Рекомендую: «Агент национальной безопасности»1
Я долго думал о чем бы написать в тематический день шпионов. Перебирал различные варианты. Тут и любой фильм «бондианы», и экранизации приключений Джейсона Борна, и анализ методов допроса Джека Бауэра. Но... В один момент я задумался: ведь что-то годное про агентов спецслужб должно было быть и у нас, верно? Прежде всего на ум мне пришёл замечательный фильм «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша с Донатасом Банионисом в главной роли. Но он был снят аж в 1968 году. А я хотел найти что-нибудь посовременнее. И тут я вспомнил, как после школы смотрел довольно неплохой, как мне тогда казалось, сериал «Агент национальной безопасности». Я пересмотрел его и был приятно удивлен. Он оказался гораздо интереснее, чем я его помню. Но обо всём по порядку.
«Агент национальной безопасности» – это целиком и полностью детище режиссёра Дмитрия Иосифовича Светозарова, который начал свою карьеру ещё в Перестройку, сняв ряд довольно интересных картин.
Среди его работ: фильм-катастрофа «Прорыв» про аварию в Ленинградском метрополитене, который мог бы быть рядовым представителем своего жанра, если бы не особая почти апокалиптическая атмосфера и крайне специфический саундтрек; триллер «Псы» про группу людей, отправившихся в район высохшего Аральского моря для устранения волков-людоедов, коими оказываются одичавшие и брошенные на произвол судьбы домашние собаки; детектив «Арифметика убийства», повествующий о расследовании обстоятельств смерти жителя питерской коммуналки, которое осложняется тем, что у каждого обитателя этого каземата был мотив и возможность устранить потерпевшего. Чуть позже, уже в середине 90-х Светозаров стоял у истоков такой культовой вехи в отечественном сериалостроении, как «Улицы разбитых фонарей», написав сценарии и срежиссировав лучшие эпизоды легендарного первого сезона приключений ментов.
В каждом из вышеперечисленных произведений виден характерный почерк режиссёра. Чаще всего местом действия выступает эталонный гадюшник. Например, если это коммуналка, то по ней бегают тараканы и крысы, стены облупились и покрыты толстенным слоем пыли, мебели практически нет, обои облезли и покрыты плесенью. Насилие в его работах предельно натуралистичное. Например, если кто-то из персонажей по сюжету повесился или был повешен, то по всем законам биологии он скорее всего опорожнится. Последствия взрыва или растерзания стаей диких собак будут показаны так, будто это демонстрация материалов уголовных дел из передачи «Криминальная Россия» эпохи НТВ. Но самой, как по мне, интересной особенностью творчества Дмитрия Светозарова является эталонное соединение "низкого" жанра (детектив, шпионский боевик) с реминисценциями на классическую литературу, музыку и мифологию. В его мире беспризорники читают Ромэна Ролана, а киллеры пьют яйца по диете Эльбейна и ходят на дело с томиком «Цветов зла» Бодлера. Да и вообще, только в серии, срежиссированной Светозаровым можно услышать в заставке григорианский интроит Gaudeamus Omnes In Domino. К слову, чаще всего эти реминисценции являются важной частью сюжета, а просто отсылками.
Если в «Улицах разбитых фонарей» Светозаров был одним из многих постановщиков наряду с режиссёром «Собачьего сердца» и «Бандитского Петербурга» Владимиром Бортко или создателем самых душевных фильмов об алкоголизме «Особенности национальной [вставьте нужное]» Александром Рогожкиным, то в «Агенте национальной безопасности» он был художественным руководителем, писал и режиссировал множество серий. И именно здесь все фирменные приёмы Дмитрия Иосифовича заиграли новыми красками. Он взял с собой несколько "любимых" актёров, композитора Андрея Сигле и талантливого сценариста Игоря Агеева, а затем приступил к работе.
Сериал повествует о весёлых приключениях оперуполномоченного ФСБ Алексея Николаева, ветерана Афганистана, несостоящегося театрального артиста, любителя женщин и хорошей драки. Сыграл его не особо известный в те годы Михаил Пореченков. У Алексея есть напарник Андрей Краснов в исполнении замечательного Андрея Краско, который уже снимался у Светозарова в «Прорыве» и «Псах» – местный comic relief и отец целого семейства. Руководят ими Иван Иванович Тарасов в исполнении Андрея Толубеева (зрители постарше могут помнить его по роли главы ОРБ Ващанова из «Бандитского Петербурга», а зрители помладше по великолепной озвучке Колывана в «Добрыне Никитиче и Змее Горыныче» от студии Мельница) и Олег Филиппович Тихомиров в исполнении замечательного Вадима Яковлева (фанаты ЗВ очень хорошо должны знать его голос, так как именно он дублировал самого Дарта Сидиуса). Если Иваныч – типичный злой начальник, который однако горой стоит за своих сотрудников, то Филиппыч – тёртый гэбэшник, который участвовал в так называемой Футбольной войне между Сальвадором и Гондурасом, а также посылался на Сицилию, знает несколько языков и множество нюансов оперативной работы.
Каждая серия (иногда они объединены в дилогии) полностью законченная история. При этом важно отметить, что сюжеты многих из них основаны на резонансных делах 90-х годов. Например, серия «Скрипка Страдивари» основана на громкой краже из музея имени Глинки легендарных скрипок Якоба Штайнера и Антонио Страдивари. Серия «Страсти по Филонову» основана на систематических кражах из Русского музея работ великого советского авангардиста Павла Филонова, который внезапно стал очень цениться на западе, будучи в забвении у себя на родине и некоторые нечистые на руку музейные работники решили этим воспользоваться. А наиболее жуткая и чернушная серия первого сезона – «Доктор Фауст» основана на деятельности преподавателя СПбГТИ, который создавал в институтской лаборатории синтетический наркотик «Белый китаец», а потом организовал на квартире собственную. Во втором сезоне есть серии «Россан» и «Смертник». В первой очень явно просматриваются отголоски преступлений Александра Мурылева, который убивал спившихся обладателей квартир и переписывал эти квартиры на себя. А во второй целая россыпь узнаваемых для 90-х образов. Тут и аллюзии на генерала Лебедя, и на Невзорова с его чернушными репортажами, и на самого Борис Абрамыча Березовского, у которого на зарплате сидят штатные журналисты. И это только то, что вспоминается прежде всего.
Чуть выше я говорил, что практически во всех работах Светозарова есть реминисценции на различные классические произведения мировой культуры, мифологию или историю, которые частенько комплексно вшиты в сюжет. В «Агенте национальной безопасности» – всё это вышло на новый уровень. Как вам сюжет об изготовителе синтетических наркотиков, что прячется в заброшенной ветке метро где-то под кладбищем, который в исполнении Светозарова превращается в аллюзию на Фауста, а Люцифером в данной истории является криминальный авторитет, носящий в качестве клички имя патриарха эпохи Смутного времени Филарета? Или бандит-одиночка Луфарь, цитирующий не особо известные обывателю цитаты из Евангелия от Фомы? Или бывший агент КГБ, выживший в Ошской резне, верящий в то, что он реинкарнация Хасана Ибн Саббаха, создателя военной группировки фидаинов, более известных, как "ассассины"?
Всему этому аккомпанирует замечательный саундтрек Андрея Сигле, который до этого писал музыку к апокалиптическим фильмам Константина Лопушанского «Посетитель музея» и «Русская симфония», картинам Сокурова и первому сезону «Улиц разбитых фонарей». Причём, как и в случае с последним он периодически использовал довольно необычные способы наполнить музыкальное сопровождение. Если в «Ментах» это мог быть григорианский интроит, то в «Агенте» на сцене с мессой секты Свет Истины фоном играет фундаментальная мантра религии Бон. А заглавная тема сериала очень напоминает композицию Kashmir группы Led Zeppelin.
По ходу повествования Алексею и его товарищам придётся распутать множество крайне сложных и специфических дел. От вышеупомянутых похищения скрипки Страдивари и картин Филонова до контрабанды оружия, украденного с оборонного предприятия, поимки снежного человека, расследования деятельности расформированного особого отдела, работавшего над созданием сверхлюдей. А также многого другого. Судьба часто будет сводить Леху с Филаретом в исполнении прекрасного Рудольфа Фурманова, который для публики отыгрывает роль обаятельного пожилого владельца антикварного магазина, а на деле является одним из самых могущественных авторитетов Петербурга. Другими архиврагами Алексея являются серийный убийца-потрошитель и насильник по кличке Нос и бывший инструктор спецназа, а ныне сумасшедший наркоман со страстью к цитированию библейских текстов по кличке Луфарь.
Но, к сожалению, сериал довольно быстро начал скатываться. После третьего сезона его покинули Светозаров, Агеев и Сигле. Четвёртый и пятый сезоны превратились в своеобразный аналог более поздних сезонов «Улиц разбитых фонарей». То есть суть вроде та же самая, но вот исполнение лишилось былой проработки, фирменных фишек и атмосферы. Да, черт возьми, за последние два сезона я не могу вспомнить ни одного гадюшника в качестве локации. А это, на мой взгляд, серьёзное упущение. Относительно недавно вышел шестой сезон, который снова режиссировал Светозаров, но к большому сожалению существенная часть основного актёрского состава (Краско, Толубеев и Фурманов) покинула этот мир, а сам Дмитрий Иосифович сильно сбавил накал. Да и времена сильно изменились. В современном кино чернуха перестала быть способом сторителлинга и элементом атмосферы, а превратилась в своеобразный аналог Oscar bait'а. Хотя даже несмотря на это первые три сезона «Агента национальной безопасности» останутся крайне важной вехой отечественного сериалостроения и одними из лучших его представителей.
Автор текста: Константин Черных. Оригинальная статья –тут.
🎮 🎲 Больше интересного в нашем блоге в ВК и телеграм-канале ↩ — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате :)
Всё о кино
24K поста60.7K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.