Ready to set  sails

Про паруса ещё расскажу. Вернее, про то, как же с ними управляться. Неспроста человечество с древних времен старается

облегчить себе физическую работу. Придумали и рычаг и колесо, потом и блоки выдумались и лебёдки. Кому охота до хруста в

спине и ободраных ладоней тянуть толстенный канат, ради результата, который на первый взгляд и не виден вовсе? Современные

яхты оборудованы специальными лебедками, при помощи которых, даже в самую крепкую погоду выбрать (вытянуть) любой шкот или

фал можно "в одного". Намного сложнее всё на традиционных исторических репликах. Ну, не было в 18 ом веке лебёдок, не говоря уже

о 10 ом. Начну, пожалуй, с примера Штандарта. Когда человек впервые ступает на борт, голова идёт кругом от обилия веревок и

снастей, теряющихся где-то высоко над головой. Как хорошо структурированная лапша, только новичку от этой структуры не легче.

Мне повезло впервые оказаться на Штандарте в Португалии, когда корабль стоял на ремонте, и ни мачт, ни снастей на нём не было.

И мне как раз довелось работать с командой такелажников, которым предстоядо "собрать" весь рангоут и развесить всю лапшу

снастей как и куда следует. С каждым следующим днём каждая новая веревка укладывалась на мачте и в голове, продолжая составлять

целостную картину, уловив закономерность которой всё без труда становится на свои места. Эта поднимает и удерживает рей на своём

месте. Во время плавания мы ее не трогаем, если не хотим уронить тяжеленное бревно вместе с парусом на палубу. Эта - через

систему блоков разворачивает рей относительно мачты, чтобы регулировать угол, под которым парус расположен к ветру. Эта, которая

потоньше, пробегая через деревянные клотни идёт к нижнему краю паруса и используется при его уборке, для того, чтобы притянуть

весь парус с самого нижнего края к рею. И так далее. С названиями всё чуть сложнее. Читая на схеме название вроде крюйс-стень-

штаг-простигосспаде, первоначально думаешь о мертвых языках ушедших племен. На деле всё просто: штаг - значит оттяжка мачты,

идущая от неё в сторону носа. Стень - значит вторая ступень мачты. (Да, мачты на Штандарте составные, из нескольких сегментов -

стенег. Сложно найти прямое достаточно прочное 30-метровое бревно, плюс есть ряд других нюансов). Крюйс - значит снасть

относится к задней мачте корабля. И сразу в голове чёткая картина, что это за снасть и зачем нужна. Для того, чтобы поставить

или убрать паруса на Штандарте, в целом много народу не нужно. Правда, за счёт их количества, по времени процесс может растянуться.

Отсюда и необходимость в парусном аврале. На большинство снастей достаточно двоих, но в суровую погоду их число растет. Ну а

дальше, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за шкот, и тяни, пока не вытянется. Есть, кстати, целая наука как тянуть парус,

а не спину. Несколько простых трюков радикально облегчат жизнь. Главный из них - "хорошо кушай". Даже не особо спортивным

толстячкам в этом плане проще, чем жилистым и подтянутым юношам и девушкам. Совсем иная история, когда лезешь работать на мачту,

но об этом потом. Также есть специальный метод для двух человек. В английской терминологии я слышал забавное название sweaty

and taily. Один потеет, характерными рывками выбирая длину, второй удерживает хвост, не давая слабине выдаться обратно. Зная

ещё несколько трюков, ставить прауса на Штандарте относительно просто. Ведь реи, на которых они закреплены, стационарно

находятся на своих местах, и остается работать только с парусом. А вот на драккаре парус поднимается и опускается вместе с реем.

И весит всё это хозяество около двух тонн, которые нужно взгромоздить на 20 метров вверх. А иногда, кстати, парус сырой и более

тяжёлый. И зачастую качает. Да и в штиль парус не вешают. Вот тут развлечение для упорных телом и духом. Зови двадцать своих

друзей, а лучше вообще всех, кто есть на борту, и, добро пожаловать к шпилю. Folk på spillet. Шпиль - примитивная горизонтальная

катушка, сделаная из цельного бревна с отверстиями под стопора и рычаги. Вращая шпиль, фал накручивается на него, и, проходя

через топ мачты, тянет рей с парусом наверх.

Слаженность команды появляется мгновенно, и даже ярчайшие индивидуалисты быстро

понимают, что не в такт со всеми, а одному, затащить две тонны на мачту не получается. В целом, обычно, даже объяснять не надо.

Со стороны выглядит очень красиво и эффектно. Изнутри - в той же степени потно. Кстати в Вашингтоне даже решили установить

рекорд. Вроде бы получилось минут 7. Осложняется всё тем, что посередине мачты нужно совершить определённый кульбит, чтобы развернуть

рей перпендикулярно кораблю. На Кон-Тики парус поднимался схожим образом, правда шпиля у нас не было. Не додумались инки до него в

своё время, а эксперимент должен быть чистым. Вот всемером мы и затаскивали парус вместе с реем на верхушку мачты без каких-либо

приспособлений. Жизнь облегчало то, что рей был собран из относительно легкого бамбука, да и парус был втрое меньше. Хотя,

признаться честно, хватало с головой. Про подъём паруса, пожалуй хватит. А про управление и уборку как-нибудь потом расскажу.

Ready to set  sails Парусный спорт, Путешествия, Приключения, Корабль, Моряки, Море, Длиннопост
Ready to set  sails Парусный спорт, Путешествия, Приключения, Корабль, Моряки, Море, Длиннопост
Ready to set  sails Парусный спорт, Путешествия, Приключения, Корабль, Моряки, Море, Длиннопост
Ready to set  sails Парусный спорт, Путешествия, Приключения, Корабль, Моряки, Море, Длиннопост
Ready to set  sails Парусный спорт, Путешествия, Приключения, Корабль, Моряки, Море, Длиннопост

Сообщество моряков

1.5K постов5.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила пикабу.