Пётр I Великий и обучение дворян

«Пётр I Великий ставил перед собою цель создать могущественное дворянское государство. Между тем дворянство не было подготовлено к пониманию и осуществлению государственных задач, которые стояли перед ним.


Только столичное московское дворянство представляло собой исключение. Эти люди правили страной, имели соответствующие знания, опыт, считали государеву службу своим правом, своим призванием.

Пётр I Великий и обучение дворян Элита, Петр I, Развитие, Инстинкт, Величие, Талант, Профессионал, Дворяне, Образование, Высшее образование, Длиннопост

Выходец из крестьян, выдающийся экономист Посошков писал: «Людей на службу нагонят множество, а если посмотреть на них внимательным оком, то кроме зазору ничего не узришь. В пехоте ружье было плохо и владеть им не умели, только оборонялись ручным боем, копьями и бердышами, и то тупыми, и меняли своих голов на неприятельскую голову по три и по четыре и гораздо больше. А если на конницу посмотреть, то... клячи худые, сабли тупые, сами скудны и безодежны, ружьём владеть никаким неумелые; иной дворянин и зарядить пищали не умеет, а не то что ему стрелять по цели хорошенько. Попечения о том не имеет, чтобы неприятеля убить; о том лишь печется, как бы домой быть, а о том ещё молится богу, чтоб и рану нажить легкую, чтобы не гораздо от неё поболеть, а от государя пожалованну б за не быть, и на службе того и смотрят, чтоб где во время бою за кустом притулиться, а иные такие прокураты живут, что и целыми ротами притуляются в лесу или в дому. А то я у многих дворян слыхал: дай бог великому государю служить, а сабли из ножен не вынимать».


Пётр энергично и разными мерами добивался того, чтобы все дворянство считало государеву службу своим почетным правом, умело править страной и начальствовать над войсками.


Чтобы сделать дворян пригодными для достижения тех целей, которые стояли перед ними, чтобы вырастить из них государственных деятелей, военачальников, флотоводцев, нужно было прежде всего распространить среди них образование.


И вот Пётр установил новую обязанность дворян -учебную. С девяти до пятнадцати лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифирии и геометрии». Обучались и в специальных школах — «цифирных», «навигатских», артиллерийских, фортификационных и других.


С пятнадцати лет дворянин должен был идти служить. Две трети дворянской семьи шли на службу в армию и флот и только одна треть оставалась в гражданских учреждениях.

Освоение несложного курса науки было обязательным. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памети» — разрешения жениться.


Указами 1712, 1714 и 1719 годов был установлен порядок, по которому родовитость не принималась во внимание при назначении на должность и при прохождении службы. И наоборот, «худородные» дворяне и даже выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. […]


Этот порядок был закреплен в особой «Табели о рангах» 1722 года, по которой все должности в армии, во флоте, в гражданских учреждениях были разделены на четырнадцать рангов, начиная от фендрика — младшего офицера — до генерал-фельдмаршала в армии, от мичмана до генерал-адмирала на флоте и от коллежского регистратора до канцлера в гражданских учреждениях. Все чины Среди русского дворянства было много людей отсталых, закосневших в стародедовском «обычье», не желавших никаких новшеств. С недоумением и злобной завистью наблюдали эти ревнители старины, как царь окружал себя иноземцами да «худородными», оставив в тени иных родовитых. […]


Среди русского дворянства было много людей, недовольных тяготами нескончаемой службы государевой, постоянными войнами, непривычной напряженной деятельностью, — людей, которые рады были бы сбросить с себя кафтаны и парики и сидеть безвыездно в своих поместьях.


Многие дворяне не хотели учиться, боялись «цифири» и «навигации».


Петр сам производил смотр дворян, устанавливал, кому где учиться, где служить. В 1704 году он «разобрал» около шестисот недорослей «знатных самых персон»: Голицыных, Хованских, Лобановых-Ростовских, Черкасских и других. Вызвал к себе Петр и взрослых дворян, проверяя, как они несут службу.


Пётр, сам беззаветно служивший России, требовал и от дворян службы напряженной, тяжелой, невиданной в Московской Руси. Петр прислушивался к голосу людей из разных сословий и вводил коллегиальность обсуждений в делах, но не имел времени доказывать непонимающим и несогласным необходимость преобразований. Он и здесь не доказывал, а принуждал. Уклонявшихся от службы так называемых «нетчиков» жестоко преследовали. В имения за «нетчиками» посылали особых людей-посылщиков.


Указ от 11 января 1722 года подвергал «нетчика» «шельмованию» - гражданской казни, объявляя его вне закона. Каждому, кто укажет на скрывающегося «нетчика», была обещана половина его имущества.


Пётр не считался с интересами каждого дворянина в отдельности, он поставил своей целью укрепить положение дворянства в целом. Он решал задачи, стоявшие перед дворянским государством.


Пётр заставлял дворян приниматься за непривычное дело, полагая, что, так же как гвардеец всегда должен быть «на месте» и готовым решать любую задачу, так и дворянин должен успешно выполнять любое поручение».


Мавродин В.В., Основание Петербурга, «Л., «Лениздат», 1978 г., с. 131-149.


+ Ваши дополнительные возможности:

1) 112 дополнительных материалов VIKENT.RU по теме — «О развитии юношей и девушек»

2) ВИДЕО: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и КОНТР-ИНСТИНКТИВНОСТЬ