22

С Победой!

Символ советского триумфа в самой кровопролитной из войн и гордость советского автопрома, будущая Победа - ГАЗ М-20 - начала коваться буквально на следующий день после победного завершения Сталинградской битвы.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

3 февраля 1943 года, на следующий день после завершения Сталинградской битвы, в Народном комиссариате среднего машиностроения прошло совещание, на котором главный конструктор Завода имени Молотова (ЗиМ - так с 1935 по 1957 год назывался горьковский автозавод, будущий ГАЗ) Андрей Липгарт докладывал о новых разработках, в том числе и о новой перспективной модели легкового автомобиля.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

Главный конструктор горьковского Завода имени В.М. Молотова Андрей Липгарт и ведущий конструктор кузова Александр Кириллов осматривают первый макет будущей "Победы"

Было принято решение — работы продолжать, привлечь к ним лучших конструкторов, инженеров, художников. И хотя летом 1943 года в результате ковровых бомбардировок автозавод в Горьком  серьезно пострадал (было разрушено более полусотни зданий), но продолжал выпускать военную продукцию — без остановки.
...В цехах с конвейеров сходили минометы, автомобили-разведчики и амфибии, а на столах конструкторов уже вырисовывались контуры новых легковых автомобилей...

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы, машину показали в Кремле Сталину. Глянув на автомобиль, у Иосифа Виссарионовича не возникло никаких эмоций. Он лишь скептически заметил: “Надо принять машину с четверкой, машина хорошая”. Четверка потому, что такой автомобиль склоняется к модели высокого класса, который не очень бы был приемлем для обычных граждан. Но именно убеждения Липгарта по поводу того, что машина очень экономна, по сравнению с другими, дали свои плоды и Сталин дал добро на запуск автомобиля в производство.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

Сборка одного из первых образцов "Победы", декабрь 1945

И 26 августа вышло постановление ГКО "О восстановлении автомобильной промышленности", предписывающее начать массовый выпуск нового автомобиля.
Кстати, известная байка о том, что первоначально авто хотели назвать "Родина" и Сталин поинтересовался у инженеров: "Ну и почем будете Родину продавать?" - не более, чем байка. Название "Родина" никогда не предлагалось в отношении ГАЗ-20-М, оно фигурировало как рабочий вариант именования следующей возможной модели, но никогда не озвучивалось вне стен завода. Впрочем, к моменту разработки следующей модели варианты были другие – Звезда и Волга; выбрали Волгу.

А 79 лет назад, 28 июня 1946 года, практически через год после Победы, на горьковском заводе имени Молотова началось массовое производство автомобиля - собрали первую партию 5- местных легковых автомобилей ГАЗ-М-20 Победа

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

Конвейер на заводе имени Молотова, 1946 год

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

При этом число "20" обозначало целую серию автомобилей, которые завод стал выпускать после войны. Буква М обозначало "Молотовец" - то есть автомобиль имел название "Молотовец двадцатой модели". При этом на автомобиль прикрепляли логотип с названием завода, цифрой 20 над ним и сверху была символическая буква М, которую ассоциировали с кремлевской стеной (похож на один зуб стены).

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

Автомобиль постоянно модернизировался. В 1947 году "Победа" вновь отправилась в Кремль. На этот раз оценивали машину три главных лица страны - Сталин, Берия и Молотов. Во дворе "Победа" проходила многочисленные испытания на сложной заснеженной дороге, а потом Сталин лично принялся осматривать каждую деталь автомобиля. Машину вновь стали дорабатывать.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

ГАЗ М-20 Победа Предсерийный

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

ГАЗ М-20 Победа Предсерийный

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

ГАЗ М-20 Победа 1946 – 1948 гг.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

М-20 первой производственной серии

Летом 1949 года на показ Сталину отправили уже сразу три образца: обычный седан-фастбэк, модернизированный экземпляр и кабриолет. Сталин опять стал пристально осматривать каждую из них. И наконец Липгарт услышал от Сталина долгожданные слова: “Теперь стало хорошо”.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

Андрей Александрович Липгарт и ГАЗ М-20 Победа

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

ГАЗ М-20 Победа, 1951

Победа стала первым в мире серийным автомобилем с кузовом бескрылой конфигурации. Невероятно, но факт: большинство американских дизайн-ателье, являвшихся в середине 1940-х законодателями мод, придут к этому решению только спустя два-три года после появления советского автомобиля. Победа вообще получилась прогрессивной машиной – например, имела редкое по тем временам 12-вольтовое электрооборудование, отличалась великолепной отделкой и оборудованием.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост
С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

М-20Б второй серии, кабриолет

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

ГАЗ М-20А Победа'1948–58

Победа идеально вписалась в свою эпоху и стала символом новой и благополучной мирной жизни. Очень быстро она заслужила репутацию прочного и надежного автомобиля, причем не только в СССР, но и за рубежом. Победа поставлялась в страны Восточного блока, Финляндию, Великобританию, Бельгию и другие страны. А в Польше собиралась по лицензии до 1973 года.

С Победой! СССР, История России, Историческое фото, Авто, Сделано в СССР, 20 век, История автомобилей, Газ м-20 Победа, Telegram (ссылка), Длиннопост

ГАЗ-М-20В, третья производственная серия, 1955-1958

В Союзе же Победа ушла с конвейера в 1958-м, ее заменила не менее легендарная Волга ГАЗ-21.

В общей сложности было изготовлено 235 999 автомобилей, в том числе 14 222 в открытом кузове кабриолет и 37 492 такси.

Русская история 20 века - авторский канал без либеральной цензуры

Правила сообщества

Ниже краткие правила. Полная конституция здесь - Рождённые и Наследники, принятие Конституции и Символов
1. Вести себя адекватно. Логичное требование, которое нужно соблюдать для конструктивного общения.

2. Не нарушать правила площадки Пикабу. Все правила ресурса сохраняются и действуют в полной мере.

3. Не искажать историю СССР. Приветствуется критика, но важно, чтобы она была объективной и без необоснованных обвинений или злобы.
4. Не писать оскорбительные комментарии. Не оскорбляйте других пользователей и не пишите обзывательства в отношении Союза ССР.