Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки

Вторая мировая война знаменовала собой новую эпоху в развитии авиационной техники и военного искусства. Воздушные сражения играли ключевую роль в развитии конфликта, а самолеты стали неотъемлемой частью военной техники того времени.

Да, авиация использовалась уже в Первую мировую войну, но ее потенциал начал раскрываться только к концу военных действий. На смену примитивным аэропланам и дирижаблям стали приходить бомбардировщики, истребители и штурмовики. С развитием авиации и сражений в небе, появилась необходимость в разработке универсальных и специфических схем окраски для самых различных целей: от камуфляжа - чтобы скрыться от противника, до кричащих цветов - для идентификации союзниками. Почему это важно - рассказываем в нашей статье.

Мне хотелось бы сделать акцент на том, насколько инновационными были технологии покраски самолетов во времена Второй Мировой войны, поэтому принял решение сравнить их с технологиями Первой Мировой. Пишите в комментариях факты, которые знаете сами!

Технологии покраски в Первую Мировую Войну

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Британский истребитель Royal Aircraft Factory S.E.5a. Один из лучших истребителей ПМВ, введенный под самый ее конец - ближе к апрелю 1917 года. На нижней части крыла узор для идентификации союзниками

Может возникнуть вопрос: разве покраска вообще имеет значение? Неужели от этого так уж зависела работа авиации?
Ответ: да, конечно, это имело огромное значение.

У нас нет данных по срокам покраски самолетов в ПМВ, но мы можем взять автопромышленность для примера: до 1924 года самый ранний процесс сборки на конвейере Генри Форда позволял собрать автомобиль довольно быстро - всего за 93 минуты. Процесс покраски кистями же занимал от 30 до 40 дней. То есть покраска составляла бОльшую часть цикла производства!

Кстати, по этой причине все серийные автомобили до 1925 года были черными – использовалась система покраски, которая быстро сохла только при применении чёрного пигмента.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Покраска, шлифовка и полировка автомобилей Ford Model T

С самолетами было не намного проще. На начало ПМВ корпуса большинства самолетов изготавливали из дерева, ткани и металлических рам. Окрашивали обычно не корпус, а специальное прочное полотно, натягивавшееся поверх. Поверхности красили вручную кистями: других технологий на тот момент не было.

Процесс занимал много времени: краску наносили слоями, количество которых доходило до 15-16 штук, а между каждым этапом краске давали высохнуть в естественных условиях - что занимало до нескольких дней. Хотя известно, что в Германии на авиазаводы обшивка приходила уже будучи окрашенной на ткацкой фабрике.


Технологии покраски во Вторую мировую войну

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Boeing b-17 flying fortress, выпущенный в количестве 12 726 единиц. В длину 23 метра, размах крыла - 32 метра

Если бы гигантские бомбардировщики времен Второй мировой войны красили кисточками – за всё время с конвейера США не сошло бы и 10 бомбардировщиков. А необходимость в покраске только выросла. Ближе к ВМВ самолеты все чаще будут выполнятся из металлических покрытий. Чтобы предотвратить их коррозию, необходимо было еще тщательнее и равномернее прокрашивать все детали техники.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

В СССР же в течение ВМВ не менее 85% самолетов будут выполнены либо полностью, либо наполовину из дерева, обшитого полотном

В 1920-х годах в промышленных масштабах начинает использоваться новое изобретение – краскопульт. Его использование сокращало время покраски одного объекта в 10 раз: с одного месяца до одной недели. Позже, с переходом от нитроцеллюлозной краски к синтетической алкидной краске, а также с изобретением сушильных камер, процесс сократится до 2-3 дней.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Пистолет-распылитель сначала использовался в мебельной промышленности, но вскоре он доберется и до военной техники

С появлением новых технологий улучшилось лакокрасочное покрытие поверхностей, что способствовало полному и равномерному прокрасу и предотвращению коррозий. Краска была устойчивее к температурным и погодным условиям, меньше деформировалась от повреждений.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Истребители ЯК-1

Однако, при окраске важно было не перестараться. Большое количество слоев эмали и лака утяжеляли воздушное судно, поэтому самолет терял свою скорость.

Например, ЯК-1 мог потерять в скорости до 40 км\ч из максимально возможных 650 км\ч. Проще говоря, эмали, лаки и прочие материалы могли «сожрать» до 6 процентов скорости ЯК-1. Поэтому конструкторам приходилось выбирать выбирать между защитой и управляемостью.

Упрощенная технология покраски также позволила усложнить схемы нанесения лакокрасочных материалов – без этого был бы невозможен камуфляж в промышленных масштабах. Вот такое противоречие.

Все это имело очень большое значение, потому что в будущем самолеты и другая военная техника будут часто перекрашиваться под тактические нужды, зачастую даже в полевых условиях.

Цели покраски в Первую мировую войну

В первую мировую войну стандартных схем покраски еще не сложилось и поэтому страны экспериментировали. Использовались в основном однотонные цвета: серый, зеленый, коричневый. Русская и Красная армия красили самолеты в серебристый цвет.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Красный Fokker Dr.1, принадлежавший Манфреду фон Рихтхофену, “Красному Барону”, лучшему асу Первой мировой. Он уничтожил 82 самолета противника. Можно представить какой страх он вызывал у противника

Я не нашел примеров использования камуфляжа во время ПМВ. Скорее всего, такие шаблоны только разрабатывались.
Напротив, часто на самолеты наносили большое количество ярких опознавательных знаков, чтобы было проще идентифицировать союзников. Многие “асы”, чтобы выделиться, вообще красили самолеты в яркие цвета и покрывали кричащими узорами и изображениями.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Французский ас Шарль Нунжессер со своим истребителем “Nieuport 11”, украшенным черепом, гробом и двумя погребальными свечами. Одержал 45 побед в небе

Пренебрежение камуфляжем происходило в том числе потому, что воздушные бои обычно велись на небольшой высоте (не более 3000 метров) и на небольших расстояниях. Это означало, что самолеты находились в прямой видимости друг у друга, и камуфляж не давал существенного преимущества в таких условиях. Системы ПВО на начало конфликта были еще неразвиты.

Цели покраски во Вторую мировую войну


С развитием технологий производители стали тщательнее относиться к покраске самолетов. В конструкторских бюро разрабатывались шаблоны и стандартные схемы покраски: зеленый верх и однотонный них в светлых тонах.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Штурмовик Ил-2, выполненный в стандартной цветовой схеме

Окраска часто менялась: В СССР на начало войны самолеты имели однотонную окраску. Но в начале 1941 года Вермахт заранее узнал, где находятся аэродромы «Советов» в Западном Военном Округе и разбомбил их вместе с самолетами в первые часы войны. Поэтому камуфляжные “пятна” коричневого и черного цветов наносились уже в полевых условиях вне аэродромов.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Один из примеров маскировочного рисунка на самолётах СССР

Камуфляж наносился в том числе для того, чтобы самолеты были не заметны с воздуха - задача была скрыть технику от повторных бомбежек фашистской Германии. Со второй половины 1941 года самолеты будут выходить с заводов уже с камуфляжем. В зависимости от местности камуфляж мог меняться. Например, зимой использовалась бело-серая маскировка, летом - зелёно-коричневая или песчано-коричневая, если приходилось скрываться не на фоне леса, а барханов.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Примеры того, как окраска менялась в зависимости от фронта: Восточного и Тихоокеанского

С 1943 года самолеты снова станут однотонными: серыми снизу и зелеными сверху. По некоторым данным, камуфляж был выбором уступающей стороны, находящейся в обороне. Он был выгоден для того, чтобы скрывать авиацию на земле от бомбардировщиков врага. Наступающая сторона, напротив, чаще делала самолеты выделяющимися. В исключения входят самолеты-разведчики и бомбардировщики, которым нужно скрываться от вражеского ПВО и истребителей.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Николай Поликарпов и “ночной бомбардировщик”, названный в его честь: По-2

Примером последних может быть с виду ничем не примечательный биплан По-2. Введенный еще в 1928, выполненный полностью из дерева, разлетающийся от автоматной очереди - казалось бы, он должен быть бесполезен в условиях ВМВ. Однако, стал одним из самых массовых самолетов в мире. Его тихоходность позволяла летать на высоте 700-800 метров, оставаясь незамеченным. Оказалось, что биплан идеально подходит для разведки и ночных бомбардировок. Самолет перекрашивали в черный цвет и устанавливали крепления для снарядов. В безоблачную погоду, в темноте, его было очень трудно заметить.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Мессершмитт Bf 109, концы крыльев и капот которого покрыт желтой краской для демаскировки

Но то, что хорошо для самолета-разведчика, стало проблемой в плотном строю. Поэтому на самолеты стали наносить опознавательные знаки.

