Ребенок не понимает речь в пять лет

Тимур много кричит, может ударить меня, если я делаю что-то, что ему не нравится. Я прошу его дать мне машинку, которую он держит в руках – его это злит. Я предлагаю ему сесть на стул – он не хочет. Он хочет играть – лежать на полу и катать машинку. Все мои предложения о любой другой деятельности разбиваются о стену его нежелания. Но он пришел ко мне на занятие. Что будем делать?

Я логопед для неговорящих детей. Я уже писала статью о том, что такое алалия. В этой статье я планирую разобрать один из видов алалии – сенсорную алалию. А поможет мне в этом Тимур.

У большого числа детей с алалией отмечаются проблемы поведения. Представьте себе маленького инопланетянина. Он не понимает ничего из того, что ему говорят. У него нет знаний о том, что хорошо, а что плохо. Но, он может делать выводы исходя из своих наблюдений за другими людьми. А единственное проявление речи, которое у него есть – это крик. Речевой аппарат то у него в норме. Закричал – дали конфету, чтобы не кричал. Сработало? Отлично. Будет орать каждый раз, чтобы дали еще.
Ребенок пробует разные варианты поведения из доступных. Там, где родители дают слабину, поведение закрепляется.

Также, важно указать, что у детей с нарушением понимания речи отмечается тенденция к аутистическим проявлениям

Чарльз Ньокиктьен (Детская поведенческая неврология) пишет о том, что у детей могут проявляться вторичные аутистические реакции: речь лишена  содержательности, часто отсутствуют коммуникативные речевые навыки, часто присутствует эхолалично аутистическая речь.

Эхолалия – это автоматическое повторение услышанных слов и фраз, которые близкие ребенка могут принимать за речь.

Сейчас поясню. Ребенок говорит. Иногда словами, иногда предложениями. Иногда поет песни и читает стихи Чуковского наизусть. Знает английский и русский алфавит (проговаривает как мантру), цифры и названия цветов на двух языках. Что на планшете смотрел – запомнил. Некоторые родители в этот момент думают, что у них вундеркинд. Но он с ними не разговаривает. Не просит пить или есть. Не отвечает ни на один вопрос. Он вообще ни слова не понимает из того, что они говорят. Как и из того, что сам транслирует. Звуковую оболочку слова он запомнил, а с предметом не связал.

Один мой юный ученик, когда обижался на меня, начинал хмурить брови и обиженно петь: «Облака, белогривые лошадки».

Итак, мы пришли к определению:

Сенсорная алалия – это нарушение восприятия и понимания речи, обусловленное поражением височных долей левого полушария головного мозга (центр Вернике).

Физический слух у детей с алалией в норме.

На начальных этапах может наблюдаться (не у всех) симптом акустической агнозии, когда ребенок не различает звуки.

ВАЖНО – поэтому сначала логопед дотошно выясняет, как реагирует ваш ребенок на окружающие звуки. Если никак – надо начинать работать со слуховым вниманием. Пока ребенок не начнет различать неречевые и речевые звуки на слух, продвижений в речевом развитии у него не будет. Причем, он может при этом говорить спонтанно разные слова, но на звуки не реагировать.  Когда кто-то бьет в барабан у него за спиной, он даже не обернется.

При сенсорной алалии ребенок слышит слово, но из-за поврежденных клеток коры головного мозга информация о нем не обрабатывается и не передается в другие отделы мозга.  

В незнакомой обстановке такие дети могут чувствовать себя неуютно, могут быть плаксивыми, раздражительными. Ребенок дома мог привыкнуть к голосу матери, мог начать выделять его из общих шумов. Но речь нового человека в новом месте может быть для него испытанием.

Неречевая симптоматика

- Общая моторная неловкость, неуклюжесть. Затруднена моторика пальцев рук;

- Недоразвитие памяти, внимания, мышления, особенно на уровне произвольности и осознанности;

- Нарушена слухоречевая память;

- Наиболее сохранна зрительная память (поэтому этим детям может помочь чтение, можно прочесть то, что сложно воспринять на слух);

Под влиянием речевого нарушения у детей формируются патологические качества личности и невротические черты характера: неуверенность в себе, напряженное состояние, раздражительность, склонность к слезам.

Я надеюсь, некоторый экскурс в теорию помог вам лучше понять Тимура.

Итак, он пришел ко мне в пять лет. Обычно я с таким поведением отправляю на ABA-терапию. Но выяснилось, что с Тимуром можно договориться. И мы начали договариваться.

