Ревную, не могу

Доброго нового дня подписчикам сообщества "Психология" на peek-a-boo. Вообще-то игра мамы с годовалым ребёнком в "ку-ку!" по-английски пишется из трёх слов, а действия те же самые, и английские мамы произносят вместо "ку-ку"  "пикабу!" Но не будем отвлекаться от психологии.

За пять дней в сообществе я познакомилась с интересными комментаторами и сайтом, и хочу предложить вам долгоиграющий проект, тэг "комментарий психолога".


Построить его я решила как разбор историй, взятых исключительно с сайта Пикабу, как кейсов. Что может сказать по их поводу психолог-профи?


Реальный объём, который я могу дать сообществу, это две истории в день. Помогайте, ставьте в комментариях ссылки на истории, психологический профессиональный разбор которых вам интересно прочитать. Сегодняшний пост подготовлен по ссылкам, которые мне уже дали.


Первая история, с которой мы познакомимся, на первый взгляд – про ревность. Это чувство, когда на "моё" посягают. Различать "моё" и "не моё" умеют даже маленькие дети. Взрослые обычно любят признаваться самим себе в том, что сильно завидуют = хотят, чтобы что-то стало "моим" или ревнуют = страдают, что перестали обладать тем, что считал "моим".


История 1 не просто про ребёнка, который страдает, что родители перестали быть у него в полном и безраздельном владении. Старшая дочка не "немножко ревнуется" по поводу новорожденной сестры, а ревнует так яростно, так сильно, что её психика включает экстренное торможение разогнавшемуся на всех парах аффекту. Вступают в действие механизмы психологической защиты, которые сотворяют старшей дочке иллюзию, что её новая сестра - это не навсегда.

Читаем: http://pikabu.ru/story/obeshchanie_4358107


Зависть – слово, которое в английском языке существует в двух значениях, как envy и jealousy. В русском им соответствуют два разных выражения: "завидует чёрной завистью" и "завидую белой завистью".

Все дети разные: одни с детства больше любят рисовать, а другие бегать и прыгать, одним в школе легче даётся математика, другим литература. Эмоции, связанные с обладанием "моим", проявляют свою интенсивность с раннего детства. У кого-то ревность акварельно-лёгкая, и он слегка взволнован, а кто-то не признаёт других красок кроме гуаши, и мечется от ревности по комнате, как бешеный бык в загоне.


Как узнать, каким родился ваш ребёнок? Наблюдать за ним. Вы вышли на детскую площадку, где в песочнице играют дети, и один их них слепил в ней удачный куличик.


Другой ребёнок посмотрел на это, и лепит себе свой, - пусть не такой красивый, и, сравнивая, он расстраивается, что не получается, а взрослые утешают. "Я хочу себе такой, дайте мне такой же!" – обливается слезами, страдает ребёнок. Это вырвалась наружу нормальная ревность. Jealousy сame out. В социально адаптивном варианте именно она, белая зависть, - компас наших подлинных желаний. Её невозможно обмануть, она точно знает, чего хочет для себя.


Третий ребёнок посмотрел на красивый куличик, подошёл и растоптал его. "Так не доставайся же ты никому". Envy detected. Чёрная зависть будет его душевным испытанием на всю жизнь, пока не научится обуздывать (если не научится, рано или поздно пройдёт по краю, совершит беззаконное дело, увы).


Чёрная зависть заставила Каина убить Авеля, брат пролил кровь брата. "Не завидуй" было поставлено как правило человеческого общежития ещё на раннем этапе развития общества, как религиозная заповедь. Потом были полвека атеистического общества, и сейчас ревновать цивилизованно люди учатся сами.


Собственно, история 1, про которую комментарий психолога – она и про надежду когда-нибудь изгнать сестру далеко-далеко и навсегда, и про эмоциональную зрелость ребёнка, который понимает уже, что бешеную ярость к сестре, отобравшей "моих" родителей, будут порицать, поэтому envy в адрес младшей сестры папе лучше не демонстрировать.


Поэтому перед нами пример адаптивности детской психики (и хорошей социабельности в будущем, сказали бы психологи): аннигилировать сестру нельзя, накажут, ну пусть будет "где-то там", глаза не видят – сердце не болит.


Гораздо больше вопросов вызывает в этой истории засмеявшийся папа со словами:


Я засмеялся и крепко обнял ее.


Чему он засмеялся? Поменяем контекст истории, представим, что папа купил новый джип и приехал на работу. Счастливый, что стал джиповладельцем. Подходит к нему сотрудник на работе и говорит: "Слушай, а правда, что в следующем месяце твой джип угонят и ты больше никогда-никогда его не увидишь?" В ответ на это предположение папа тут же в офисе смеётся, радостно обнимает сотрудника и говорит, что очень его ценит.


Ребёнок признался папе, что "глаза бы его сестры не видели". Ничего не царапнуло папу внутри. Никакого отклика на подлинные чувства пятилетней дочери. Работа психологической защиты "отрицание", мол, людей с чёрной завистью рядом не бывает у нас у папы. БЫВАЕТ. Им надо помогать жить с ней и обуздывать её, детская враждебность это, не падайте в обморок, часть реальной жизни. И вражда сиблингов (братьев и сестёр) друг к другу случается практически в каждой семье, она скорее правило, чем исключение. Потому что родители для ребёнка "мои" по праву рождения и делиться с другими он вовсе не планировал.


Вторая история про работу психологической защиты "раздельное мышление".

Текст истории здесь

http://pikabu.ru/story/ubiytsyi_byivayut_raznyie_4383410


Иллюстрацию на работу "раздельного мышления" я взяла у польского карикатуриста Павла Кучинского (Pawel Kuczynski)

Эх, был  бы второй пост за сутки, написала бы всё подробно. Но при рейтинге 50, какой у меня сейчас, пост в день на сайте пишут только один. Так что пока так.


Узнать больше об авторе поста

Психология | Psychology

20.7K пост59.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.