В некоторых случаях, даже бомбардировщики окрашивали в кричащие цвета. Как, например, в случае с этим самолётом:

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Boeing B-17E в “клоунском” камуфляже

Такие американские бомбардировщики использовались как сборщики звеньев, чтобы объеденить эскадрильи в точке сбора и выстроить формацию. В боевых действиях такие воздушные судна участия не принимали. Их яркий окрас был необходим для того, чтобы пилоты могли визуально отследить ведущего эскадрильи во время построения. В будущем такая надобность отпала с развитием технологий навигации.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Пчеловод Василий Конев попросил подписать самолет в честь погибшего племянника - Героя Советского Союза. На нем было сбито не менее 20 немецких самолетов

По сравнению с ПМВ, сильно сократились случаи, когда самолёты окрашивались индивидуально под аса. В СССР исключение могли сделать для надписи с благодарностью определённому человеку или колхозу, оплатившему производство аппарата. Подобные боевые машины доверяли самым умелым лётчикам из уважения к спонсорам.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Нотный стан на корпусе самолёта Василия Емельяненко — одного из советских асов Великой Отечественной

Бывали и исключения. Например, Знаменитый ас Василий Емельяненко расписал корпус нотным станом, так как в прошлом учился в Московской Консерватории.

Нередко изображения были весьма недетскими

Совсем иначе обстояли дела на Тихоокеанском фронте. В США роспись боевых самолетов вылилась практически в отдельное направление искусства. На самолеты наносили изображения женщин: девушек из журналов, голливудских звезд, чуть реже своих жен, либо “первых красавиц” эскадрильи. Также популярны были карикатуры и символы поп-культуры.

В конце 20 века Nose Art сошел на нет. Британия запретила любые изображения на самолетах, а США приняли решение, что рисунки должны быть гендерно-нейтральными

С одной стороны, рисунки оказывали моральную поддержку солдатам, повышали боевой дух, напоминая о мирной жизни и доме. С другой, были отличным способом подчеркнуть индивидуальность собственной машины: выбрать свой личный символ, приносящий удачу. Для противника рисунки должны были стать насмешкой, возможностью показать свое презрение к чувству страха. Наконец, они несли и вполне практичную служебную функцию, помогая отличить «своих» пилотов от «чужих».

Итоги

С окончанием Второй Мировой войны оптические способы обнаружения самолетов “на глаз” уйдут в прошлое. Камуфляж самолетов перестанет быть одним лишь вопросом покраски его корпуса. Появятся и разовьются ракеты класса “воздух-воздух” и радиолокационные прицелы.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Тот самый пиксельный окрас на «брюхе» СУ-57

Несмотря на это, ВВС различных стран до сих пор экспериментируют с «нечитаемой краской». Например, на истребителе СУ-57, который армия России начала использовать с 2019-го года, используется пиксельная окраска. Благодаря контрастности, она мешает рассмотреть штурмовик.

Русская школа против западной: как красили военные самолеты в 20 веке и причем тут развязные девушки Военная техника, Производство, Российское производство, Изобретения, Самолет, Вторая мировая война, Первая мировая война, Промышленность, Краски, Видео, YouTube, Длиннопост

Некоторые Ту-22М3 “расконсервировали” в 2019 году после более, чем 20 лет простоя

Сейчас качественная покраска призвана обеспечивает весьма долгий срок консервации техники. В относительно мирное (по сравнению с мировыми войнами) время это очень важно - техника может стоять на складах десятилетиями, дожидаясь своего часа. И именно качественная покраска, исключающая коррозии, способствует этому. О том, как красят современную военную технику я также рассказываю в этом видео:

В итоге, развитие технологий покраски самолетов во время Второй Мировой войны имело огромное значение. Инженеры стремились не только обеспечить незаметность и защиту самолетов, но и улучшить их аэродинамические свойства. Результаты той работы заложили основы развития отрасли на многие десятилетия вперед.