1. Я установила границы:
Нельзя лазить по шкафам. Нельзя выкидывать игрушки из окна. Нельзя есть пластилин. Нельзя забирать мои игрушки домой.  Даже если очень хочется.
Да, это сопровождалось криками и плачем. Но я кремень.

2. Я учила Тимура отдавать предметы:
Будем честны, ребенок, который не отдает вам что-либо - не жадина. Для него это неизвестная территория. Он не знает, что будет, если он отдаст игрушку. Вдруг ее не вернут? А она ему самому нужна.  
Поэтому мы тренировали понимание инструкции «Дай» на ненужных ему предметах. Я вкладывала Тимуру в руку кубик, раскрывала свою ладонь и просила его отдать. А когда Тимур исполнял мою просьбу, я его очень хвалила и вознаграждала чем-то действительно интересным, например, бензовозом. А когда я начала просить что-то важное, я тут же возвращала это назад и снова очень хвалила Тимура. Эта проблема прошла. Он понял, что отдавать предметы не страшно, они вскоре вернутся.
Помимо «Дай», в ход пошли и другие инструкции: садись, иди, стой, включи, открой и т.д. Развитие понимания речи стало способствовать снижению нежелательного поведения.

3. Обучение просьбе:

У Тимура не было неречевой слуховой агнозии, он отлично различал неречевые и речевые звуки. Также ему сразу легко удавалось повторять почти любые слова. Поэтому все свои любимые игрушки он сразу запомнил, и начал просить. Это опять же способствовало продвижению цели с отдаванием предметов. Если ты что-то отдал - попроси, и тебе тут же это вернут. Так Тимур научился регулировать ситуацию без криков.

4. Дети не всегда кричат, когда что-то хотят. Иногда они так отказываются от того, чего не хотят:

Значит надо научить ребенка отказываться. «Не хочу», - говорит Тимур сейчас. Если я подхожу близко к его игрушкам он говорит – «Отойди». Раньше в этой ситуации он начинал драться. Сейчас он со мной не дерется. Зачем тратить лишнюю энергию, если можно просто попросить?

Сейчас наши занятия похожи на занятия. Мы сидим за столом. Если Тимур хочет встать и походить, он сообщает о своем намерении словом: «Иду». Если он ложится на пол и катает машинку, я предупреждаю его, что пора возвращаться за стол. Он берет меня за руку и возвращается.
А что с речью? Он проявляет инициативу в общении - сам общается с родителями отдельными глаголами и существительными. Просит их что-то ему нарисовать, включить, налить, слепить из пластилина. Говорит о том, что хочет есть, и во что будет играть. Сообщает о своем намерении сходить в туалет. Может задать взрослому вопрос «Где предмет?», если что-то потерял. Отвечает на простые вопросы ( что летит? кто плывет? и т.д.). На повестке дня простая фраза.

Оглядываясь на весь этот путь, хочется сказать:

-  Дети нуждаются в скрупулезном и методичном обучении правилам. Они могут не знать, а как еще сделать, чтобы получить желаемое. Или как сделать, чтобы чего-то избежать? Если ребенок не желает вас слушать и делает только то, что он хочет, не надо думать что «это такой характер». Истерики в магазине возле не купленной игрушки, это не проявления воли ребенка. Воля всегда направлена на себя. Это проявление незрелой эмоциональной сферы.  Нарушение поведения ребенка будет мешать его овладению речью (а ему и так сложно).  

- Своевременно замеченная сенсорная алалия поддается коррекции. Вторичные аутистические черты станут почти незаметны; эхолалия сгладится, когда ребенок начнет понимать речь. Главное, вовремя обратить внимание на то, как воспринимает речь ваш ребенок. Поворачивает ли трехмесячный младенец голову на резкий звук? Ищет ли источник звука, если слышит вашу речь? Понимает ли шестимесячный просьбу «дай ручку», или «поцелуй маму?». Покажет ли десятимесячный пальцем на игрушечный мяч или кота (или любые другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок), если вы попросите?  Не надо ждать трех лет, чтобы обнаружить проблему. Это все становится видно гораздо раньше.

Логопед для неговорящих детей, Светлана Леонтьева.

Литература:

- Детская поведенческая неврология. В 2 т. Т. 2 / Чарльз Ньокиктьен, 2021 год

- Клиника речевых нарушений Карелина И.Б., Соломатина Г.Н., Шиленкова В.В., Елецкая О.В., Строганова В.В., Усенкова Е.В., 2023 год

Я есть здесь https://vk.com/logo_svetlana

Дети и родители

12.2K постов15.2K подписчиков

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов