупреждается о нарушении, и, при повторном нарушении - получать бан в сообществе.