Ребёнок-россыпь: дефицит внимания

© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998

© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2016


Предыдущие посты по тэгу http://pikabu.ru/tag/ребёнок-россыпь


ГЛАВА 3 (продолжение)


Многие дети с трудным характером и дети-россыпи имеют психиатрический диагноз СДВГ. Диагноз описывает детей, которых отличает от сверстников невнимательность, непоседливость (гиперактивность), импульсивность в действиях, или всё вышеназванное вместе. СДВГ привлекает значительное внимание исследователей, существует научный журнал, целиком посвящённый нарушениям внимания у детей, подростков и взрослых.


Выходит в Австрии четыре раза в год, с 2008 года http://link.springer.com/journal/12402

ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders, на английском языке


Затруднения в поддержании устойчивого внимания, трудность сосредоточения внимания и работы не отвлекаясь, малый объём рабочей памяти, не позволяющий держать в уме последовательность этапов решения задачи или последовательность шагов в инструкции, которая дана человеку, трудности с торможением импульсов, из-за чего ребёнок выглядит моторно расторможенным, чрезмерно разговорчивым, не может дождаться своей очереди, перебивает или навязывает себя другим, - проявляется в результатах его деятельности, практической, социальной и учебной (академической).


С точки зрения сондианы, он слишком настырный s+! и слишком болтливый m+! и постоянно лезет со своей заботой е+! или карабкается куда-нибудь е-! при том, что совершенно не способен учитывать текущую ситуацию и адекватно откликаться на неё hy0 и не может алгоритмизировать ни свои действия, ни действия других k0.


Они могут быть, а могут и не быть у ребёнка со слабой устойчивостью к фрустрации и трудностями с переключением внимания и мышления, - клинической картиной, которая определяет "рассыпание".


С точки зрения сондианы, его мышление цепляется за рас-план р+! как за организующую силу, когда две другие (эмоциональный отклик среды, обратная связь hy0 и восприятие, сосредоточение внимания k0 с рождения в дефиците или бездействуют).


Эмоционально зрелое совладание с досадой (фрустрацией) и разочарованием, а порой и отчаянием требует способности думать чётко и ясно, по алгоритму, с учётом требований ситуации. Именно это не способен делать "ребёнок-россыпь".


Независимо от того, какое сочетание нарушений послужило причиной, наблюдаемый результат - ребёнок в практической, социальной или учебной деятельности реагирует "рассыпанием".


Движение из одной ситуации (например, школьная перемена) в другую ситуацию (например, урок чтения) требует переключения с одного образа действия ("Во время перемены можно бегать повсюду, шуметь и болтать") на другой ("На чтении мы сидим за нашими партами и читаем тихо и самостоятельно").


Если ребенок затрудняется переключать внимание и переключать мышление, велика вероятность того, что он на уроке чтения будет думать и действовать так же, как он ведет себя на перемене, даже после того, как начнется урок чтения. В школе происходит то же самое, что и дома.


Например, когда ребёнка-россыпь, затрудняющегося переключать внимание и мышление, родители просят выключить телевизор и зовут к столу, ведь все садятся обедать. Когда родители настаивают, чтобы их просьба была выполнена немедленно, ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт, с которым в силу эмоциональной незрелости не может справляться, - в результате чего он утрачивает ясность мышления (vague) и реагирует гневом, яростью, плачем, агрессией, то есть "рассыпается". Он ненамеренно непослушен.


Дети-россыпи не в силах выполнять то, что легко делают их успешные в практическом, социальном и учебном виде деятельности сверстники. Им трудно записать в дневник домашнее задание, дома выполнить это задание, приготовить с вечера портфель в школу, - всё это требует усвоенной схемы, твёрдо выученного алгоритма действий, а также планирования деятельности с учётом ситуации (сколько времени есть в распоряжении).


Внимание требуется и для поэтапного контроля за выполнением алгоритма (так вымотанные бессонницей взрослые бормочут себе под нос, что ещё им надо сделать, помогая себе удерживать алгоритм действий в оперативной памяти), и для многократных переключений внимания.


Как мы уже знаем, оно с рождения или в дефиците, или бездействует и достигнет достаточного уровня только когда подкорковые структуры мозга "стимульнёт" половое созревание и гормональная перестройка всего организма. Тогда в пубертате (том самом возрасте 13-14 лет) ребёнок, совершенно неожиданно для взрослых, "берётся за ум" и начинает учиться лучше.


А пока, в первых трёх, пяти, семи классах школы, ему нечем решать задачу переключения внимания с доски в дневник, из учебника в тетрадь, из листа с расписанием занятий на книги и портфель. Всё это этапы деятельности, которые вовлекают слабую функцию переключения внимания и мышления, быстро истощают ребёнка с СДВГ и он начинает избегать их выполнения, уклоняться, саботировать и увиливать, либо старается сразу выкрикнуть ответ с места.


В опроснике для родителей и учителей мы читали попунктно об этом: лезет впереди одноклассников, выстроившихся в очередь, перебивает учителя. Ежедневно и ежечасно ребёнок оказывается нарушителем правил поведения в школе и возмутителем спокойствия, и приносит родителям в дневнике записи о нарушении школьной дисциплины, - так школа становится для него ещё одной трудной, вернее, сплошной Фрустрирующей ситуацией, и круг "рассыпания" замыкается.


(продолжение в следующем посте)

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я вот думаю о другом. Читая первая мысль - "дома такого нет!", потом еще думаю и понимаю, что выше описанное не сложно обходить. Вспоминаю УПК в школе и группу детсадовских детей с "небольшими отклонениями" спец. сад, там таких вся группа была. Да, собирала я ее в кучу. метод назывался метод "командующего попугая".


Но почему же в школе учителя этих детей травят? Решаемые же проблемы-то :-/ Еще подобные дети от того, что ты к ним благодушно настроен, ну не особо критикуешь хотя бы; готовы ради подобного отношения на многое. Они с радостью помогают.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Почему учителя травят? Потому что в последние десятилетия общество руководствуется базовыми установками

"школа только учит", а не воспитывает и

"семья и воспитывает, и учится вместе с ребёнком".

Раньше было наоборот, "школа учила и воспитывала", а семья "только воспитывала".


Сейчас школа превратилась в производство по запихиванию знаний в головы. А когда производству поставляют негодное сырьё - детские головы, в которые знания не запихиваются, - школа выталкивает из себя "неподходящих" детей.

Раньше школа понимала, что даёт детям путёвку в жизнь, сглаживая своим воспитательным процессом неравенство изначального семейного старта и родительского своеобразия. Соответственно, троечников тянули, совсем затрудняющихся оставляли на второй год (школа работала бэбиситтером, чтобы ребёнок не слонялся по улицам), и ждали, ждали, ждали пока он дозреет. Главное, происходило это в структурированной (которая потом, после интернализации ребёнком, даёт ему свой собственный скелет, способность само-дисциплины) внешней среде и социально нормативной среде и системе (школа просоциальна, в отличие от стихии улицы).


Вообще для детей с затруднениями главное - как можно дольше быть в нормативной социализированной системе и среде. Чем раньше ребёнка "выводят за круг" и отправляют по специализированным учреждениям, тем хуже его навыки социализированного взрослого, в итоге. Все спецформаты обучения вынуждают ребёнка общаться только с "ненормативными" детьми часы напролёт, и он скорее маргинализируется, чем социализируется, в такой среде.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"и он скорее маргинализируется, чем социализируется" - да есть такое. Но школа реально выпихивает. Тему сотрудничества я оставила еще после дет. сада, банальное подсказываешь, что задания лучше давать громкими, короткими фразами приводит к тому, что ребенку специально объясняют путано, долго и на повышенных тонах. В итоге срыв и "забирайте вашего ненормального".


То есть от школы надо скрывать. А ребенку-то как помочь? И себе, чтобы его не выперли из нормального места.


И все равно учителей не понимаю. Я про себя в 15 лет точно знала - детей не люблю. УПК была каторга, никого воспитывать и социализировать я там не собиралась. Но мне хотелось улучшить себе жизнь. До вышеописанного доходишь быстро. Группа ужасных отстающих монстров становится довольно управляемой. Я там даже книжки почитывала ))) Почему учителя не хотят себе банально облегчить жизнь? Не понимаю я.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку